Как запустить онлайн-школу ВКонтакте: история студентки химфака из Санкт-Петербурга
Привет! Меня зовут Таня, я создала онлайн-школу по химии ВКонтакте — без сайта, знаний по маркетингу и внешних инвестиций. Эта история о том, как обычной студентке химфака всего за два года удалось запустить проект «Учим химию», выстроив весь образовательный процесс с помощью инструментов ВКонтакте.
Обо мне
Я выросла во Владивостоке, до 10-го класса активно занималась настольным теннисом. В 15 лет поняла, что спорт — это не мой путь, и поступила в Медицинский лицей. Начался период «губки»: впитывала всё, что мы проходили. А с химией у нас случилась отдельная любовь. Так я решила, что поступать в медицинский вуз больше не хочу — хочу только химфак. В итоге – СПбГТИ (ТУ) на бакалавриат.
Про маркетинг
Начнём с того, что у меня нет никакого маркетингового образования.
На втором курсе я придумала своё научное офлайн-шоу «Химия чудес». Чтобы продвигать его в социальных сетях, потратила кучу денег: запустила сайт, нанимала таргетологов. Но это не сработало (с тем уровнем моих собственных знаний).
В какой-то момент решила попробовать заняться продвижением сама. Сначала тоже сливала бюджет, а потом «тыкала-тыкала и дотыкалась» — поняла, как работает реклама ВКонтакте (и не только). Будем считать, что это были мои инвестиции в маркетинговое образование.
Первые видео, которые таргетировались ВКонтакте, за два дня принесли мне 3 000 подписчиков по 70 копеек за каждого. Очень помог анализ аудиторий школы на 50 страниц, который я сделала участвуя в программе для молодых предпринимателей от VK #яделаюбизнес . Кстати я её выиграла!
После этого дополнительно прошла курсы «Церебро» (Зинатуллин и Югова), всё сразу применяла на практике: вот знания, вот свежеиспечённый проект, вот настройка рекламы ВКонтакте. Пожалуй, это лучший способ учиться продвижению.
Про школу
В ноябре 2018 года пришла идея создать ВКонтакте сообщество «Учим химию», где можно будет выкладывать всякие видосики про химию. Начала с видео про окислительно-восстановительные реакции, что помогло многим студентам и старшеклассникам сдать контрольную или зачёт.
О монетизации тогда не думала: для меня важнее было объяснить химию так, чтобы поняли даже те, кто никогда не догонял. Четыре месяца публиковала всякие видеоролики, например, «Теория органического строения Бутлерова», «Органика», «Неорганика» и другие — всё абсолютно бесплатно. Я и сейчас выкладываю много бесплатного полезняка в открытый доступ.
Ребята говорили: «Вау-вау-вау, я всё понял». Мне написали столько слов благодарности, и я задалась вопросом: а почему бы не сделать курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по химии? В феврале 2020 года ко мне присоединилась Саша Проклова. Всю работу — создание курсов, проверку домашек и маркетинг — разделили пополам. Начали приглашать разных «химических звёзд». Например, для курсов «Олимпиадная химия» и «Химия для всех» позвали очень крутого учителя химии Александра Евсюкова.
Таким образом, мы построили целую онлайн-школу на базе сообщества VK. За два года на наших занятиях для 7–10-х классов прошли подготовку более 400 человек.
Про образовательный контент
Запуская первый курс в феврале 2019 года, я работала «в моменте». Не было ни готовых занятий, ни материалов — ничего. Педагогического образования, разумеется, тоже (сейчас есть диплом учителя химии, прошла курсы переподготовки).
Когда стали появляться первые ученики, я снимала для них урок и готовила презентацию к нему. Первая группа была маленькой: около 12 человек, которые пришли с целью сдать экзамен. Поначалу всё работало сумбурно, без чёткой структуры, ученики присылали много вопросов и замечаний. Всю обратную связь я прорабатывала и учитывала при разработке новых занятий. На первой группе я набила килограмм шишек. Сейчас курсы построены, в том числе на базе той самой первой обратной связи.
Все единицы образовательного процесса и контента создаются на базе ВКонтакте. Сайта или другой LMS (Learning Management System) нет — инструменты VK обеспечивают всем нужным.
