Как меня кидали заказчики на фрилансе и чему меня это научило
17 250₽ — общая сумма, на которую меня кинули за 6 лет работы на себя. Пустяки, на самом деле. Могло быть и больше.
Меня зовут Юля, я зарабатываю коммерческим писательством: пишу статьи для бизнеса в соцсети и блоги, создаю сценарии, гайды и чек-листы. Сейчас я сотрудничаю с потрясающими заказчиками, с которыми у меня чётко выстроена система оплаты, но так было не всегда: на заре фрилансерства меня обидно кинули на деньги три раза.
Кто-то скажет «всего три», кто-то «ого, целых три». Лично мне кажется, что я отделалась малой кровью, но каждый из моментов чему-то, да научил. Возможно, кому-то станет интересно.
-250₽ на бирже фриланса
Как сейчас помню: это было утро воскресенья года, эдак, 2015. Я ещё толком не знала, как это — полноценно работать на фрилансе, но знала, что есть такое место: всем известная зелёная биржа, где можно найти заказы на тексты. Вот только сейчас большинство бирж — это худо-бедно прозрачные сервисы с безопасными сделками и системой рейтингов как исполнителей, так и заказчиков. А тогда это было что-то типа досок объявлений, где ты рандомно списываешься с клиентом, предлагаешь свои услуги и «на словах» принимаешь заказ, без гарантов, админов и споров (олды на месте?).
Я откликнулась на объявление некой дамы, которой были нужны 5 текстов по 1000 знаков про плюшевых медведей по популярной (и ставшей уже мемной в копирайтерской среде) цене в 50₽/килознак. Какой-то простецкий рерайт на 80% уникальности, без сложных требований. У заказчицы не было ни аватарки, ни внятного описания порядка работы/оплаты в объявлении, просто строчка из разряда «дедлайн два дня, скидывать работу на почту, оплата на карту». Я тогда была такой зелёной и избалованной работой в честных (в плане гонораров) СМИ, что не глядя взялась за проект, потратила на него полдня и НеОжИдАнНо осталась без денег.
Дама с плюшевыми медведями перестала выходить на связь аккурат после сдачи текстов. Потерянного времени было не жалко, потому что эти несчастные 250₽ дали мне бесценный урок: биржи — это что-то мутное, может, ну их нафиг?
Больше я туда не возвращалась, а даму-кидка эту даже с благодарностью вспоминаю — за то, что отвадила. А ведь я могла там застрять надолго, как многие мои коллеги-текстописцы, и по сей день шлёпать по клаве за 50₽/кило.
-15 000₽ от мамкиного стартапера
Любимая история, от которой у меня до сих пор немного полыхает, так как случилось это уже на этапе более-менее осознанного фрилансерства. И полыхает не то чтобы от кидка, а от собственной глупости.
Случилось одному моему близкому человеку рассказать своему коллеге на работе, что я пишу тексты для бизнеса. И у этого коллеги — назовём его Стёпа — загорелись глаза: давай, говорит, её номер, я тут параллельно бизнес мучу на миллионы, и мне контентщик нужен хороший. Он занимался продажей деревянных изделий, ему нужно было наполнять сайт, писать в соцсети, делать тексты для рекламных баннеров и т.д. Тогда у меня было что-то вроде мёртвого сезона, к которому я в финансовом плане не успела подготовиться, и я была готова брать практические любые заказы.
Так я стала Стёпкиным контентщиком.
Цены мои были сдельные, не самые высокие — хотелось, чтоб заказчику было комфотно. Сейчас уже не упомню, сколько конкретно я брала за каждый текст, но факт был в том, что изначально Стёпа исправно платил. Тогда я считала себя тёртым калачом, и брала деньги вперёд. Оплата производилась по следующему сценарию:
— На новую неделю нужно n текстов туда и сюда. Сколько?
— 5000
— Кинул.
***
— Стёпа, всё сделала, вот забирай.
— Супер! Кинул тебе ещё тыщёнку бонусом, хорошо РК во Вконтакте зашла.
