+ 2 млрд рублей эффекта: как мы трансформируем работу с проектами в СИБУРе
Всем привет! Мы — команда трансформации процесса реализации проектов в СИБУРе в составе Ярослава Будаева, Анны Ермаковой, Николая Горбунова и Михаила Прущака, а также Алексея Плеханова. Недавно в компании завершилось внедрение новой модели управления проектной работой, от которой мы ожидаем получить эффект более 2 млрд рублей на горизонте только этого года (дальше — больше). В этой и следующих статьях расскажем о нашем опыте.
Для начала пару слов о том, как эволюционировал процесс управления проектами в компании. Еще в 2019 году проектов у нас было не так уж и много — 76. Однако с каждым годом эта цифра увеличивалась, и на 2021 год в работе их было уже больше 200. Вместе с ростом количества проекты становились сложнее, требования к срокам тоже росли, а управляемость совсем даже не увеличивалась.
Поэтому мы пошли по пути быстрых изменений и в 2021 году внедрили новую систему принятия решений:
- Разделили проекты по сквозным процессам (логистика, продажи и т.д.) и применили принцип портфельного управления. Каждый портфель получил Владельца и Менеджера процесса, а также Управляющий Совет Портфеля, который принимает решения в рамках запуска, финансирования и оценки результатов работы портфеля
- Трансформировали ФУОП (Функция «Управление организационными проектами»). Это подразделение, из финансового контролера преобразовалось в полноценный Офис Трансформации СИБУРа
Что получили в итоге? Более гибкую и прозрачную систему с возможностью отслеживать ход работ по проектам в стандартной форме (подробнее можно почитать в статье коллег). Но это был только первый шаг.
Вместе нашим командам - команде Ярослава Будаева по трансформации процесса реализации проектов и ФУОП удалось запустить в этом году полноценную систему Управления Изменениями (Change Management) СИБУРа: система принятия решений, процессы, гейтовая и ролевая модель, система мотивации, методология. Фокусом следующего 2023 года для нас будет обеспечение приживаемости системы, набор корректировок по результатам обратной связи и дальнейшая автоматизация процесса управления проектами».
Сейчас перед нами стоит задача достичь к 2025 году 29+ млрд рублей экономического эффекта за счет реализации оргпроектов (автоматизация, реинжиниринг процессов или, как мы называем это в СИБУРе, CHANGE), которых в 2022 году у нас уже больше 300 (!). Из-за резкого роста количества проектов устоявшийся за долгое время процесс оказался уже не таким эффективным. На пару десятков проектов его еще хватало, а когда их стало больше 200 — появились сложности. Поэтому мы перешли к следующей ступени эволюции. Трансформации операционной модели работы с проектами.
Начали, как водится, с диагностики. Провели много встреч, в которые вовлекли всех заинтересованных лиц: заказчиков, руководителей проектов, команды. В результате выявили три блока проблем.
1. Размытая ответственность и несбалансированность мотивации по проекту
Раньше в Корпоративном центре не всегда было однозначное определение ролей и зон ответственности в проектных командах CHANGE. Из-за этого по одному организационному проекту существовало несколько центров принятия решений. Например, 35% проектов имели двоевласти между РП от Бизнеса и РП от IT.
Кроме того, часть команды вовлекалась в работу по остаточному принципу, так как участвовали еще и в решении линейных задач, которые ставили в приоритет, например, всего у 20% наших проектов было Единое ответственное лицо (ЕОЛ, по сути функциональный заказчик и центр принятия решений) с достаточным уровнем вовлечения для выполнения проекта в срок.
Частое явление, когда в проектах, которые включают создание или доработку ИТ-продукта, участники команды от бизнеса и от ИТ воспринимают себя отдельными «бизнес-единицами» с собственными задачами, сроками и приоритетами. Мышление в логике «мы-они» усложняет командное взаимодействие и приводит к увеличению сроков реализации проектов. Например, проекты повышения результативности процессов нужны бизнесу, чтобы перейти в первые квартили. Для них ИТ разрабатывают программный продукт, считая конечной целью его выпуск, а не решение конкретной проблемы бизнеса. Как итог — вечный процесс перекидывания «горячей картошки».
