Разработка приложения для детей: так ли это няшно, как кажется на первый взгляд
Спойлер: и да и нет.
Всем привет! Меня зовут Антон Тен. Я основатель и креативный продюсер анимационной студии Papaton, счастливый отец двух детей, а также идейный вдохновитель Papaton Kids. В этой истории я хотел бы поделиться с вами личным опытом и мыслями по запуску приложения для детей. Возможно, это сэкономит вам время, деньги и нервы.
Идея огонь! Выстрелит!
Мои американские горки с запуском приложения для детей начались в 2015 году. Тогда после рождения дочери я окунулся в океан детских штук и удивился тому, сколько же мусора там плавает. Оказалось, что на рынке детских товаров и игрушек 90% — это никуда не годный и непродуманный продукт.
В этот момент меня посетила идея, что было бы круто создавать игры и товары для детей, за которые мне не будет стыдно. Так за ужином с любимой женой на свет появилось подразделение анимационной студии Papaton с приставкой Kids — Papaton Kids.
В то время я работал креативным директором digital-агентства, поэтому революцию в мире развлечений для детей я решил начать с приложений. Имея опыт подготовки рекламных кампаний, я начал работу с изучения конкурентов.
За две недели исследований я выписал для себя список качественных приложений, которые меня вдохновляют и на которые я хотел равняться: это были приложения и больших студий, и инди-ребят. Вот список разработчиков-фаворитов:
- Hello Baby – babyalbum.com;
- Lil City – lil.city;
- Приложения студии Bubl – bublbubl.com;
- Fox & Sheep – foxandsheep.com;
- TocaBoca – tocaboca.com.
Собирая этот список и изучая рынок, я представлял, что создатели приложений плавают в бассейнах удовольствия, признания и, вероятно, даже денег — их выводят в верхние позиции в App Store, о них пишут в прессе. Что ещё нужно, чтобы быть рок-звездой в мире игр и приложений?
Я так вдохновился, что каждую свободную от работы и спасения мира минуту думал о приложении. Экран моего телефона выглядел, как детский утренник: тигры, черепахи, собачки и другие няшки смотрели с экрана, а голос из телефона говорил: «Нажми на зелёный квадрат! Верно! Ты Молодец!».
Я покопался в этом безобразии и обнаружил одну особенность — все приложения были сделаны только для самостоятельной игры ребёнка. Предполагалось, что родитель остаётся в стороне, а ребёнок развлекается с устройством.
Позже от одного из разработчиков я услышал фразу: «Мы делаем продукты, которые позволяют родителям отдохнуть от детей — за это они нам и платят». Я понимаю, что это действительно необходимо, когда три ночи не спал из-за работы или вышел новый сезон «Чёрного зеркала». Но это не должно быть постоянным способом занять ребенка. Зачем мы тогда заводим детей? Чтобы потом их сдать бабушкам, сунуть планшет и продолжить заниматься своими делами? Я — нет.
Я считаю безумно важным и правильным, когда развитием и воспитанием ребёнка занимаются прежде всего родители. И очень здорово для малыша, когда в игре участвует вся семья. Я наблюдал за моей женой и её подругами, когда они что-то печатают, вырезают, клеят, мастерят, и всё сильнее проникался идеей создавать продукты для них и для таких, как они. Я понимал, что ориентируюсь на меньшинство, но в тот момент твёрдо решил, что хочу создавать именно для этой маленькой аудитории.
Продолжение: как мы дотянулись до звёзд и ударились о реальность
Идея для пилотного приложения пришла, как это обычно бывает, совершенно случайно. Во время отдыха с семьёй на море в номере отеля не было ночников. Я использовал фонарик сотового телефона для чтения книжки перед сном. И вот в один вечер я положил телефон на тумбочку фонариком вверх и случайно провёл над ним рукой.
