Основа основ: влияние инфраструктуры на развитие города
Когда твоя инфраструктура на районе круче, чем твое утро 🚧✨
Формирование городской инфраструктуры всегда считалось задачей правительства, но в последние годы ситуация стала меняться. Государство стоит перед необходимостью постоянно расширять количество сервисов, но бюджетные средства у него ограничены. Приходится обращаться к частному сектору, чтобы привлечь финансирование и добиться лучшего соотношения цены и качества.
Городская инфраструктура — это комплекс сложных систем, обеспечивающих функционирование и развитие территории. Это транспортные сети, инженерные коммуникации и социальные объекты. Это учреждения культуры, спортивные комплексы и рекреационные зоны: всё, что необходимо человеку для комфортной и безопасной жизни.
Модернизация существующей инфраструктуры и создание новой невозможны без инноваций и инвестиций. Так возникают инфраструктурные проекты, в которых государство и частный бизнес нередко выступают равноправными партнёрами — ведь с появлением новых школ, детских садов, поликлиник и общественных пространств повышается привлекательность недвижимости.
Обзор инфраструктурных проектов в Москве
Для многих москвичей парк «Зарядье» стал любимым местом отдыха. Открытие этого объекта «природного урбанизма» состоялось в 2017 году.
Четыре ландшафтные зоны со своим микроклиматом, подземный комплекс, парящий мост — в проекте использовалось столько оригинальных решений, что он получил несколько наград в области ландшафтного дизайна.
Строительство парка осуществлялось за счёт средств столичного бюджета и обошлось в 14 млрд рублей. Но это — далеко не самый крупный проект. В 2016 году московское правительство представило амбициозный план по реорганизации и реновации промзоны, прилегающей к МКАД, под названием «Большой Сити».
В проект входит несколько жилых комплексов бизнес-класса, обустройство более 20 км набережных и 12 км пешеходных дорожек, масштабное озеленение и организация парковых зон. Работы по развитию территории будут продолжаться до 2035 года.
Крупные проекты Москвы (метро, дороги, мосты)
Весной 2023 года в Москве открылась Большая кольцевая линия метро. Идея создания второго кольца появилась ещё в конце 1960-х годов и была частично реализована в 1970-е, но всерьёз за реализацию этого проекта московские власти взялись только в 2011 году. Спустя 12 лет работы были завершены.
В прошлом году в столице появились 8 новых станций метро, причём некоторые из них — в Новой Москве. Появление станции «Потапово» в окрестностях Южного Бутово позволило начать реализацию планов по строительству нового района с 1,3 млн кв. метров жилья.
🎉В ближайшие планы по развитию транспортных магистралей Москвы входят:
- строительство почти 260 км дорог;
- соединение автомагистрали «Солнцево — Варшавское шоссе» со скоростным диаметром;
- возведение мостов через Москву-реку в районе Берегового проезда.
В числе других крупных проектов — больничные и спортивные кластеры. В частности, комплекс детской больницы на Рубцовско-Дворцовой улице и физкультурно-оздоровительный комплекс в Северном Измайлово. ФОК расположен на территории жилого массива, и жители района получат возможность заниматься спортом рядом с домом.
Историческая перспектива: как менялась инфраструктура
В 1960-х годах в столице завершилось строительство МКАД. В состав Москвы вошли такие районы, как Солнцево, Чертаново, Крылатское и Новогиреево. Площадь города тогда равнялась 87 000 га.
Ко второму десятилетию XXI века площадь Москвы составляла уже более 100 тысяч гектаров. В 2012 году столица снова приросла территориями, на сей раз — на юго-западе, а её размеры увеличились до 250 тысяч га. За время, прошедшее с момента объединения, в Новой Москве было открыто 10 станций метро и построено около 200 социальных объектов.
В самой Москве с тех пор благоустроили более 40 набережных, организовали десятки километров пешеходных маршрутов со смотровыми площадками и зонами отдыха. На благоустройство столичные власти тратят в год по 300 млрд рублей.
Протяжённость дорожной сети в Москве с 2000 года увеличилась в несколько раз. Только за прошлый год построили 100 км автодорог.
Что касается объектов социальной инфраструктуры, то их строительство тоже идёт ударными темпами: за 10 последних лет в столице появилось больше 500 новых школ и детсадов, 140 медицинских учреждений, сотни спортивных и культурных объектов.
Механизмы влияния на стоимость недвижимости
Инфраструктура — ключевой катализатор преобразования городов и районах. И она напрямую влияет на рынок недвижимости. Строительство новой автомагистрали и даже проведение высокоскоростного интернета — любой из подобных факторов формирует спрос на недвижимость и её стоимость.
Наличие в районе инфраструктурных проектов, как правило, повышает ценность недвижимости. Удалённые районы с хорошей экологией становятся ближе, и к ним начинают проявлять интерес покупатели. Наличие торговых и развлекательных центров, спортивных комплексов привлекает бизнес — растёт стоимость коммерческой недвижимости.
