Увольнение как акт творчества: как я выходила из творческого застоя
Эта история началась в феврале 2024 года, когда мне написали в Instagram с предложением пройти собеседование на должность визуального дизайнера в стартапе. Сразу хочу отметить, что это предложение было невероятно важным, так как за пару месяцев до этого я поймала себя на мысли, что достигла потолка на фрилансе и не знаю, что делать дальше, куда двигаться и как развиваться. Решений было несколько: пойти в найм, получить второе высшее образование или взять наставничество у крутого дизайнера.
Итог: мне написали из стартапа с предложением о работе в их команде.Мой ответ? Очевидно, да. Я должна была успешно пройти собеседование и попасть в эту компанию — я была уверена, что это поможет мне понять, куда двигаться дальше.
Спойлер: помогло.
глава 1. фриланс:(
Вообще, о найме я задумывалась примерно после каждого моего путешествия. Так получилось, что каждый раз я сталкивалась с трудностями, тратила много сил и энергии только из-за того, что была на фрилансе.
Например, заказчик говорил: «Вышлю деньги в пятницу», но случались задержки, что-то еще — и в итоге деньги приходили только в среду на следующей неделе. Всякие мелкие ситуации, которые выбивали меня из колеи и заставляли задуматься меня о найме происходили постоянно. Но как только я попадала в безопасную среду, например, возвращалась домой, желание работать в найме пропадало.
Однако причиной моего решения сделать большой шаг и уйти в найм было нечто другое. Все-таки временные трудности на то и временные — они проходят. А вот основная причина — сильный застой в профессии — никуда не собиралась исчезать, и я это очень хорошо чувствовала.
В какой-то момент, работая над брендингом для бренда одежды, я поняла, что мои мысли и идеи ничем не отличались от тех, что возникали при создании предыдущих проектов. До этого я работала с маркетинговым агентством и брендом табака, но концепции в моей голове рождались одинаковые для всех трех случаев. Каждый из этих брендов мог бы существовать в рамках одной идеи — различия проявлялись только в визуализации и деталях реализации.
Сейчас я могу с уверенностью назвать этот период предвестником творческого кризиса. Я не была к нему готова и помню, что за пару месяцев до его пика говорила, что чувствую себя прекрасно (хотя обычно зима изрядно высасывает из меня все силы). Но оказалось, что эта зима не стала исключением. Я не знаю, связано ли это было с работой и застоем или нет, но то состояние стало одним из самых сложных в моей жизни. Возможно, просто все сложилось слишком удачно — но в плохом смысле.
Как я уже сказала, для решения этой проблемы я выделила три пути: пойти в найм, получить второе высшее образование или взять наставничество у крутого дизайнера. Я уже села выбирать вуз, смотреть, куда хочу поступить и что для этого нужно, но вот февраль и я получаю (почти неожиданное) предложение о работе, прохожу собеседование, делаю тестовое задание и попадаю в команду.
глава 2. найм:(
Сразу хочу сказать: если вы сейчас переходите в новый формат работы — из найма во фриланс или наоборот — это будет тяжело. Но через пару месяцев (у меня прошло четыре) стало проще, а через шесть я уже чувствовала себя как рыба в воде. Дальше вдаваться в подробности не буду — просто выделю важные аспекты найма, которые мне понравились и не очень в сравнении с работой на фрилансе.
Плюсы:
- первое! самое главное -опыт!Ты попадаешь в команду, которая работает над одним продуктом, изучаешь его, учишься с ним работать и правильно визуализировать. Плюс постоянно общаешься с командой о продукте и о том, что вы будете с ним делать. Это очень сильная концентрация на большой и общей идее.
- второе! смена паттернов и выход из зоны комфорта!Это как раз то, что я искала. К счастью или к сожалению, но творческий рост невозможен в комфортных условиях. Есть такое понятие — «ментальные шаблоны». Они формируются именно из-за комфортной среды, в которой человек находится длительное время. В итоге вы перестаете творить, ваше креативное «я» затухает, и возможность создать что-то действительно интересное становится все меньше. Это как раз то, что случилось со мной.
ментальные шаблоны— устойчивые структуры которые формируются в нашем мозге с опытом и они облегчают обработку информации. Мозг постоянно стремится минимизировать усилия и сократить время на принятие решений, особенно когда сталкивается с повторяющимися задачами.
- третье! стабильность — очевидно!Конечно, это самый очевидный плюс и основная причина, по которой многие хотят попасть в найм — стабильный ежемесячный доход. Тут даже нечего объяснять, все и так понятно.
Минусы:
- первое! зависимость!Зависимость от команды и необходимость отчитываться перед руководителем за рабочие часы, особенно когда тебе нужно куда-то уехать, — это терпимая история. Но после четырех лет на фрилансе это оказалось действительно сложно. В какой-то момент ты начинаешь думать о работе, о завтрашнем понедельнике — и это начинает тревожить. Конечно, на фрилансе ты тоже зависишь от дедлайнов и заказчиков, но, например, после перелета можешь поработать ночью, чтобы успеть сдать проект. А заказчику, в отличие от работодателя, неважно, делал ты работу днем или ночью — главное, чтобы она была сдана в срок.
- второе! в найме есть пересечения с фрилансом!То, от чего ты будто бы бежишь на фрилансе, догоняет тебя в найме. В нашей команде случались переработки, и даже несмотря на то, что я сразу отказалась от такой практики, бывали дни или даже недели перед запуском кампании, когда перерабатывать все же приходилось. И тут возникает вопрос: ты вроде бы уходишь от этого паттерна на фрилансе, но попадаешь в него же в найме. То же самое может случиться, например, с задержками зарплаты. У меня такого не было, но я знаю, что многие выбирают найм именно для того, чтобы избежать таких ситуаций.
- третье! круговорот дизайна !устаешь от дизайна продукта. Все дизайны верстаются за пару минут и уже особо ничего интересного, креатив уходит в ноль.
Но найм действительно заставил мой мозг работать. Ведь я, как дизайнер, взаимодействовала с одним продуктом в разных департаментах: SMM, маркетинг, paid-продвижение, разработка. Это материалы для Instagram, печати, для разработчиков, экраны для видео — и все это для одного продукта.
Мозг начал функционировать в совершенно другом режиме, и постепенно я, как творец, перестроилась на новую волну, отличающуюся от того, что было раньше. Я вышла из зоны комфорта и столкнулась с новыми трудностями и в тот момент, когда я начала чувствовать, что что-то изменилось, но еще не знала, что с этим делать, произошел сильный толчок, который помог мне пересмотреть и переосмыслить всё то, что я делала до этого. В моем случае это привело к пониманию, что я добилась того, чего хотела.
Собственно, в августе я поймала себя на мысли, что готова уволиться в ближайшее время, и вот, пару месяцев назад, это произошло.
вывод:(
Найм стал для меня глотком свежего воздуха несмотря на возникающие трудности. Он возник как свет в конце темного туннеля и открыл новые грани моего творчества. Что выбрать — найм или фриланс — это решение каждого человека. Я лишь хотела поделиться своими мыслями и сказать, что иногда для выхода из творческого кризиса нужно поместить себя в некомфортные условия, создающие трудности другого формата, как бы парадоксально это ни звучало.
подробнее о пути на фрилансе и его сложностях можно послушать в подкасте щёлк. дизайн разгон
п.с. обязательная часть каждого черновика
Считаю, что и найм, и фриланс имеют свои плюсы и минусы, и каждый волен выбирать или вообще совмещать эти форматы.