Как еще до покупки понять, что образовательный продукт будет бесполезен?

Я с 2018 делаю проект для изучения английского. По долгу службы мониторю больших и малых ребят, которые тоже делают или пытаются делать образование. За годы выработал насмотренность: как кузовщик на глаз определяет незаводской окрас, так я по внешним признакам понимаю, что внутри курсов. На звание эксперта не претендую, но кой-чем поделюсь.

Универсальный шаблон, с которым можно подходить к предварительной оценке любого образовательного продукта.
Универсальный шаблон, с которым можно подходить к предварительной оценке любого образовательного продукта.

Все ниже — субъективный взгляд. Возможно, эта информация поможет, когда в следующий раз, повинуясь эмоциональному порыву, вы взнесете курсор над платежным модулем для покупки курса или оформления рассрочки.

Сначала спойлер: первичен покупающий — если человек ленив, не готов вкладываться силами и временем, ждет вау-таблетки и вот это все, то и результата он не получит. Если с мотивацией все ок — даже из сомнительного продукта можно извлечь пользу. Правда, не очень много. И все равно за дорого.

Признак № 0. Невероятные обещания («Python за 2 месяца», «Figma с нуля до PRO за месяц», «Английский за 2 часа») и эфемерность результата

Обещание результатов, которых нереально достигнуть в заявленный срок, — первый сигнал, что от продукта надо бежать, как от цыган на вокзале в Великих Луках. Про это миллиард раз писали везде, подробности размазывать не буду.

А эфемерный результат — тот, который ни в чем нельзя измерить: мышление, успешность, умение чувствовать вибрации вселенной, нахождение внутреннего баланса и раскрытие личностного потенциала. Если у вас не стоит цель совершить «квантовый скачок в мышлении», а создатели курса обещают именно это, стоит насторожиться.

Признак № 1. Главное УТП продукта — пышные регалии конкретного эксперта-суперзвезды

Тут имею в виду описания в духе «Автор программы в маркетинге более 15 лет, руководит отделом в «Большая компания 1», главный начальник в «Большая компания 2», сооснователь в «Очень большая компания 3» и евангелист в такой-то теме — приходи на курс, чтобы научиться также».

— Сколько добавить регалий? — Да. 
— Сколько добавить регалий? — Да. 

Если человек умеет на высочайшем уровне писать код, дизайнить, руководить продуктом, шить носки или печь булки, то не факт, что он непременно умеет хорошо обучать этому других. И когда маркетинг образовательного продукта построен на чьих-то регалиях, а не на том, что содержит курс, какие смыслы несет и какая структура в нем выстроена — это звоночек.

По поводу «научиться также»: только прикладных знаний и умений, чтобы «смочь как эксперт», не хватит. Возможно, эксперт стал суперзвездой не из-за навыков, хотя без них сложно, а потому, что в свое время не поленился приехать на бизнес-завтрак и завел несколько удачных знакомств. Или он с детства занимался только своей темой, пожертвовал остальным в жизни, даже способностью понимать, когда пора стирать свитер, чтобы уметь богически писать SQL-запросы.

И еще: заявленный эксперт не будет работать с вами непосредственно. Максимум, он участвовал в создании программы и подготовке контента. А вот проверять задания, помогать в чате и организовывать гарантированное трудоустройство, скорее всего, не будет.

Кстати, про гарантии.

Признак № 2. Гарантии трудоустройства, успеха, результатов или возврата денег

Сначала очевидное пояснение (мало ли): гарантии в духе «… или вернем 100% денег в течение 2-х недель» — чистейшая win-win манипуляция. Win покупателя — в ощущении застрахованности от рисков, а win продавца в том, что на деле процент возвратов всегда небольшой. Даже если все-таки вернут деньги, то ресурса, потраченного на суету, переписки и звонки с менеджерами, никто не вернет.

