Как я всё бросил и стал Тиктокером
От учёбы в топовом вузе и сеньорской позиции в IT до кривляния на камеру и заработка на рекламе.
Кто я Такой
Если вы часто читаете vc, то возможно, мы знакомы по статьям «Я нашел способ отследить всех водителей Ситимобила» (топ 2 в лучшем за все время в разделе Транспорт) и «Как я торговых роботов разрабатывал» (топ 8 в лучшем за всё время в разделе Финансы).
До ТикТока
Я из Череповца. Поступил и успешно отучился 6 лет в МФТИ (Физтех). Бакалавриат — IT Системы. Магистратура — Венчурные Инвестиции и Управление Технологическими Проектами.
Параллельно я 2 года работал C++ разработчиком в небольшой компании на стыке software/hardware. С нуля разработал софт для IoT базовой станции. Он в реалтайме обрабатывает радиосигнал на 100 станциях, через которые 100к устройств присылают миллионы сообщений в сутки.
Со временем у меня появилась команда и менеджерские обязанности. Мы построили систему, которая ускорила производство устройств на 60% и уменьшила количество брака в два раза.
Затем я полтора года работал в IoT лабе Сколково на позиции Senior Software Engineer. С нуля сделал кучу прототипов систем, включающих hardware, бэкенд и фронтенд. Работал над федеральными документами для целых отраслей.
В декабре 2019 взлетела статья про уязвимость Ситимобила. Она оказалась чрезвычайно популярной и стала топ 1 ever в разделе Транспорт на vc и топ 1 в лучшем за год на Хабре. Из-за неё меня захантили в Wheely – сервис личных водителей (aka премиальное такси).
Там я работал на позиции Product Manager направления Marketplace. Мы с командой работали над эффективностью системы. Делали так, чтобы при том же числе водителей и продолжительности смены они могли перевезти больше клиентов. То есть тратили меньше времени впустую. В итоге мы задизайнили фичу, которая экономит почти 1 час в день на водителя.
Вроде неплохая карьера.
Переломный момент
В школе я сломал позвоночник. Тогда целый год мне нельзя было сидеть — только стоять и лежать. Учителя приходили ко мне домой и занимались с моим темпом. Вскоре я сильно обогнал по программе своих одноклассников, взял приз на городской олимпиаде по физике и перешел в лицей. Благодаря той травме я кардинально изменил свою жизнь в лучшую сторону.
В 2020 году произошло что-то подобное. Он был сложным для всех. Для меня самым тяжелым периодом оказалась осень/зима.
Я всегда очень привязываюсь к проекту, над которым работаю. Поэтому когда прокуратура опечатала офис Wheely, я расстроился.
В сентябре я упал с большой высоты и сломал локоть. Меня отвезли в Склиф и поставили титановый протез.
Я заплатил за него 115 000 ₽, операция была по ОМС. ДМС оказался бесполезен. 3 месяца я был на больничном без ЗП. Это было дорого эмоционально и финансово.
В ноябре мы с женой заболели ковидом. В декабре заболели родители и почти все друзья.
Накопившийся стресс от карантина. Проблемы на работе. Истощение и бесконечная усталость после ковида. Невозможность нормально функционировать и спать из-за больной руки. Постоянное беспокойство за жизнь близких.
Всё это привело к выгоранию и депрессии.
Это был мой второй перелом. И второй переломный момент.
Начать заново
В марте 2021 я уволился вникуда. Месяц гулял по Москве и слушал музыку. К маю стал приходить в норму и вспомнил, что я творческий человек. У меня получаются неплохие статьи + мне нравится снимать и монтировать видео. Времени на это никогда не хватало, но сейчас оно есть!
Я достиг такого дзена, что наконец-то смог позволить себе заниматься "глупостями". Это было непросто.
Я решил попробовать снимать ролики для YouTube
Я придумал концепцию: применять мои технические скиллы, чтобы делать крутые ролики. Реализовывать безумные идеи, супер сложные, интересные, но бесполезные. Ролики должны развлекать и вдохновлять зрителей.
В первом ролике я решил прикрутить алгоритмы SelfDriving Car к игре NFS Underground. Когда набросал прототип, но ещё не начал делать видео для Ютуба, решил по приколу записать ролик в ТикТок. Снял его одним кадром, с плохим звуком и картинкой. Потратил на создание 30 секунд и выложил.
Он набрал 80к просмотров. Это меня шокировало и воодушевило!
До этого я ТикТок не смотрел. Но после такого результата я решил изучить, что же там за контент. Через неделю я смог оторваться и понял вот, что:
90% контента в ТикТоке низкого качества
Поэтому, чтобы стать популярным, достаточно делать хотя бы неплохой контент
Это совсем не как на Ютубе, где нормой стал серьёзный продакшн с хорошим сценарием, звуком, светом и монтажом.
Мне показалось, что это хорошая возможность быстро набрать аудиторию. Я решил изучить вопрос поглубже.
ТикТок – не Клабхаус
Тикток сейчас — как Ютуб 10 лет назад. Мало авторов, много зрителей – конкуренция небольшая. Я бы хотел начать вести Ютуб канал 10 лет назад, но это сделать уже не получится. Зато можно начать вести Тикток сейчас.
Я решил сфокусироваться
на Тиктоке
После Физтеха я знаю, что могу разобраться в чем угодно. Поэтому я просто решил заботать ТикТок. Из хороших материалов могу посоветовать блог Joseph Todd на ютубе. Он рассказывает как стать популярным. Его советы я проверил на себе.
Это то же самое, как научный подход или продакт менеджмент. Ты выдвигаешь гипотезы, проверяешь их и используешь успешные приемы в дальнейшем. В общем, я подошел системно.