В эту же секунду Ди застыла взглядом на потолке — её привлекла тень от моей руки. Я тут же взял телефон и начал руками показывать ей разные фигуры, которые вспомнил: собаку, зайчика, птичку. На следующий день я взял лист бумаги, нарисовал на нём разные силуэты, вырезал, и вечером мы уже смотрели сказку про курочку рябу :)
В тот же день я подумал, что было бы круто сделать приложение для театра теней с музыкой, текстом и персонажами. Я поделился идеей со своими коллегами арт-директором Максимом Кулемзой и копирайтером Антоном Клеповым. Парни сходу поддержали мою идею, и мы сразу начали продумывать будущий театр теней.
Мы все обожали красивые картинки, поэтому выбор иллюстратора для приложения был мучительно долгим. Мы очень хотели авторские иллюстрации — с характером и не похожие ни на что другое. Сперва пробовали связаться с топовыми западными иллюстраторами, чьим творчеством мы вдохновлялись. Практически всем очень нравилась идея, и они даже готовы были пойти на суперскидки, но всё равно их косты в десятки тысяч евро были слишком велики для нас.
Так мы вернулись с небес на землю и почти отчаялись найти кого-то из соотечественников, подходящего под наши требования. Я даже порывался порисовать самостоятельно, размахивая «вакомом» по комнате, но вовремя вспомнил про Настю Мошину.
С Настей мы были знакомы ещё до того, как она стала иллюстратором. Посмотрели её портфолио и единогласно решили, что Настя именно тот человек, кто был нам так нужен. В следующую минуту я уже писал Насте.
И понеслась! :) Разработка приложения заняла у нас почти полтора года по разным причинам. Примерно на месяц я сам замораживал разработку, так как не был уверен в том, что делаю. В итоге всё же решил, что лучше закончить и сожалеть, чем не сделать этого. Потом у нас сменилось три разработчика — это отдельная боль, от которой ещё не изобрели лекарств.
Купить музыку для приложения на стоках нам не позволяла совесть, и поэтому было решено писать её с нуля. Это стало одной из самых невероятно крутых и дорогих фишек в приложении.
Всю музыку специально под каждую сказку, каждую кнопочку и каждого персонажика написала команда студии Daruma Audio во главе с Димой Новожиловым. Музыка написана под настроение каждой сказки и сюжет. Её можно слушать вечно! А если ещё подключить телефон к хорошей акустике, то восторг гарантирован.
Но разве мы могли ограничиться только музыкой и иллюстрациями? Не-е-е-т. После пары представлений через приложение мы поняли, что тексты сказок без адаптации дико неудобны для игры в театр теней. В большинстве из них много описаний, которые необходимы для сказки, но во время представления театра теней из-за них возникают нелепые паузы. В итоге Антонио перелопатил все сказки, засучив рукава.
Потом мы всё это перевели на английский два раза: с носителем сперва на британский, потом на американский английский. Я заморочился с анимациями каждой кнопки и плашечки, сделал ролики, по которым программисты потом реализовали анимацию.
Макс помер в Sketch, пока перелопатил дизайны и верстку для каждой сказки и всех экранов. Аниматоры делали множество версий персонажей и выгоняли их сотню раз для тестов. Такого садо-мазо мы ещё много сделали. Но не будем углубляться :)
Когда мы собрали первую бета-версию, я решил попытать счастье и показать её дистрибьюторам в надежде, что они помогут с лончем, публикацией в магазине Apple и маркетингом. Да и вообще, говорят, что вместе веселее.
Трудно описать моё разочарование, когда дистрибьютор за 50% от прибыли предложил мне… ничего. В прямом смысле: «Разработчиков вам не дадим. Маркетинг оплачивайте сами. Мы поговорим с Apple, и возможно, ваше приложение попадёт на главную страницу, но его надо изменить вот так и вот так».
Мы подумали, что люди бредят, и решили запустить приложение самостоятельно. К слову, в итоге Apple нас всё же вывела на главную страницу, хоть и не так помпезно и круто, но то ли ещё будет.