С трудоустройством после обучения на профессию еще интереснее. Мы с командой регулярно нанимаем людей в нашу школу «kakrodnoy». И если кандидат с дипломами, сертификатами, прокаченными hard-скиллами, но при этом не может вовремя подключиться к созвону, шутит кринжовые шутки, токсичит в чатах, у него постоянно отваливается интернет и кострами рябин горят дедлайны уже на испытательном — работать с ним не будем.

Пример токсичного персонажа, из недавнего
Пример токсичного персонажа, из недавнего

Быть пунктуальным и приятным в работе человеком на курсах не научат, эти свойства личности нужно развивать самому.

Признак № 3. Предлагают контент, не предлагают контекст

Идея такая: образование — это процесс нахождения в контексте.

Возьмем абстрактный пример из бокса: 2 спортсмена, одинаковые по всем показателям, оба новички.

🥊 Спортсмен № 1 занимается с классным тренером на дому, купил по его рекомендациям хороший экип, боксмена и BCAA.

🥊 Спортсмен № 2 ездит в зал; общается с людьми в раздевалке; слышит возбужденные голоса после боя; видит, как работают остальные; впитывает запахи и звуки; краем глаза поглядывает на мастера спорта в углу; находится в постоянном коннекте с разными людьми и тренерами, а по вечерам смотрит видео боксерских матчей на Ютубе.

Мне думается, что если они окажутся в ринге, то у второго шансов будет побольше, потому что он сильнее погружен в контекст.

Так и с курсами. Просто дать материалы, куратора и чатик — это еще не создать контекст.

Создать контекст — это вдобавок к указанным опциям проводить мастермайнды и/или офлайн-встречи, в том числе неформальные, предоставить подписку на релевантные сервисы, настроить горизонтальные связи между студентами. А еще — дать возможность адаптировать продукт под себя:

  • предложить гибкое расписание;
  • быстро подбирать преподавателя/куратора по интересам и темпераменту;
  • разрешить не делать часть практических заданий (например, наши студенты могут не делать задания вида «придумайте свои примеры/предложения», потому что не всем нравится фантазировать);
  • выгружать материалы в. pdf тем, кто хочет заниматься на даче/в деревне, но интернета на онлайн-платформу не хватает.

Признак № 4. Не дают попробовать и потыкать продукт

Даже барыги в бразильских фавелах сначала дают попробовать. А если при продаже образовательного продукта менеджеры что-то недоговаривают в духе: «Эксперт на эфире все рассказал, вы берете или нет?», то высока вероятность, что радости от такой покупки вы не получите.

Если вместо «посмотреть продукт» предлагают посмотреть отзывы (мол, вот как много у нас довольных учеников), это тоже поинт так себе. И вот почему.

Отзывы — полезная штука, но есть нюансы:

  • они покупаются и продаются. Чтобы ученики сами писали отзывы, нужно мотивировать их с помощью разных подходов, а это далеко не все умеют или хотят делать;
  • ощущения «хорошо» и «понравилось» у вас и другого человека могут быть разными;
  • чтобы по отзывам сделать вывод «а как будет мне», надо пособирать информацию и пообщаться с другими студентами. По аналогии с тем, как кандидат в компанию общается с потенциальными коллегами, чтобы составить собственную картину до подписания оффера. Это сложно, суетно, отнимает много времени, поэтому не каждому захочется. Но если выбираете длинный дорогой курс, ресерч — это обязательно, советую не лениться.
Хозяйке на заметку: один из вариантов перевода сленгового слова «бабки» — dough, то есть «тесто»
Хозяйке на заметку: один из вариантов перевода сленгового слова «бабки» — dough, то есть «тесто»

Признак № 5. Мутная коммуникация

На этапе «пока просто спросить» сейлз, с которым вы общаетесь, по идее должен активно спрашивать о вашей личной ситуации, интересоваться целями и задачами и по ответам определять, что компания может предложить для решения «ваших персональных задач» и может ли вообще.

Признаки впаривания во имя KPI: вопросы «Вы будете покупать или нет?» и те, что подразумевают односложные ответы, а еще — лютая настойчивость и попытки уговорить любыми способами.