Еще одна проблема: у нас не было прозрачной системы мотивации команд. При целеполагании всего 40% ставили себе цели по проектам, в которые были вовлечены на 50% и более. Весьма распространенный комментарий: «Все мои цели — это операционные задачи бизнеса, а проекты я делаю по остаточному принципу».
В результате можно было реализовать проект всего лишь на 50%, но при этом получить высокий балл при оценке результативности; и наоборот — полностью реализованный классный проект с большими эффектами не гарантировал высокий балл при квартальной/годовой оценке.
2. Необъективные статусы по проектам
Здесь столкнулись с тем, что оперативно собрать достоверную информацию по проекту иногда тот еще квест. Нужно запросить презентацию у одного, дополнить экселькой от второго, а у третьего по телефону узнать статус по задаче. Из-за этого команды кучу времени (иногда до 40%) тратили на составление отчетов, которые в итоге еще и зачастую оказывались не совсем верными. В результате многие наши статусы становились «арбузными» — зеленые снаружи, а по факту красные внутри. Происходило это главным образом из-за того, что не было единого источника данных с информацией по проектам и цепочки регулярных встреч (ритуалов) для оценки статусов и принятия управленческих решений. 70% (!) коллег в календарях не имели встречи по ключевым ритуалам о которых расскажем в следующей статье.
Так например, всего у 30% проектов была Дорожная карта на весь его жизненный цикл. А вот что коллеги говорили, когда их спрашивали о планировании проектов (мы, конечно, выбрали самые драматичные ответы): «Если я буду фиксировать планы, то мне придется их исполнять».
3. Отсутствие единой методологии
Как и говорили выше, каждая команда работала с проектами, опираясь на собственные представления о прекрасном. По сути, все Руководители проектов опирались на личный опыт и делали проекты, опираясь на личную дисциплинированность.
Плюс не по всем процессам проектного управления были шаблоны управленческих документов и набор обязательных шагов, что делать на каждой из фаз гейтовой модели. Как следствие — пропуск необходимых действий, что приводило к множеству типовых ошибок по достаточно простым на первый взгляд моментам.
Пять таблеток для лечения и целевые эффекты
Опираясь на лучшие мировые практики и опыт трансформации процессов в капитальном строительстве, мы сформировали для себя следующие таблетки по лечению выявленных проблем:
А. Разработка и внедрение ролевой модели: единая управленческая вертикаль без дополнительных «слоев» управления и контроля
Б. Апгрейд системы проектной мотивации: прямая связка между результатами организационного проекта и оценкой ответственных за его реализацию
С. Внедрение единой и прозрачной системы ритуалов: портфельные ритуалы и ритуалы на уровне управления отдельными проектами для принятия необходимых управленческих решений
D. Определение общей методики проектного и портфельного управления: стандартный для всех орг. проектов набор фаз и контрольных точек (гейтов) на всем жизненном цикле от «идеи» до «пост проектного мониторинга»
E. Автоматизация портфельного и проектного управления: процесс не на бумаге, а в системе, от и до
Принимая вовремя все наши таблетки и обеспечивая их усвояемость (читай приживаемость), компания получит более 2 млрд рублей к EBITDA только в ближайший год за счет:
- Ускорения проектов на ранних стадиях Discovery (скорость бега)
- Повышения дисциплины реализации проектов в срок до 90% на фазах реализации Delivery (качество бега)
- Уменьшения трудоемкости процесса и высвобождения времени участников работы над проектами для других задач (вес процесса в трудочасах)
В следующей статье расскажем, что именно мы делаем, чтобы достичь результат, про который говорили выше.