24 февраля 2016 года мы наконец-то появились в App Store! В первый же день выхода попали на первое место в двух категориях. Как ужаленный, я писал Максу и Антону, бегал с телефоном к жене и просто светился от счастья.
После моей публикации в Facebook о топе в App Store знакомые в шутку спрашивали, выбрал ли я уже цвет нового Bentley. Я улыбался в надежде, что завтра всё же выберу. Но оказалось, что стоило рассматривать модель попроще — машинку из Hot Wheels за 300 рублей без доставки.
Как выяснилось спустя пару дней, чтобы стать первым среди приложений в детских категориях, достаточно было 18 скачиваний в день. Представляете: 18, а не 100 или 10 тысяч! Если перевести всё это в деньги (мы ведь и зарабатывать планировали), то при наших вводных, максимум, на что можно было рассчитывать, — это 30 тысяч рублей в месяц. Конечно, при условии, что качать вас будут с таким же рвением, как и в первый день выхода. Так было у нас, но не знаю, как у других.
Apple трижды выводило наше приложение на главную страницу и 21 раз — на страницы категорий.
О нас писали в различных онлайн-изданиях, блогах, мы даже попали в обзор на радио «Коммерсантъ FM» и телеканал ОТР.
Наш «Театр» получил второе место в конкурсах «Золотое приложение» и «Рейтинг рунета».
Жаль, что чувство рок-звезды достаточно быстро разбилось о статистику скачиваний. В итоге за всё время жизни приложения его скачали 887 раз.
Мы даже пробовали контекст, но это вообще были деньги в пустоту.
Почти, но не совсем конец
Полгода мы стойко пытались удержаться на Олимпе детских приложений и хотя бы частично окупить затраты на разработку. Но увы. В один день мы собрались с Максимом и Антоном в переговорке и решили, что пора идти по своим делам. Ребята пошли по своим, а я переключился на анимационную студию, которая требовала моего полного участия.
Я ещё пару раз пробовал оживить группы в соцсетях — мы даже запустили версию для Android, но это больше была попытка завершить начатое, чем реально изменить что-то.
Я знаю, что в нашем приложении есть проблема с самой механикой. Чтобы поиграть в «Театр теней», нужно:
- скачать приложение;
- выбрать сказку;
- отправить себе выкройку героев и фона;
- распечатать это дело;
- вырезать ножницами;
- и наконец, устроить представление!
И это о-о-очень длинный путь от желания поиграть и самой игры. К тому же не у всех есть дома принтер, а распечатать на работе многие банально забывали. Я понимаю, что надо было пробовать делать F2P-модель и подсаживать людей по чуть-чуть. Но то ли из-за жадности, то ли из-за глупости мы изначально твёрдо решили этого не делать. Я знаю, что проморолик не работал. Надо было показывать больше сюжетов с тем, как и что происходит в реале, снимать процесс игры и детей.
Производить качественное — это всегда значит инвестировать много денег. Я хочу давать детям красивые картинки, хорошую музыку, живую анимацию, увлекательные истории и приятные голоса. Одна наша сказка в среднем стоит порядка 35 тысяч рублей (и это лично для меня большинство людей работают по супернизкому ценнику).
В эту стоимость входит работа композитора, иллюстратора, дизайнера, аниматора, копирайтера и разработчиков. Сократить эту разработку до 3000-5000 рублей у меня рука не поднимается.
Как это обычно бывает, фейл и деньги — не самые главные участники истории. Самое главное, что это приложение познакомило меня с таким числом крутейших людей, что вряд ли это могло бы произойти без него. Я показывал незнакомым людям наш продукт, и они видели в нём что-то, что располагало их к нам. Они были готовы помогать советами, делиться опытом и связями.
Блогеры и издания бесплатно размещали заметки о нас, и это реально драйвило и заряжало! Да, идея, может, так себе, но людям нравилось, что мы сделали качественный и достойный продукт — это было важнее всего.