Сам Стёпа мне не особо нравился: он казался каким-то фантазёром из мема stonks, но… он давал работу, платил вперёд, не душнил в переписках, да и вообще — никогда с правками не докапывался.
В этот момент я и потеряла бдительность. Спустя несколько месяцев нашего сотрудничества Степан написал мне с предложением поделать контент для нового проекта, уже с более дорогими деревяшками. Контента нужно было много, местами неформатного, поэтому Стёпа предложил заплатить мне не сдельно за каждый этап, а за всю работу разом. Я замялась с суммой, потому что не имела особого понятия, сколько времени займёт будущая работа, но находчивый Степан был полон решимости: ты делай, говорит, а потом скажешь мне, сколько я должен.
Ну вы поняли: я сделала, он не заплатил.
Эта ситуация научила меня не вестись на то, что заказчик «вроде как внушает доверие», да и вообще, куда он убежит, если работает с твоим близким человеком в одном офисе? Потому что в итоге Степан оказался таким аферюгой, что нагрел меня на 15 000₽, моего близкого человека на 1 500₽ (занял, якобы потому что карту заблокировали), своих заказчиков по деревяшкам на десятки тысяч ₽, директора фирмы, где работал Степан и мой близкий человек, на 300 000₽, а ещё умудрился как-то спереть из оупенспейса огромный кожаный стул своего руководителя и после этого просто не пришёл на работу! Идеальное преступление!
Самое смешное — я была подписана в его деревяшковых группах как контентщик, поэтому какое-то время (пока он меня не удалил и не поблокировал везде) меня бомбили его кинутые клиенты в соцсетях и требовали вернуть деньги, потому что он, оказывается, не отправлял им товар. Приходилось всем стыдливо отписываться, что я знать не знала, что Стёпка жулик, да и сама оказалась им обманутой.
Мораль: «друзья друзей» тоже кидают. Если заплатил раз — не значит, что заплатит второй. Не мнись с суммой, имей конкретный прайс на любой формат работы, а не выкатывай его «по факту». Чем меньше конкретики в твоих ценах, тем больше у потенциально нечестного клиента простора для обмана.
-2 000₽ от любимого СМИ
У меня было любимое СМИ, где я числилась в качестве внештатника. Я обожала с ним работать: глянец, тема супер, к тебе относятся как к профи — никто твои тексты под себя не перекраивает. Бонусом — светская жизнь: ходишь по тусовкам, общаешься с богемой, пьёшь шампанское, ешь канапешки. Платили немного (как в любой периодике), постоплатой, но дело было не в деньгах: писать для них просто нравилось.
Но однажды случилось какая-то путаница: мне не посчитали один текст и заплатили на две тыщи меньше. Когда я обмолвилась об этом редактору (я держала связь только с ним), он пообещал быстро разобраться с ситуацией и даже сказал, что на крайняк оплатит из своего кармана, чтобы не подводить меня с гонораром. Шли дни, летели недели — две тыщи так и затерялись «где-то в пути». В какой-то момент мне стало уже неудобно напоминать про них, так как издание мне очень нравилось, с редактором я была почти в дружеских отношениях, а постоянные вопрошания «Вы офигели, где мои два косарика» как-то не особо вписывались в эту идиллию.
Потом СМИ закрылось. Просить долг было не у кого. Денег я так и не получила, зато получила урок: сохраняй дистанцию. Не нужно дружить с руководством, чтобы потом не было неловкостей в подобных ситуациях. Не влюбляйся в проект до готовности ему простить всё на свете — это, прежде всего, твоя работа.
Всё это было, конечно давно. Сейчас я более матёрая: новым клиентам без отзывов не доверяю, к большим работам без предоплат не приступаю, а если и приглянулся клиент, с которым хочется рискнуть — то пишу без денег только в том случае, если морально готова отдать работу и ничего не получить взамен. Но мне везёт, пока платят все.
А у вас есть подобные истории? Интересно послушать.