NoCode в Mobile
Вы наверняка уже знаете, что только ленивый не клепает лендосы на Тилде. А как быстро и дёшево создать работающие мобильные приложения в десятки раз быстрее и дешевле, чем заказывать их у фрилансеров или студий? И вообще, NoCode в Mobile - это миф или реальность? Давайте разбираться.
Немного истории
Я начал заниматься мобильной разработкой 9 лет назад ещё при жизни Джобса в эпоху скевоморфных интерфейсов. За это время много воды утекло и было предпринята не одна попытка создать "серебряную пулю" для быстрой разработки мобильных приложений. Основные на моей памяти: PhoneGap, Titanium, Xamarin, QT и даже, представьте себе, Delphi!
Проблемы веб-оберток серьезно сказывались на производительности, а такие как Xamarin требуют (как это ни странно?) также серъёзных скиллов и изучение инструмента.
Из последних более-менее популярных я бы отметил React Native (Facebook) и Flutter (Google). Последний, на мой взгляд, заслуживает отдельного внимания. Но все они требует изучения или знания языка программирования, библиотек и инструментария. Все это уже эксплуатируют фрилансеры, компании и студии, чтобы окучить сразу несколько платформ и, конечно, окучить (простите, удовлетворить) заказчиков.
Спускаясь на нативный уровень мы, в основном, так и имеем привязку к Objective-C/Swift или Java/Kotlin. Это даёт гораздо больше гибкости, производительности, но чревато изучением нативной разработки под обе платформ iOS и Android. Про всякие Blackberry, Windows Phone и другое г, полагаю, можно уже забыть.
Что же делать бизнесу или стартапам?
Конечно, без своей команды разработчиков вы как без рук. И даже найти адекватного разраба за вменяемые деньги, удержать его сейчас проблема. Но есть фриланс. Есть студии.. Сколько стоит? В основном, дорого. И допиливать потом будет дорого, долго и больно. Это как с сайтами 10-15 лет назад. И бабло косили вагонами студии и трава зеленее была. Погодите, скажете вы, а как же WordPress, Joomla, Drupal и еже с ними? И будете правы. Все, что прошли сайты проходит и мобайл прямо сейчас.
Итак, допустим, у вас есть "мегаидея" своего приложения, сервиса или просто текущая бизнес-задача. И вам не сильно то хочется сначала сделать то, что никому на фиг не надо за внушительный бюджет, а потом бегать это продавать, приставая ко всем "купи слона".
Есть другой вариант - это NoCode, LowCode и самостоятельное создание прототипов, MVP и даже продуктов. И это также уже работает в Mobile. Думаю, объяснять, что самостоятельная разработка сокращает раз так в 5-6 время на бесконечные согласования, ТЗ, подбор исполнителей, приёмку и ещё кучу всего, за что нужно платить. А использование NoCode сокращает собственно и время на разработку раз в 5 (я засекал лично).
Дайте две
Итак, считаем. Вооружившись XCode, Swift и Firebase я потратился на разработку прототипа под iOS около 7 дней.
Конечно, ещё потратил месяцы и годы на изучение собственно программирования под iOS. Андройда нет. Но можно попробовать поизучать Flutter пару месяцев чтобы сразу "двух зайцев". И всё равно, будет много работы, не уверен, что в 2 раза меньше под обе платформы.. А как же админ-панель, рассылки и другие сферические кони в вакууме?
Быстро осознав, во что я ввязываясь, решил пойти "другим путём", который у программистов не особо-то в почёте.
Первое, это AirTable. Нет, это не просто "продвинутая электронная таблица". Присмотритесь внимательнее и включите воображение. Я сделал на базе AirTable полноценную систему учёта и админ-панель с формами. Задействовал AirTable API, JS скрипты синхронизации (как-то нативно разобрался) и автоматизации (которые интуитивно понятны):
Второе, я за 4 вечера ( 4 вечера, Карл!) собрал на Adalo со связкой AirTable + Integromat упрощённый прототип под iOS и Android, в первый раз работая там. И этот прототип, к слову, мало чем отличается по функциональности от первоначального/нативного:
Конечно, внимательный читатель обнаружит небольшие различия в анимациях и функциях. Во втором варианте нет возможности скачивать, кешировать аудио и нет плавающей панели проигрывателя. Скажите себе честно : "На первом этапе это решит все проблемы стартапа или затык будет в чем-то другом?". Интуиция мне подсказывает "узкое место будет в чем-то другом".
Оно работает, сообщения отправляются, запись к мастеру и уведомления на почту также работают. В несколько кликов (ладно минут 20 провозился..) настроил TestFlight, Google Play Console, собрал APK и IPA сборки и отправил их на рассмотрение в Google Play и iTunesConnect (Apple). Проверили, можно скачать и потыкать всё:
Ссылка на открытое iOS бета-тестирование:
Ссылка на Android тестирование:
Ссылка на веб-превью (может тормозить на слабых смартфонах):
&ToGo
Теперь у вас точно не будет отговорки, типа:
- "Знаешь, у меня есть классная идея, но я не разработчик..".
Потому что классный продукт, это не то, что ты делаешь, а то что ты продаешь. То, что нужно рынку и вашим клиентам. Как это быстро понять? Нужно быстро и дешёво тестировать свои бизнес-гипотезы. Этому я, конечно, научился в PU от Аркадия Морейниса и Алексея Черняк - за что им огромная благодарность.
Воплощайте свои самые смелые идеи и создавайте свой крутой цифровой мобильный продукт! Теперь вы сможете создавать мобильные приложения сами.
Без программистов, без дизайнеров, без кода.
КОДА
Возможно, меня проклянут фрилансеры, дизайнеры, программисты и другие люди за это, но новые технологии неизбежно будут отбирать у кого-то работу.. Давайте честно ответим, где эти студии веб-разработок, которые лепили веб-решения для бизнеса? Конечно, их сожрала Тильда, WIX, Битрикс, Amo CRM и т.д. Впрочем, "сложных" проектов ведь ещё достаточно, а профессионалы в ИТ просто обязаны учиться быстро и адаптироваться.
Если у вас есть своя идея, есть желание открыть для себя новые уникальные возможности и сделать самостоятельно продукт, который решает ваши или задачи бизнеса, вам будет полезен этот вебинар о NoCode в Mobile:
Кто знает, возможно это сэкономит вам на первой стадии колоссальное количество ресурсов или даже ускорит бизнес..
Всем успехов, реализации своих невероятных и вероятных идей и, конечно же, здоровья в новом году! Ушёл "пилить" свою новую идею.