Как я искала маркетолога в международный технологический стартап

Как составить вакансию; где искать специалистов и сколько это стоит; что давать в качестве тестового и сколько нужно лягушек перецеловать (зачеркнуто) резюме пересмотреть, чтобы найти классного сотрудника.

Полтора года я руководила отделом маркетинга в международном стартапе «Анизопринт». Компания производит композитные 3D-принтеры для B2B — производственных компаний и университетов Европы и Азии.

Начинала одна, но примерно через месяцев 9 стало очевидно, что я зашиваюсь, и нужно было искать сотрудников. Каналов продвижения и направлений деятельности у нас было много, поэтому требовался достаточно универсальный человек, понимающий базу маркетинга и способный её применять к разнообразным задачам. Должность я назвала «контент-маркетолог», потому что решила, что всё, в чем нужна помощь, по сути является контентом: статьи, посты в соцсеточках, видео, фото, рассылки и так далее.

Я выделила для себя несколько основных критериев отбора:

  • общая внимательность, грамотность и сообразительность — на мой взгляд, обязательный навык любого работника, а в нашей сложной сфере — тем более;

  • знание английского — почти вся коммуникация англоязычная;

  • хороший визуальный вкус — моя слабая сторона, которую и должна была закрыть новая коллега.

Как составляла вакансию

Поскольку я маркетолог, то, конечно, знаю, что любой текст должен рассказывать о том, как описанное закроет нужды читателя (а мои нужды только во вторую очередь). Поэтому вакансия начинается с описания компании, возможностей и задач, а потом уже требований. Также я привела примеры контента, который мы уже делали, чтобы человек мог сопоставить это со своими представлениями о мире и сразу понять, подойдем ли мы друг другу.

Признаюсь, колебалась на тему, указывать ли заработную плату, но потом всё же указала — вспомнила, как бесят вакансии без неё.

Ничего формального типа образования или идентичного опыта я не указывала — конечно, обращала на это внимание, но уж точно не отсеивала по этим признакам автоматом, как это любят делать эйчары (простите, эйчары). Вообще, из «требований» там по сути только английский, без которого никуда, ну и общее понимание маркетинга, которое в этом случае выражается в умении донести до аудитории нужные посылы.

Вакансия получилась такой: https://bit.ly/3hrGr12

И вот лайфхак номер 1, помогающий сделать первый отсев кандидатов по критерию «внимательность»: в самом конце я указываю, куда именно нужно откликаться и с какой темой письма. Эту фишку я у кого-то подсмотрела еще сто лет назад, и, о боги, как много людей не справляются с этим! Вот примеры:

Это всё письмо целиком:)
Это всё письмо целиком:)
Как я искала маркетолога в международный технологический стартап
Как я искала маркетолога в международный технологический стартап
Как я искала маркетолога в международный технологический стартап

Ну и конечно, никуда без людей, которые ошиблись в названии компании. Вообще, у нас уже золотой фонд этих неправильных названий, так что чисто статистически такие кандидаты обязаны были быть.

Как я искала маркетолога в международный технологический стартап

Кто-то скажет, что я слишком докопалась, ошибки бывают. Что уж, я и сама однажды неправильно написала имя какого-то биг босса в отклике на вакансию (потом извинялась, но мне не ответили:). Тем не менее, как показывает практика, невнимательность в таких мелочах — предвестник невнимательности и во всём остальном. Письма с неверными темами я, конечно, не удаляла сразу, но обычно содержание соответствовало теме.

Всего откликов получилось примерно 103. Примерно, потому что часть я удалила, расстроившись, что на вакансию контент-маркетолога отзываются люди, пишущие с грамматическими ошибками, а часть — вообще писали в мессенджеры, на них я смотрела так:

Как я искала маркетолога в международный технологический стартап

Куда постила вакансию

Вакансию я повесила везде, где можно, с учетом бюджета, который был «чем меньше, тем лучше». Из платных:

  • hh.ru;
  • vdhl.ru.

Бесплатных получилось гораздо больше, например, сайты:

  • mediajobs.ru;

  • grintern (они, кажется, сами предложили разместить, но там только кандидаты без опыта);

  • биржа Главреда https://work.glvrd.ru/ — тут писала специалистам сама, много хороших, но все были заняты (видимо, правда хорошие).

Телеграм-каналы:

Еще из телеграм-каналов я знаю такие, но не постила в них:

Также были посты в профильных группах на фб (имхо, там в большинстве своем не очень опытные/старательные ребята, но почему бы не попробовать):

Забавно то, что в итоге сотрудницу мы нашли по знакомству, ну ладно:) хорошие кандидаты из поиска «с улицы» тоже были.

Тестовое

Всего до этапа тестового задания дошли 14 человек. Итак, здесь мне нужно было проверить, сможет ли человек полноценно писать на английском; как у него с визуальным вкусом + общую сообразительность. Таким образом, задание состояло из 2 частей:

  • (проверяем английский и сообразительность) написать на английском 2-3 предложения о том, чем занимается компания. С одной стороны, это не суперпросто, поскольку сфера сложная, но всё же на сайте у нас это расписано довольно доходчиво, так что нужно было просто немного сообразительности;

  • для проверки визуального вкуса я взяла реальную рабочую задачу, а именно — привести 3 примера упаковки, в которую можно было бы положить напечатанные детали для отправки клиентам. В результате мы ожидали условные картинки коробок с пинтереста с приличным дизайном (на функциональность внимания особо не обращали, так как тут надо глубже знать специфику, тем не менее, кандидаты задумались и об этом, что весьма приятно).

Как ни странно, но на этом этапе оказалось несколько человек, которые не могут писать по-английски, хотя это было почти единственным требованием в вакансии. Некоторые ничего не ответили на тестовое, некоторым отказали мы сами.

Интервью

Приглашение на интервью получили 6 человек. 6 из 100! На самом деле, это круто — оказаться в таком меньшинстве. С другой стороны, это как бы печально намекает на качество специалистов на рынке.

У всех этих людей были прилично выглядящие резюме и/или портфолио, они писали без ошибок и нормально общались. Почти у всех был интересный разнообразный опыт.

В итоге выбрали одну специалистку, которая была живее и активнее всех; с которой было приятнее всего общаться и чьи взгляды больше всего совпадали с нашими. По факту, это всё очень субъективно, так что отсюда вывод — не расстраиваться после неудачных собеседований.

Сейчас нанятая сотрудница продолжает успешно работать, отлично вписалась в команду и сделала её еще больше командой мечты:)

А статистика получилась такая:

Как я искала маркетолога в международный технологический стартап

Бюджет: 3200 рублей и несколько (по ощущениям очень много) часов моего времени.

33
9 комментариев