Зачем трансформировать компанию, если ты и так лидер рынка
10 правил успешной трансформации от CEO компании «Фикус» Александра Двоеглазова, который за год превратил бюро фитодизайна в высокотехнологичный консалтинг в сфере озеленения.
«Зачем?» — это полезный вопрос
Особенно если применять его по отношению к собственному бизнесу. Зачем вы делаете то, что делаете? Есть ли тут что-то кроме «чтобы получить прибыль»? Зачем вам меняться, и что это даст бизнесу? Задавайте себе этот вопрос раз за разом. Каким бы пафосным ни был ответ, если он соответствует реальности, значит, вы способны меняться. Мы в Фикусе поняли, зачем нам нужна трансформация, и теперь хотим поделиться с вами: сначала собственным опытом, а потом правилами, которые мы вывели в процессе.
Зачем это было нужно нам
Фикус появился в 2007 году, когда в России только формировался рынок озеленения. Мы начинали с частного жилья, но быстро перешли к работе с крупными компаниями и объектами инфраструктуры. Запустили свое производство, работали над всё более сложными заказами и постепенно стали ведущей компанией с сотней с лишним сотрудников, включая собственный штат профессиональных фитопатологов.
Мы могли выиграть, в принципе, почти любой тендер и получали от этого азарт, но со временем и мне, и моей команде стало скучно просто бесконечно расти, расширяться и тратить большую часть человеческих ресурсов на простые копи-пейст объекты. Кроме того, надоела вечная гонка с конкурентами на тему «кто быстрее и дешевле». Мы увеличили минимальный чек сделки и старались браться только за интересные проекты, в которых нужно было придумывать что-то с нуля, но такие клиенты появлялись не слишком часто.
Ковид как фактор
К тому времени и наш нейминг, и сайт, и взаимодействие с заказчиками — это были такие хорошо отстроенные «десятые годы». Но наступали 20-е, и мы понимали, что мир меняется. Мы с командой стали обсуждать возможные изменения ещё в начале 2019 года, а ковидный год дал дополнительный толчок для развития. Нам, как и многим компаниям, пришлось изобретать новые форматы работы: например, удалённое озеленение, когда часть московской команды руководит биологами на объекте с помощью видеосвязи, или перевод в диджитал неформального общения внутри компании.
Как это случилось
В 2019 году я познакомился с барселонской компанией Greenpact future lab, и мы быстро нашли точки пересечения. Лаборатория создает и продюсирует стартапы в области «зелёных технологий» и в тот момент у них в разработке было несколько продуктов, использующих положительное влияние растений на работоспособность и состояние людей. Фикус дал доступ к 10 000 реализованным проектам озеленения и на базе этого опыта получилось создать два революционных продукта: систему оценки влияния растений на счастье людей Happiness Impact и Livee, цифровой сервис для быстрого прототипирования концепций озеленения на основе системы HI.
Кем мы стали
В 2021 году Фикус — это компания, специализирующаяся на консалтинге в сфере осознанного озеленения. Конечно, озеленение — довольно специфическое направление бизнеса, но правила трансформации компании, которые мы сформулировали за это время, можно применить для самых разных B2B направлений.
Наши правила трансформации
1. Следите за трендами
Внимание к состоянию человека, о котором мы говорили выше — это не только про озеленение. Отслеживание и корректировка уровня счастья людей — тренд, появившийся ещё до пандемии. Ковид только усилил и выкристаллизовал эту тенденцию и в каком-то смысле сделал нас большими гуманистами: чтобы спасти жизни одних людей, приходится ограничивать возможности других. Как при этом чувствуют себя люди, вынужденные пойти на ограничения? Как помочь нам всем находить силы для того, чтобы функционировать в этой новой реальности?
2. Следуйте собственным принципам
Тренды будут работать на вас, только если они соответствуют вашей идеологии. Нам всегда было важно не только украсить объект, но и подумать, как и для кого будет работать озеленение. Что получат конечные пользователи кроме возможности сделать селфи на фоне зелёной стены? Эмоциональное состояние человека в окружении озеленения давно было нам интересно, поэтому обращение к «тренду на счастье» стал для нас органичным шагом развития.
3. Исследуйте вопрос
Например, в нашем случе важно, что включение озеленения в факторы влияния на счастье людей — это не слова, взятые с потолка, а многолетние исследования: например, университета Норвегии, изучившего взаимосвяь наличия растений в помещении с утомляемостью находящихся в нём людей.
Более того, благодаря команде профессиональных фитопатологов и других специалистов, у нас есть собственное экспертное поле именно в этом вопросе: если исследование выглядит недостоверным или неубедительным, мы не будем брать его во внимание.