Если в районе развивается инфраструктура, это вызывает интерес у инвесторов в недвижимость, которые рассчитывают на повышение цены. А это, в свою очередь, ещё больше стимулирует рынок.
Наконец, со вводом новых объектов создаются рабочие места, из-за чего возникает спрос на жилую и коммерческую недвижимость.
Увеличение доступности и транспортной связанности
Транспортная инфраструктура влияет на стоимость недвижимости в районе самым непосредственным образом. Когда время в пути сокращается, то те районы, которые ранее считались отдалёнными, становятся более привлекательными.
Часто застройщики уже закладывают удорожание в стоимость проектов, если знают, что в скором времени рядом появится станция метро.
В зависимости от того, какой потенциал развития имеет район, цены на недвижимость могут возрасти на 10–30%.
Улучшение эстетики и комфорта городской среды
Общественные пространства тож�� оказывают влияние на привлекательность района. В условиях перенаселённого мегаполиса особенно ценится наличие парков, скверов, зелёных зон — мест, где можно насладиться чистым воздухом и близостью к природе, отдохнуть с семьёй.
Благоустроенные набережные и пешеходные дорожки, уличное освещение, фонтаны, скамейки — всё это необходимо для того, чтобы люди ощущали себя комфортно.
И, конечно же, важна общая эстетика: стильные фасады, яркие арт-объекты, малые архитектурные формы, создающие яркий и неповторимый облик города.
Создание новых рабочих мест и развитие бизнеса
Строительство инфраструктурных объектов вызывает появление рабочих мест: как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Например, с вводом новой станции метро появляется необходимость в обслуживающем персонале.
Это приводит к повышению спроса как на жильё, так и на коммерческую недвижимость — новым жителям нужны магазины, аптеки, общепит и разного рода услуги. В район подтягивается бизнес, что стимулирует местную экономику и ведёт к ещё большему росту коммерческой активности.
Исследование рынка: примеры и статистика
В Солнцево по программе комплексного развития территорий (КРТ) в ближайшие годы планируют построить 230 тысяч кв. метров жилой и коммерческой недвижимости. Будет проведено озеленение, появятся площадки для игр и занятий спортом. Первые этажи новостроек будут отданы под магазины, кафе, рестораны и точки малого бизнеса.
Рынок отреагировал на эту информацию: средняя цена квартир в Солнцево с апреля 2024 года увеличилась на 3 млн рублей, или на 10–15%.
Случайность или тенденция? Обратимся к статистике.
Сравнение стоимости недвижимости до и после реализации проектов
В 2024 году Солнцевская линия метро была продлена до станции «Потапово». Это произошло в конце года. По динамике цен на недвижимость в районе Коммунарка можно увидеть, что цены в течение 2023 года снижались, но во второй половине 2024 года начали расти. Самый заметный всплеск, на +4,63%, был отмечен в июле.
Средняя стоимость новостройки в Коммунарке со сроком сдачи в 2024 году составляла 11,4 млн рублей. Новостройки 2025 года поднялись в цене до 12,3 млн рублей. Рост — 7,89%.
Продажи по ДДУ в Коммунарке за прошлый год выросли на 4%, тогда как в целом по Новой Москве число таких сделок уменьшилось: в IV квартале 2024 года зарегистрировано 6700 сделок против 9 500 в IV кв. 2023 года.
Анализ районов с активными инфраструктурными изменениями
Появление в районе транспортной развязки или новой ветки метро не всегда линейно влияет на стоимость недвижимости. Если дом находится возле шумной магистрали, то квартиры в нём могут даже упасть в цене — как это случилось со «сталинками», расположенными рядом с Третьим транспортным кольцом.
Что касается метро, то дорожают в основном квартиры, находящиеся в радиусе 15 минут пешей доступности. Чем дальше от станции — тем менее заметно влияние.
Наличие крупного ТРЦ в районе может быть плюсом, если только при этом не увеличивается шум и поток автотранспорта. Например, жильё рядом с ТРЦ «Рио» подорожало на 6% больше, чем в среднем по району, а рядом с ТРЦ «Авиапарк» — на целых 8%.
Плюсы и минусы влияния инфраструктуры на рынок
Развитие инфраструктуры в районе может стимулировать местную экономику, улучшить транспортную доступность и повысить качество жизни в целом.
Экономический рост влечёт за собой рост покупательской способности, что дополнительно увеличивает спрос на коммерческую недвижимость. Начинается всплеск строительства премиального жилья, район ещё больше преображается.
У этого процесса есть свои позитивные и негативные стороны.
Позитивные аспекты
Чем лучше инфраструктура, тем выше стоимость недвижимости. Этот фактор в зависимости от точки зрения можно считать как положительным, так и отрицательным аспектом. Но нет сомнения, что дорогая недвижимость привлекает инвесторов и стимулирует развитие района.
Качество жизни тоже повышается. Появляется больше объектов премиального сегмента: ресторанов, фитнес-клубов, частных школ и детских садов. Улучшается эстетика городской среды.
