Почему система стимулирования есть, а желаемых результатов всё нет?
Системы стимулирования персонала в том или ином виде есть в каждой компании. Это управленческий инструмент, который направляет сотрудников на достижение определенных результатов. Включает в себя как поощрение, так и наказание.
Создание системы стимулирования лучше рассматривать с позиции маркетинга. Сама система стимулирования – это продукт. Наполнение системы стимулирования – характеристики продукта. Клиентом для этого продукта является сотрудник компании.
Основные проблемы, которые возникают при создании систем стимулирования
Проблема 1
Считают синонимами мотивацию и стимулирование, поэтому часто вознаграждение называют то системой мотивации, то системой стимулирования.
Разница между стимулами и мотивами носит принципиальный характер.
Мотивы – то, что внутри человека. Они подталкивают его к действиям, которые приводят к определенным результатам.
Стимулы – то, что снаружи. Выступают в роли поощрения или наказания за полученные результаты.
Важно!
Стимулы приводят к желаемым результатам тогда, когда соответствуют мотивам!
Пример из статьи "Как удержать сотрудника, которому надоела работа"
Источник: www.e-xecutive.ru
Суть статьи
Один из лучших продавцов компании резко снизил качество своей работы, что сразу сказалось на результатах. Беседы с ним не привели к изменениям в его поведении. Тогда стали пересматривать его систему стимулирования. Начали с предложения новых поощрений - не получилось.
Перешли к наказаниям - он решил уйти из компании. После детального разговора выяснилось, что у него изменилась мотивация. Работа продавцом перестала соответствовать его мотивам, поэтому прежняя система стимулирования перестала работать. Ему нашли новое место в компании, которое максимально соответствовало его мотивам. Выиграли обе стороны: и сотрудник, и руководитель.
Проблема 2
Размытое описание результатов, которые хотят видеть от деятельности конкретного сотрудника.
Больше, эффективнее, лучше и т.д. ответами не являются. Существует система KPI. Однако часто они носят общий характер.
Типичное проявление этой проблемы можно увидеть при анализе систем стимулирования для продавцов.
На вопрос: "Что вы хотите от своих продавцов?"
Часто можно услышать ответ: "Хочу, чтобы он больше продавал".
Уточняющие вопросы
Что значит "больше продавал"?
- Что в компании считается продажей?
Начинается мучительный поиск ответов. Потому что для разных компаний будут разные ответы на эти вопросы.
Например:
Рентабельность заключенных контрактов не менее, чем …процентов
Объем продаж существующим клиентам без НДС
Объем продаж новым клиентам
Объем полученных денег на р/счет компании
Важно!
Прежде, чем создавать систему стимулирования, необходимо обязательно ответить на 2 вопроса:
Какие результаты от деятельности продавцов нужны вам, как руководителю?
Каким образом эти результаты связаны с целями компании?
Проблема 3
Система стимулирования ориентирует сотрудника на получение тех результатов, которые мало зависят от его деятельности.
Обратимся снова к продавцам.
Часто результатом деятельности продавца считают получение денег за выполненный контракт.
Однако само выполнение контракта от продавца не зависит.
Он отвечает только за подписание контракта.
Качество и сроки выполнения контракта зависят от других подразделений.
Проблема 4
Каждое подразделение тянет в свою сторону и отстаивает в процессе работы, в первую очередь, свои интересы.
Наиболее частый конфликт возникает между маркетингом и производством. Периодически возникают конфликты между маркетингом и продавцами.
Например, для производства важна стабильность, а маркетингу важно периодически вносить изменения в продукты, чтобы формировать отличия от конкурентов.
Проблема 5
Считать, что материальные мотивы самые сильные и выстраивать систему стимулирования, в основном, на их основе.
С определенного момента времени материальные стимулы перестают работать и их повышение не дает того эффекта, который ожидают при их внедрении.
Нематериальные мотивы, которые в пирамиде Маслоу относятся к профессиональному развитию и самоактуализации обладают сильным влиянием на поведение человека. С определенного момента для каждого человека нематериальные мотивы начинают обладать большей силой влияния на поведение человека.
О чем важно думать, создавая системы стимулирования?
Момент 1
Прежде, чем начинать заниматься системой стимулирования необходимо определить цели компании и цели подразделений, как вклад в достижение целей компании. Такой подход создаст основу для формирования целостной системы стимулирования в компании.
Момент 2
Создание системы стимулирования, соответствующей специфике и особенностям бизнеса трудная задача.
По сути, нужно заниматься изучением ожиданий сотрудников и их мотивами. Это требует времени и серьезных усилий.
Еще труднее - начинать отбирать в компанию людей с соответствующими мотивами.
Стоит ли на это тратить время, которого всегда не хватает, зависит от решений руководства компании.
Момент 3
При обсуждении системы стимулирования в компании, в первую очередь, обсуждают финансовую и нефинансовую части, конкретно касающиеся сотрудников.
К нефинансовой части относят социальный пакет, обучение, абонементы в фитнес-центр и т. д.
Очень важно помнить, что вся компания - то, как она устроена - является системой стимулирования по отношению к каждому сотруднику
Культура компании, ее реальные ценности, процессы, принципы принятия решений, позиционирование на рынке, отношения руководителей и сотрудников и т.д. - это элементы системы стимулирования, которые влияют на поведение всех сотрудников.
Об этом часто забывают, нанимая новых сотрудников.
Важно понимать
Чем более лучший результат топ-менеджмент хочет получить, тем больше сил должно быть вложено в разработку системы стимулирования, соответствующую мотивам ключевых сотрудников.
Потому что правило - Бизнес делают люди – работает всегда, независимо от отношения к нему со стороны руководителей.
В кризисные времена оно становится еще актуальнее!
Если вы хотите, чтобы созданная система стимулирования работала на достижение целей компании, то нужно начинать с определения целей компании и ее подразделений. Я могу помочь вам провести анализ существующих целей и вместе с вами определить те цели, которые соответствуют текущей ситуации и ожиданиям собственников бизнеса.
Напишите мне на restart@teammotion.ru или позвоните по тел.:
+7 (499) 380-77-67
Статья написана на основании опыта, полученного при работе в проектах с компаниями из разных отраслей.