Интересное решение! Молодцы! Когда планируете пройти первую контрольную точку по эффективности этих решений?
Спасибо! Уже проходим и видим первые результаты, подробнее расскажем в следующих статьям, раскрывая детали внедрения
Статья интересная, но не совсем понятно 2 млрд, это на каком объеме, сколько % от текущей стоимости портфеля проекта? То, что это не мало - это факт! Но мы, внедряя похожее, на портфеле стоимостью более 200 млрд. не получили эффект , который исчислялся 10... 15...20%. Приведение текущего бардака через классические инструменты проектного управления, которые указаны в статье, дают эффект, но ограниченный. Основные векторы развития, которые заложены в предлагаемых мероприятиях - это про повышения осведомленности о состоянии портфеля, усиления контроля и обучение людей... Что у нас произошло после этого - люди начали завышать средние оценки длительностей работы, к этому прибавилось то, что невыполненные вовремя отдельные виды работ или не достижения в прописанную дату контрольной точке влекло за собой взыскания с ответственного за данную веху руководителя... Это привело к усилению "локальной" эффективности каждого руководителя и отдельных видов работ, тем самым провалив глобальную эффективность выполнения проекта в целом (локальная эффективность не ведет к глобальной). В совокупности получили увеличение сроков выполнения работ на длинной дистанции и сбои в "эстафетах" проекта. И такое наблюдаем повсеместно. Как выровняли ситуацию - ушли от расчет сроков по "среднему": пришласили людей, которые работают с неопределенностью, оценили вариабельность процессов планирования и исполнения, и начали работать в рамках границ "коридора" вариабельности процессов, которые присуще организации. Так же перестали оценивать выполнение и невыполнение отдельных задача, а оценивали в целом скорость проекта. Для это поменяли систему оценки прогресса по портфелю оставив "освоенной объем" только для отчета совету директоров... Итого- мероприятия которые у вас внедрили и внедряются очень классные, и очень эффективные, которые требуют не мало труда и энергии со стороны команды изменения (у нас на таком проекте не все выжили ;) ), но дальше надо готовится к работе с локальными проблемами в оценках и локальной эффективностью отдельных подразделений... Есть такое выражение: "мы не платим за звездную команду - мы платим за звездный результат!" и это именно то, что мы "словили" после внедрения классических и гибридных подходов в управлении проектами.
Андрей, вы перечислили много проблем, которые мы выявили в процессе диагностики и "граблей" на которые нам пришлось к сожалению наступить, в следующих статьях я как раз расскажу про сложности внедрения и как мы их проходили/проходим
Но одно могу сказать, что мы проживаем эволюционный путь трансформации, частно по разным объективным причинам, нельзя сразу пересесть на челнок, если ты всю жизнь использовал для передвижения самокат...
Наиболее интересен для меня 3ий пунк - за счёт чего сократилась трудоемкость процесса, если наоборот: добавились определенные ритуалы, обязательность планирования ), расчет КПЭ и пр?
Сергей очень хороший вопрос, действительно на первый взгляд кажется, что что-то добавилось сверх обычного режима (ритуалы, планы и прочие), но на самом деле мы стали работать эффективнее и производительность сотрудников (а следовательно весь процесс в трудочасах) выросла. Где-то за счет автоматизации рутинного функционала, а где-то за счет меньшего "футбола" при принятии решений
Например, раньше коллеги неделями могли согласовывать какой-то важный шаг, т.к. ЕОЛ был недоступен или вообще отсутствовал, а теперь есть регулярные ритуал Синхронизация, где все сложные моменты обсуждаются с ЕОЛом и эскалируются проблемы со стороны РП
Или другой пример, раньше надо было вбивать какие-то данные в разные презентации или эксели, а теперь на пилотах пилотируется система в которой весь процесс автоматизирует "от и до" и не надо перебивать данные и тратить драгоценное время на выяснение где и в какой системе правда