4. Выбирайте партнёров
Объединяйтесь своими сильными сторонами, но продолжайте следить за тем, чтобы ваши взгляды совпадали. В нашем случае это отличный мэтч, потому что мы с Greenpact дали друг другу то, в чём нуждался каждый. Наверное, мы могли бы потратить огромное количество ресурсов (в том числе финансовых) для разработки собственных систем, но получили бы менее эффективный результат. Ну а наш опыт, собранный за 13 лет работы, лаборатория врядли смогла бы найти в открытых источниках.
5. Используйте инновации, даже если ваша сфера далека от IT
2021 год — это время, когда цифровая трансформация происходит во всех сферах. Без неё вы не просто отстаёте, вы не замечаете поворот и сходите с дистанции. Чтобы адаптировать существующие технологические разработки к работе в сфере озеленения, находить и внедрять новые технологии, мы создали собственную лабораторию инноваций.
Например, сейчас мы учимся применять компьютерное зрение для автоматизации и совершенствования работы с растениями, применяем искусственный интеллект для создания основы коммерческих предложений. Сложно было представить такое ещё пять лет назад, а теперь это помогает нам сосредоточиться на креативных задачах, автоматизируя рутину, анализируя получаемый опыт для более эффективного использования новых инструментов.
6. Берегите команду
При внедрении в работу любой автоматизированной системы есть риск столкнуться с сопротивлением команды. В нашем случае всё совсем сложно: озеленение — творческий процесс, требующий индивидуального подхода. Сможет ли искусственный интеллект заменить работу дизайнера или фитопатолога? На самом деле тут нет конкуренции, но важно, чтобы это понимали и ваши сотрудники.
Если автоматизация снимает часть рутинной работы, это не значит, что вам нужно расставаться с ценными специалистами — наоборот, это помогает освободить их руки и головы для решения по-настоящему амбициозных задач.
Например, в нашем случае дизайнеру больше не нужно «обрабатывать» комбинации растений и горшков в Photoshop. Он не должен часами создавать красивые слайды. Алгоритм компьютерного зрения автоматизирует эти типы задач.
7. Объясняйте перемены сотрудникам
Людям важно понять, как новые продукты или процессы помогут им в работе. Например, для внедрения HI+ мы разработали внутренний курс для команды: немного теории, план практического применения, ответы на возможные вопросы. Человек проходит курс, потом мы тестируем его знания, но в то же время отвечаем и на его вопросы. Мы использовали для этого Notion. Вообще, у нас там собрана целая база знаний, которой активно пользуются все сотрудники.
Чтобы вырастить внутри компании амбассадоров вашей трансформации, нужно включить людей в создание и совершенствование новых продуктов.
Наши менеджеры чаще общаются с клиентами «в полях» и знают, какие вопросы у тех могут возникнуть. Поэтому мы уделяем отдельное время и внимание обратной связи от команды. Сейчас это происходит в виде регулярных внутренних воркшопов, на которых мы вместе обсуждаем, как сделать более эффективным внедрение новых продуктов в работу компании и коммуникацию с клиентами.
8. Находите новых людей
В 2021 году совершенно неважно, где они находятся физически. Если уж фитопатологи научились проводить чать работы удалённо, то что говорить о специалистах по big data и loT-разработчиках. Отдельное внимание в этой части развития компании мы уделяем тому, чтобы новые сотрудники чувствовали себя не фрилансерами, а частью команды. Нам в этом помогает, в том числе, диджитализация неформального общения внутри коллектива.
Кроме того, новыми специалистами могут стать уже существующие сотрудники: освободив от рутины дизайнера, вы вполне можете превратить его в дата-сайентиста в вашей сфере.
9. Внешние перемены — это отображение внутренних
Ребрендинг и смена фирменного стиля сами по себе — довольно бессмысленные вещи. Да, это может стать информационным поводом и позволит сформировать более современный имидж, но если за внешними переменами нет внутренней трансформации, то клиенты довольно быстро потеряют интерес к этим обновлениям. С другой стороны, меняясь внутри, глупо оставаться в рамках устаревшей «картинки» и коммуникации. В нашем случае у компании сменилось даже название, потому что она перестала помещаться в «бюро фитодизайна».
10. Продумайте стратегию работы с клиентами
Революция хороша во внешней коммуникации: это информационный повод и возможность более внятно сформулировать перемены. При работе с клиентами, особенно в сфере B2B, этот процесс лучше сделать более плавным:
- Да, в первую очередь нужно предлагать новое, в том числе и при разработке тендерных предложений, но в случае неудачи в первое время лучше соглашаться на привычный им формат работы. Эти вы создаете подушку безопасности, которая поможет компании трансформироваться, не растеряв всех клиентов.
- Для работы в новом формате выбирайте в качестве первых клиентов компании со схожей идеологией и инновационным подходом. Приходите к ним, делайте первые кейсы, получайте положительный повод и дополнительные информационные поводы. Остальные подтянутся, чтобы не отставать от набирающего популярность тренда.