Сейчас курс в школе состоит:
из презентаций (отправляю в виде файлов);
онлайн-трансляций (выхожу в прямой эфир VK через OBS);
записанных видео (их также записываю с помощью OBS и выкладываю);
домашних заданий и их проверки (через мессенджер);
- фотоальбомов (например, чтобы показать цвета осадка);
- полезных статей.
Во время урока использую графический планшет, чтобы своей рукой на доске записывать формулы и реакции.
Мы продаем большие и маленькие курсы.
Большие (например, подготовка к ЕГЭ или переходу в 10-й класс) длятся 8 месяцев. Мотивация у учеников высокая за счёт экзаменационной цели.
Маленькие курсы (например, интенсив по органической химии) длятся 1–2 месяца. Как правило, с их помощью хотят в короткий срок отшлифовать знания перед экзаменом, всё повторить, почувствовать себя увереннее.
К сообществу «Учим химию» я подключила виджеты, приложения «Тесты», Senler и другие. Взаимодействуем в основном только с учениками, даже на этапе оплаты. Родители вмешиваются редко — лишь иногда мамы пишут:«Какая у вас структура курса?», «Что будет изучаться?», «Ну как там успехи у моего, делает что-то?».
География учеников сейчас широкая: Дальний Восток, Урал и средняя полоса России, традиционно много пользователей из Питера. Однажды «случился» ученик из Эстонии.
Про результаты онлайн-обучения
Школу посещают разные дети с разными целями. Есть те, кто приходит в 11-й класс, не зная строения атома. Есть желающие освежить знания, подтянуть слабые места. Важно понимать: чтобы хорошо знать химию и сдать ЕГЭ на высокий балл, нужно интенсивно изучать её минимум три года, в идеале — начиная с 8-го класса. Подготовиться за восемь месяцев с нуля и сдать экзамен на высокий балл, скорее всего, нереально, но на средний рассчитывать можно.
Результаты моих учеников после прохождения больших курсов примерно такие:
• Высокобалльники (80+ баллов) — 20%
• Средний балл (60–80) — 70%
• Низкий балл (55–60) — 10%
Про деньги
Сейчас большой курс стоит 12 990 рублей. Стоимость одного урока — 163 рубля. При этом аналогичное часовое или полуторачасовое занятие с преподавателем по химии индивидуально стоит от 1 000 до 3 000 рублей.
Стоимость продакшена курса можно оценить только в преподавательских часах. Вот стул, вот стол, вот доска, вот камера. В среднем на изготовление одного урока уходит один день, в большом курсе может быть до 80 уроков. Вот и считаем :-)
Сейчас мы продвигаемся исключительно ВКонтакте: контент-маркетинг и таргетированная реклама. В бесплатном доступе размещены демокурсы — 150 авторских видео открытых уроков. На сегодня в общей сумме их посмотрели более 2 500 000 раз. На таргетированную рекламу маленького курса выделяем от 10 000 до 20 000 рублей, большого — до 70 000.
Про планы на будущее
Сейчас мы делаем и другие курсы, не связанные с химией: например, «Фундамент математики» с Софьей Кокаревой.
Также мы запустили онлайн-курс «Химик-практик» для детей 6–13 лет. Они получают офлайн-наборы и химичат вместе с нами во время видеотрансляции ВКонтакте: делают анализ воды, создают полимерную игрушку, проводят другие эксперименты. Один такой курс из четырёх занятий приносит от 30 000 до 70 000 рублей. Мы хотим влюбить этих детей в химию с раннего возраста, чтобы в будущем привести их в школу «Учим химию». Такой вот lifelong learning в области науки.
Пока «Химик-практик» работает только в Питере, сейчас мы занимаемся налаживанием логистики. Вообще офлайн-составляющая — вещь дорогая: чтобы раскатать проект на федеральный уровень, однозначно нужны внешние инвестиции. Мы будем искать их, и я уверена, что найдём.
ВКонтакте может служить удобной и эффективной площадкой для онлайн-обучения. Если вы любите то, что делаете, всегда найдёте, как на этом заработать. Хочется, чтобы полезных образовательных продуктов здесь было больше!