Средний класс в России: что его ждет?

Средний класс в России: что его ждет?

Наш ответ прост - средний класс умрет.

Средний класс – это люди определенного уровня достатка и определенного уровня образования. но в первую очередь, среднего достатка.Российский социолог В.А.Ядов придумал самый точный, на мой взгляд, способ определить его. В опросах люди не хотели говорить, сколько денег зарабатывают в домохозяйстве (вся семья).

Поэтому они придумал вопрос «на что хватает денег в Вашей семье?»Сейчас немного меняются формулировки, но смысл такой – не хватает на еду; хватает только на еду и ежедневные расходы; на еду и одежду хватает, но на крупные покупки надо копить; хорошо обеспечены, можем себе позволить любую покупку.

1. Не хватает на еду – это нищие

2. Хватает только на еду и ежедневные расходы – бедные

3. На еду и одежду хватает, но на крупные покупки надо копить – средний класс

4. Хорошо обеспечены, можем себе позволить любую покупку – богатые/

В сегодняшней России средний класс стремительно вымывается. Мы это видим не только по опросам, но и по покупателям наших клиентов. Большинство современных сетей рассчитаны на средний класс – тех, кто уже не знает, сколько стоит хлеб и молоко (не запоминают такие незначительные цифры), но для кого покупка нового IPhone значимое событие. И это менеджеры средней руки, продавцы в магазинах, учителя, врачи, чиновники, специалисты.

Сейчас большинство этих людей стремительно беднеют. Они зарабатывают столько же, а купить могут значительно меньше. Совсем недавно, в «жирные» времена эти люди могли себе позволить одежду и обувь из сетевых магазинов типа Остин и Зара, купить косметику в Лэтуаль и ИльДеботе, и даже недорогую машину в кредит.

Верхний слой «пункта три» мог себе позволить даже ипотеку. Недорогой отдых в Египет и Турцию стал нормой. Сейчас этим людям хватает денег только на самое необходимое. Большая часть из них стали покупать еду и одежду в дискаунтере и откладывать покупки на будущее. И это большая проблема.

Потому что отсутствия спроса уничтожает рабочие места, а рабочие места – это доход покупателей. Выжить скорее всего не удастся. Отчасти это связано с технологизацией нашего мира. Яркий пример бизнеса будущего агрегаторы такси, типа «Яндекс такси» и «Убер».

Низкоквалифицированный персонал, который может выполнять только простые инструкции, садится за руль автомобиля и, благодаря разработанной технологичной системе, может вас дешево отвезти в любую точку города. Водителю необязательно знать город, как таксистам 80-х годов. Такой таксист больше не специалист. Ему думать не надо. За него «думает коробочка».

И даже диспетчер не занят интеллектуальной работой – какая где машина, кому быстрее приехать и кому отдать заказ – про все "думает машина".Это не российская, а мировая тенденция. С развитием бизнеса и технологий происходит жесточайшее расслоение на «верх» и «низ».

Меньшая часть людей перемещается в верхний сегмент, и это будут те, кто задают стандарты и алгоритмы «коробочке». Они становятся «мозгами». Они будут зарабатывать много. Основная масса – это те самые «мигранты», которые ездят по заданным навигатором инструкциям, инструкциям, правилам. И они будут получать мало, так как такой человек легко заменяется на другого.

К той же технологии бизнеса стремятся, например, ритейлеры. Чтобы в магазин вошел клиент, система считала его геолокацию в смартфоне, определила его/ее профиль, и предложила покупателю товар, который он покупает. Например, вы покупает один и тот же крем для лица раз в три месяца. Система в магазине определила, что покупка была более двух месяц назад, и выдает продавцу на планшет информацию «Предложи крем Н».

Продавцу уже не нужно «работать» с вами и выяснять, зачем вы пришли, помнить весь товар и его качества. Система сказала, с каким предложением к вам подойти и какой товар покупают обычно вместе с этим кремом. планшет же напомнит, что нужно рассказать про новинки (прочитать очень короткий текст) и рассказать об акции.

И даже там, где персонал должен оставаться высококвалицифрованным, технологии делают его дешевле. По радио выступала директор кардиоклиники. Она рассказала, что за последний год у них был мучительный переход на западные протоколы лечения. Симптомы «загоняются» в компьютер и система назначает схему лечения. Чисто автоматическая процедура.

Она говорит: «Мы потеряли 30% наших докторов. Они ушли, потому что не могли себя проявить. Но зато у нас смертность снизилась в 2,5 раза». Все это значит, что люди будут менее образованные, более дешевые и их можно будет легко, дешево и быстро переобучать. И незначительная часть среднего класса станет «богатыми», остальные, увы, бедными. И мы с вами тоже.

3
7 комментариев