Местная экономика получает мощный стимул благодаря тому, что покупательная способность жителей возрастает, а вокруг растёт число точек ритейла, общепита и сервиса.
Негативные аспекты
Развитие инфраструктуры — это благо для района и его жителей, но оно может привести и к некоторым потенциальным проблемам.
Вот некоторые из них:
- ухудшение экологической обстановки из-за шума, пыли и грязи при строительстве;
- увеличение нагрузки на существующую инфраструктуру;
- вытеснение малого бизнеса крупными компаниями;
- джентрификация, или изменение социального состава жителей.
С ростом стоимости недвижимости она становится не по карману местным жителям. Старые дома сносят, на их месте возводятся жилые комплексы для обеспеченного среднего класса.
Типичный пример джентрификации в Москве — Остоженка, где здания «старого фонда» заменили на элитное жильё, открыли модные кафе и галереи.
Прогнозы на будущее
Население российской столицы за 25 лет увеличилось в полтора раза: с 9,3 миллионов в 2000 году до 13,3 млн в 2025-м. В Москве и области зарегистрировано почти 9 млн автомобилей. Ежедневно московским метрополитеном пользуется 8,3 млн человек.
Очевидно, что город должен удовлетворять растущие спросы жителей. Меняется и структура этих запросов. Растёт уровень благосостояния, люди всё больше ориентируются на товары и услуги премиального качества. За прошлый год рынок высокобюджетной недвижимости в Москве вырос на 20%.
Москвичи заботятся о качественном питании и здоровом образе жизни, поэтому проекты по комплексному развитию районов обязательно включают в себя строительство спортивных объектов, модернизированных поликлиник, прокладку пешеходных и велосипедных маршрутов. Растёт число торговых сетей, предлагающих экологически чистые продукты.
Ожидаемое влияние новых проектов
Инфраструктурные проекты стимулируют экономику и создают новые возможности для развития районов. Они формируют городскую среду будущего, помогают создавать устойчивые сообщества.
Успешный проект даёт мощный толчок к преобразованию не только территории, но и жизни горожан. Пример такого проекта — «Родина Парк» от Группы Родина.
Жилой комплекс гармонично вписан в окружающий ландшафт и расположен в зелёной зоне, рядом с природным заказником. Кроме великолепных пейзажей, жильцы комплекса получают возможности для реализации своих талантов и саморазвития. Образовательная система предусматривает обучение перспективным профессиям медиасферы и прохождение практики на радио или ТВ.
ЖК «Родина Переделкино» от этого же застройщика — не просто ультрасовременный квартал из пяти жилых корпусов. Здесь появится гастрономический аналог «Нового Арбата» и первый в России киберспортивный кластер с учебными аудиториями и демонстрационными залами..
Рядом с такими центрами притяжениями це��ы на недвижимость всегда будут расти, поэтому постарайтесь не упустить свой шанс. Ещё один плюс жилого комплекса «Родина Парк» — близость к Кутузовскому проспекту. А до Поклонной горы отсюда можно добраться за 10 минут.
Тенденции на рынке недвижимости в условиях активного строительства
Рынок недвижимости переживает непростые времена. Эффекты от роста ключевой ставки и отмены льготной ипотеки имеют отложенное действие, поэтому и покупатели, и продавцы внимательно наблюдают за тем, куда рынок качнётся.
Драйверами роста являются проекты по реновации и комплексному развитию территорий, субсидируемые государством. Застройщики склонны считать КРТ ведущим вектором развития отрасли. Растёт и интерес самих девелоперов к этой программе.
Тенденции тоже очевидны: клиенты хотят иметь быстрый и удобный доступ к инфраструктуре. Повышаются требования не только к комфорту жилья, но и к его экологичности и безопасности.
Покупатели недвижимости хотят, чтобы социальные объекты находились в шаговой доступности: на первые места выдвигаются медицинские и детские учреждения, кружки и секции, игровые и спортивные площадки. Важность наличия благоустроенных парков рядом с домом отмечают 88% опрошенных.
Инфраструктурные проекты меняют облик города. Ввод в действие этих проектов имеет разнообразные последствия: экономические, социальные, экологические.
Прямое воздействие обычно связано со строительством и функционированием самой инфраструктуры. Это и экономический рост, и новые рабочие места. К косвенным воздействиям относятся подорожание недвижимости, повышение инвестиционной привлекательности района, изменение социальной структуры населения.
Развитая инфраструктура обеспечивает доступ к более качественному образованию и здравоохранению, положительно влияет на демографию. Население Москвы растёт более высокими темпами, чем в среднем по РФ — в первую очередь, потому что столичные власти заботятся о благоустройстве и комплексном развитии города.
Приобретение недвижимости в тех районах, где активно возводятся инфраструктурные объекты, представляется оптимальной инвестиционной стратегией. Анализ рынка показывает, что на такое жильё всегда есть повышенный спрос.