История в очередной раз подтверждает мою веру в то, что во всё, что мы делаем, нужно вкладывать частичку себя, иначе всё будет зря. Пока я писал эту статью, меня посетила мысль спросить тех, с кем мы тогда познакомились, и узнать, как у них дела.
Существует отдельная детская категория продуктов в App Store и Google Play, но мы в неё не попадаем, так как делаем продукты для родителей, а не для детей. Наша задача — это помогать родителям быть лучшими, легко справляться с рутиной и сохранять ценные детские воспоминания в одном месте.
Мы развивали все приложения как бесплатные до этого года, но весной решили, что пора переходить на модель подписок. Мы не хотим давать рекламу в наших сервисах, поэтому не продаём приватные данные наших пользователей, за что просим ежемесячный платёж. Вроде бы честная сделка.
Мы видим, что пользователи с удовольствием платят за то, что им нравится. Но при этом бывает сложно объяснить, в чём разница между контентом, который предоставляем мы по подписке, и бесплатным контентом наших конкурентов. Пользователи не понимают, что в бесплатных приложениях именно они и их личные данные являются товаром.
Но мы видим большой потенциал для роста. Всё больше людей готовы платить за полезные сервисы, и это прекрасно. Одна семья в США тратит около $80 тысяч на ребёнка за первые шесть лет его жизни, и в этом бюджете определённо есть немного места для ваших качественных приложений или развивающих игр.
Увы, мы приостановили разработку всех наших приложений и переключились на новый проект. Во-первых, для меня это было дорого — в создание игры я вкладывала больше, чем в маркетинг. А тут так не работает.
Во-вторых, родители чаще выбирают бесплатные приложения в сравнении с платными. Хотела бы я продолжить? Однозначно да, потому что это очень интересный процесс.
Мы перестали заниматься детскими приложениями. В первую очередь потому, что продали компанию (в 2015 году Fox&Sheep приобрела Bubl). Но в целом рынок детских продуктов сильно просел несколько лет назад. Старая модель перестала работать, а новая пока не придумана. Это косвенно видно по активности бывших лидеров рынка.
Приложения для детей — это рынок, который сам по себе не очень велик и не очень много денег приносит (если мы говорим про ощутимый доход хотя бы сотни тысяч евро). Зарабатывают в основном: брендовые приложения и раскрученные серии вроде «Тока Боки».
Как же заработать на приложении для детей
Мне на этом заработать не удалось, поэтому я вряд ли могу озвучить формулу успеха. Но судя по моему опыту в этой сфере, нужно или придумывать что-то абсолютно новое, как сказал Олег выше, и это уже двигать и взращивать, или же забивать на всё свои праведные мысли и без эмоций рассматривать бизнес именно как бизнес. Сразу считать, как и когда ты вернёшь вложенные деньги, и не париться на тему качества и морали, ибо это всё отодвигает в итоге от финальной цели.
Ещё можно купить лицензию на какого-нибудь раскрученного персонажа — тоже очень рабочая история, но стоит, конечно, как самолёт, и не даёт гарантий. Нами же двигало желание попробовать себя в этой сфере и просто сделать что-то действительно для души, чтобы потом можно было гордиться тем, что это было сделано именно так, а не иначе. И нам это удалось!
Создавать приложение для детей — это очень круто! Видеть малышей, которые играют в наш театр с открытым ртом, — бесценно. Читать отзывы мам о том, как им оно нравится, как их детям нравится наш продукт — вдохновляет покруче речей Тони Роббинса.
В итоге в приложение я вложил порядка 700 тысяч рублей, а заработал 110 тысяч. До текущего дня приложение лежало в App Store и даже не падало дальше 20-го места в категории «Книги». Сегодня приложение более недоступно ни в одном из магазинов.
Но это ещё не конец истории. Я был бы не я, если бы дал глупым показателям себя обмануть и не попробовал сделать ещё раз по-своему наперекор всем прогнозам и предсказаниям. В следующий раз я расскажу, во что же это всё вылилось.
Stay tuned!