Создание маркетплейса: как рассчитать прибыль до запуска

Ко мне часто обращаются подписчики с просьбой помочь рассчитать сколько примерно можно будет заработать, запустив аналог youdo в своём городе. Кого-то устроит и 50 000р., при слабой занятости, кто-то готов вкалывать и по 14-16 часов в сутки и ставит целью 1 000 000+ в месяц. Я решил поделиться формулой для прогноза оборота такого сервиса.

Эксперт по запуску маркетплейсов Bright Mobile рассказывает как на основе открытых данных youdo рассчитать оборот такого же сервиса в своём городе.

Статья в видеоформате

До запуска любого бизнеса важен вопрос перспектив заработка в первый год и на ближайшие 3-5 лет. Если говорить о тривиальном бизнесе, то расчёт сводится к загугливанию тех или иных средних показателей у конкурентов перемноженных на коэффициент погрешности. Со стартапами сложнее, никто, даже вы сами, не знаете куда дорога выведет. Но если есть аналоги на которые ориентируетесь, то можно брать их открытую статистику и транспонировать на свой масштаб.

Так как я занимаюсь запуском агрегаторов услуг, то чаще всего меня просят помочь с расчётом запуска аналога youdo в своём городе. Сегодня я расскажу, как это сделать самостоятельно.

Показатели youdo для расчёта

При сборе статистики по youdo я ориентировался на открытые источники (первый, второй). Выделил следующие данные:

  • Население пяти городов присутствия: 20 000 000 человек
  • Количество пользователей маркетплейса: 5 000 000 человек, из них мастеров 800 000
  • Средний оборот всех услуг на сервисе: 500-600 млн.р. в месяц, берём средние 550 млн.р.
  • Процент сервиса оценивается в 3-30% от стоимости услуги с перспективой достичь 8-10% в ближайшие 3-5 лет, но думаю, что 4% на текущий момент будет честным показателем
  • Оборот сервиса: 550 000 000 * 4% = 22 000 000р.
  • Возраст сервиса: 6 лет

Мне не удалось найти точных данных по маржинальности youdo. Если говорить о марже похожих сервисов, то нашёл данные о том, что маркетплейсы услуг из общего оборота тратят примерно 20% на разработчиков, налоги и офис и 40% на маркетинг и развитие, а 40% - чистая прибыль компании. Поэтому, с достаточно большой долей вероятности, можно сказать, что 8 800 000р. - это чистая прибыль сервиса в месяц.

Этих показателей будет достаточно, чтобы сделать прогноз оборота подобного проекта в любом городе.

Расчёт прибыли в произвольном городе N

Для примера я решил взять Новосибирск, в котором население 1 500 000 человек. На основе правил пропорциональности и перекрёстного умножения выведем недостающие параметры.

Например, для вычисления количества пользователей сервиса мы используем пропорцию. Количество жителей в городах youdo (20 млн) соотносится с количеством жителей в Новосибирске (1,5 млн) так же, как количество пользователей youdo (5 млн) с количеством пользователей в будущем приложении Новосибирска (х).

Получается: х = 5 000 000 * 1 500 000 / 20 000 000 = 375 000 пользователей

По такой же схеме вычисляем средний оборот всех услуг сервиса:

х = 550 000 000 * 1 500 000 / 20 000 000 = 41 250 000р. в месяц

Отсюда берём 4% чтобы получить оборот самого сервиса:

х = 41 250 000р. * 0,04 = 1 650 000р.

И примерную чистую прибыль, взяв 40% от оборота:

х = 1 650 000р. * 0,4 = 660 000р.

Таким образом, мы пришли, что запустив подобный проект в Новосибирске, ориентируясь на youdo, можно зарабатывать 660 000р. в месяц чистыми.

Очевидный вопрос - когда и что делать для запуска. Для выхода на свой уровень youdo потребовалось 6 лет. Уверен, что видя историю развития youdo, в том числе и ошибки, которые они допускали и ориентируясь не на федеральный масштаб, а только на 1 город, можно повторить историю за 3-4 года.

Если интересно, то одну из следующих статей посвящу истории развития youdo и аналогов.

1313
48 комментариев

Какие-то очень оптимистичные расчеты. Нет, я понимаю что ваша задача впарить свои услуги, но тем не менее.

18

в этой статье я как раз и не впариваю, а даю расчёт. Подвергните цифры сомнению, если есть что по существу сообщить. Аргументы в стиле "мне кажется" как-то странно звучат

1

Господа, ну нельзя же так...
1) Нельзя брать выручку относительно "взрослого" бизнеса и выводить из него данные для первых 1-3 лет стартапа. Логичнее брать выручку первых лет youdo и делить ее на 2 или 3 или даже 10 - так как сейчас конкуренция и все остальное (цены на рекламу, стоимость разработки и т.д.) будет выше.
2) Нельзя сравнивать пять крупнейших городов суммарно с условным "провинциальным" городом. Сравнивать надо похожие города.
Другие факторы которые дают основание в неверности линейной экстраполяции:
3) Уровень проникновения интернета (а точнее "привычки" делать заказы онлайн) - сильно разнится у столиц и провинциальных городов. Конверсия будет другой. И еще приучать сантехников в провинции к получению заказов - нужно будет очень долго.
4) Про средний чек - уже написали. Косвенно (но пока не понимаю как) можно учесть и среднюю зп по региону (городу), долю затрат на питание,
5) Напрямую можно и нужно учитывать ЦА youdo и есть ли она в открываемом городе, ее количество и качество и т.д.

На мой взгляд, более интересным было бы "классическое" исследование "провинциального" рынка, чем данная попытка...

12

я не могу говорить за маркетинг, но оценивать затраты на разработку в % от оборота сервиса не совсем корректно. В то время, как оборот может отличаться в десятки раз, затраты на разработку (при одинаковом функционале) можно сократить раза в 3, не более. Причем это, разумеется, скажется на качестве.
кроме того, средний чек в Новосибирске будет отличаться от московского или петербургского, а значит оборот не будет прямо пропорционален количеству пользователей: требуется некий поправочный коэффициент.

7

По разработке вопрос - во сколько оценить затраты? Очевидно, что у свежеиспечённого стартапа - это программист фрилансер даже не на фултайме, а у youdo уже крупная команда. То есть рост затрат на разработку пропорциональны развитию, но прямо через процент коррелировать не совсем верно, согласен. Как предлагаете скорректировать параметр?

По поправочному коэффициенту тоже поправка принимается, предложите вариант корректировки?

Нельзя линейно экстраполировать данные. Уже при расчёте аудитории, надо учитывать модель потребления, чем меньше город, тем сильнее социальные связи и услуги ищут у знакомых, а не в сети.
Ну и т.д.

3