З — забота
З — забота

Рекомендация: сами назовите менеджеру дедлайн, когда вернетесь с решением по курсу, это уважительно и разгрузит вас и сейлза от пингов.

Отдельный (самый субъективный) признак — колхозная коммуникация.

Либо я не ЦА, либо привереда, но смущает, когда команда образовательного проекта в коммуникации использует «с уважением», «искренне ваш», «с заботой о вас», для промо берет фотосет эксперта или основателя в костюме из магазина «Сударь» и добавляет его подпись на лендинг и в рассылки.

Тут я хотел нагуглить соответствующих картинок, но подумал, что мне напишут господа с этих снимков с претензией «слышь ты чо там гонишь набери мои люди подъедут», и не стал. Но вы сами их наверняка видели.

Окей, так как в итоге выбирать-то?

Универсального решения нет, но из признаков выше родилось несколько мыслей:

  • смиритесь с тем, что быстро и легко ничего не бывает, гарантий никто дать не может, вау-решений и волшебства тоже нет. В любом обучении для ощутимого результата придется стараться и сталкиваться с чем-то неприятным. Если сейчас к этому не готовы — лучше не начинать;
  • можно попробовать банальное гугление, но не отзывов, а материалов про автора, видосов с ним, интервью, подкастов, его аккаунтов и так далее. Приукрашивания и некомпетентность находятся за 3 минуты. Однажды я зачем-то погуглил человека, чью рекламу магистра наставников увидел в 29-ый раз за 2 дня, возомнил себя Шерлоком и даже позволил себе написать ему. Результат был ожидаемым:
Классика
Классика
  • спросите отзывы или рекомендацию сами — у друзей или в чатах с теми, кому есть основания доверять (это не абы кто должны быть). Наверняка вам посоветуют то, чем уже пользовались, проверенное. Плюс, с «вашими» людьми потенциально выше шанс совпадения понятия «это классно»;
  • попросите потыкать-посмотреть продукт или демку. Ответы в духе «могу скрины показать» или «вы сначала заплатите» должны вас насторожить;
  • проверьте, предлагают ли авторы контекст в дополнение к контенту — подписки/доступы к сервисам и инструментам и совместные активности с другими студентами;
  • смотрите на то, как с вами коммуницируют на сайте, в рекламе, чате с сейлзами, — вам точно будет комфортно учиться на этом языке и с таким дизайном материалов? Если нет, возможно, от покупки стоит отказаться.

Полезных вам курсов!

Для обсуждения в комментах: что лично вас настораживает перед покупкой курса? На что обращаете внимание? Было ли такое, что оплатили образовательный продукт и остались недовольны?

В тексте я упоминал свой проект, ссылки тут:

  • kakrodnoy.com — сайт школы, где можно записаться на бесплатное персонализированное тестирование уровня языка.
  • Telegram-канал, где весело и добродушно рассказываем про изучение английского. Со всякими безобидными выходками.
1515
5 комментариев

Уважаемый автор статьи. Зашел на ваш сайт по обучению инглишу. Да у вас там у самих инфоцыганских приёмчиков хватает. Спасибо, номер телефона не выманиваете. А статья зачёт!

1
Ответить

а кто сейчас без инфоцыганщины, все этим балуются))

1
Ответить

Я скажу больше, очень многим интернет-профессиям можно обучаться самостоятельно, в интернете полно бесплатных материалов. Просто нужно иметь немного мозгов и уметь искать информацию в поисковике. Необязательно, чтобы тебя обучил какой-нибудь гуру.

Занимаясь самостоятельно ты развиваешь навык самообучения. Этот навык плохо развивается, когда преподносят тебе всё в готовом виде на блюдечке.

Не знал, что «бывшая эскортница» можно считать регалией для "эксперта". Интересно однако)

1
Ответить

Прочитав статью, вспомнила, что раздражает, когда что то ищешь в интернете, и часто начинают всплывающие окна вылазить с предложением курсов, услуг, и ещё не понятно с чем.

1
Ответить