Первый миллионник
Я выпускал по ролику раз в два дня. Со временем стал понимать, какие факторы важны для виральности. Это достматриваемость, переходы в профиль, подписки и репосты.
Я также понял, какой контент залетает лучше. В ТикТоке своя атмосфера – здесь царит постирония. Я решил поиронизировать над лайфхакерами и снял ролик «Как сделать монитор из картона и клея»
Хорошая завязка в первых секундах и неожиданный финал увеличивают досматриваемость и репосты. А анонс разоблачения в следующем ролике заставляет людей переходить в профиль в поисках разгадки и подписываться.
10 миллионов!
Это принесло мне 100к подписчиков.
После такого успеха мне было сложно продолжить снимать ролики. Очень высокая планка. Новые ролики вероятно наберут меньше просмотров. А это демотивирует. Кто бы мне сказал месяц назад, что просмотры в 500к будут демотивировать — я бы не поверил)
Я понял, что постирония заходит хорошо и часть роликов стал делать в этом жанре. Также продолжал эксперименты с новыми форматами.
Топ 1
В августе я снял ролик "Как правильно чистить арбуз?" Мне не очень понравилось, каким он получился. Я даже не хотел выкладывать. Но решил, что работа уже сделана – зачем пропадать. И выложил.
Он набрал 34 миллиона просмотров! Для сравнения, на тот момент вся русскоязычная аудитория Тиктока была 39 миллионов человек.
Какое-то время при открытии главной страницы Тиктока из режима инкогнито мой ролик с арбузом был на первом месте! То есть это было первое видео, которое видели новые незарегистрированные пользователи, заходя в ТикТок.
Общее время просмотра ролика составило 210 тысяч часов — это 24 года! А число моих подписчиков перевалило за четверть миллиона.
После такого ошеломительного успеха я начал думать о монетизации.
Первые деньги
Есть такие площадки — биржи блогеров. Часто они работают по CPA — Cost per action. Это когда блогеру дают уникальный промокод, он указывает его в рекламе и получает деньги за каждого клиента, кто совершил покупку с этим промокодом.
Я зарегистрировался на Perfluence и был одобрен на проект Сбермаркета. Мне обещали 600 рублей за нового клиента. Клиенту – скидка 250 ₽ по моему промокоду на первый заказ.
Я интегрировал рекламу в ролик-разоблачение про арбуз:
Ролик набрал 500к просмотров, а комментарий с промокодом – 100 лайков. Я ждал результатов кампании, потирал руки и уже думал, как потрачу деньги. Думал, что как минимум 100 человек (кто лайкнул промокод) совершили покупку и ожидал получить хотя бы 60к.
Раскатай губу.
Закатай обратно.
Мне заплатили 1200. То есть, всего 2 человека скачали приложение и совершили первую покупку с моим промокодом. Один из которых – мама.
Я до сих пор не понимаю, почему так плохо сработало. Возможно, я снял плохую рекламу. Возможно, конверсия Сбермаркета низкая, сложный промокод, ошибка в данных Сбера или Перфлюенс. Не понятно.
Ещё нечестно, что моя реклама наверняка повлияла на повторные покупки (тех, кто уже был зареган), а денег за это я не получил.
В общем, в CPA я немного разочаровался и больше пока не пробовал. Зато ко мне пришли рекламные агенства с оплатой за пост.
Сколько стоит реклама
Как вообще понять, сколько просить за рекламу?
Когда мне написали первые рекламодатели с запросом цены рекламного поста, я спрашивал, сколько они готовы заплатить. Некоторые отвечали 2-5 тысяч. Некоторые настаивали, чтобы ответил я. Таким я называл разные суммы 5, 7, 10, 20 тысяч за пост. На 5к они соглашались. На больше — нет. Так я понял что стоимость интеграции у меня в районе 5к рублей.
5000 ₽
В октябре я продал 2 интеграции по 5к — заработал десятку. К ноябрю моя аудитория выросла до 500к подписчиков и у меня стали покупать рекламу по 10к. Я продал 2 интеграции и заработал 20 тысяч.
Для себя я изобрёл систему ценообразования вроде surge pricing. Чем больше рекламодателей ко мне обращается (выше спрос), тем больше я поднимаю цену на рекламу. Сейчас слот стоит 10к. Если ближайшие слоты выкуплены, я поднимаю цену на 5к. Если рекламодателей мало, опускаю на 5к.
Статистика аккаунта сейчас такая:
Я стараюсь делать рекламу максимально хорошей – вирусной и с высокой конверсией. Не всегда получается, так как многое зависит от ТЗ. Я продолжаю совершенствоваться, и например последняя реклама набрала 120к просмотров. Цена за 1 просмотр составила 0.083 рубля.
В декабре у меня пока есть рекламные места по 10к. Пишите мне в инсту или на почту sergk.engineer@gmail.com чтобы заказать интеграцию.
Конкурс!
Блог или проект одного из вас я прорекламирую бесплатно!
Это халявные 10 000₽
Чтобы выиграть интеграцию, напишите в комментариях о своём блоге или проекте. Укажите, сколько у вас подписчиков/клиентов. Оставьте ссылку, если есть.
15 декабря я выберу самый недооценённый блог/проект и напишу вам — мы договоримся о рекламе.
Не забудьте лайкнуть статью!
Подытог
Это пока не история успеха. Я зарабатываю на порядок меньше, чем в IT. Зато доход растёт х2 каждый месяц, а значит уже в марте он превысит мою айтишную ЗП. К лету буду миллионером.
Подписывайтесь, я обязательно расскажу о результатах 😉
Закончить я бы хотел фразой известного ТикТокера.
Никогда не сдавайся – позорься до конца!