Как изменились приложения ABBYY с момента открытия App Store
Прошло чуть больше десяти лет с тех пор, как появился App Store. Компания ABBYY, в которой я работаю, тоже выпустила своё первое мобильное приложение десять лет назад.
От зоопарка версий до двух вариантов приложения на iOS и Android
Смотришь сейчас на приложения десятилетней давности и понимаешь, насколько далеко мы прошли вперёд с точки зрения удобства и возможностей для пользователей.
Если раньше приложения были скорее похожи на неуклюжие, скомканные в маленький экран веб-странички, то сейчас список возможностей многих популярных сервисов не умещается и на листе А4, и при этом работать с ними можно нажатием одной кнопки.
Если взять, например, Facebook, то в 2008 году в нём можно было делать не так много: добавлять друзей, отправлять сообщения и размещать фотографии. А сегодня функциональность приложения выросла в разы. Есть и реклама с дополненной реальностью, и персональные рекомендации о мероприятиях, интересных страницах, масштабный поиск, игры, видео-трансляции, заметки, группы и многое другое.
В конце 2000-х, помимо iOS и Android, за пользователя конкурировали еще и Symbian, Windows Mobile и Blackberry OS. Приложения под Symbian распространялись в десятках вариантов и нескольких сторах, ведь каждый вендор выпускал разные устройства и вариации операционных систем, что ужасно портило жизнь разработчикам и тестировщикам: с каждой компанией нужно было договариваться отдельно.
Наше первое мобильное приложение ABBYY Business Card Reader (BCR) вышло для телефонов Nokia, да ещё для кнопочных!
Ветер перемен в виде новеньких iPhone подул в 2007 году из американского офиса. Продажи устройств, запросы на разработку и интерес к платформе росли экспоненциально. Стало понятно, что платформа iOS перспективная. Так в самом конце 2009 года, прямо под Рождество, появился BCR для iOS.
App Store полностью изменил рынок приложений. Он давал пользователям выбирать, искать, приобретать, скачивать и обновлять приложения на iPhone через одну площадку — разработчику нужно было только делиться 30% доходов от продаж. Через полгода такой же магазин ввёл и Google. В сущности, эта модель сохранилась до сих пор.
От нишевых продуктов к более универсальным решениям
В первые годы появления сторов основным источником монетизации была продажа платных продуктов, встроенных товаров внутри приложений и рекламы. Казалось, что чем больше приложений ты выведешь на рынок, тем больше денег получишь.
Взять хотя бы Angry Birds. Rovio выпустила целую серию игр: и в космосе, и в Рио, и по вселенной Star Wars, предлагая новые возможности потратить деньги людям, знакомым с компанией и доверявшим ей.
Первое время эта тактика себя оправдывала. У ABBYY в начале 2010-х была целая плеяда «карманных распознавателей»: PhoneGrabber, MailGrabber, LinkGrabber, StreetGrabber, которые были заточены под отдельные задачи пользователей.
PhoneGrabber, например, сканировал номер телефона из объявления и тут же давал возможность позвонить по нему. MailGrabber открывал почтовый клиент и предлагал отправить на распознанный адрес электронное письмо. И так далее.
Но оказалось, что пользователи готовы платить больше за более ёмкое приложение по сканированию различных текстов, пусть даже оно и стоило $6-7 — в три раза дороже специализированных грабберов.
Так в 2011 году появился ABBYY TextGrabber — универсальное приложение, которое распознает тексты в любой форме, а сегодня и с любых поверхностей. Оно работает и развивается до сих пор.
От игр и приложений для общения к росту приложений для продуктивности
Если посмотреть на самые первые приложения, которые я установил на свой iPhone (это можно узнать, открыв список покупок в App Store), то это были программы для массовых пользователей: Skype, «Яндекс.Карты», Google Translate, Opera и, конечно, игры — мегахиты Cut The Rope и Angry Birds. В то время операционная система вообще была обречена на провал, если на ней нельзя было играть в эти популярные игрушки.
Надо сказать, что десять лет назад воспринимать смартфон как рабочий инструмент людям было очень тяжело, он, скорее, воспринимался как телефон и игровая приставка. Что не мешало, впрочем, покупать наши технологии ведущим компаниям и встраивать их, например, в топовые смартфоны Samsung.
Когда к развлечениям добавились и рабочие задачи? На мой взгляд, сыграла роль эволюция самих смартфонов и время, которое мы стали проводить с ними. Росли вычислительные мощности, разрешения экранов и качество камер.
В итоге смартфон стал напоминать по мощи и функциональности средний компьютер, а возможности использовать его в офисной среде добавили интереса к разделам «Бизнес» и «Продуктивность». Сейчас, по разным оценкам, мы смотрим на экраны наших устройств от 80 до 300 раз в день.
Чтобы при этом успевать решать разные офисные дела: отвечать на почту, вести списки дел, напоминать себе о встречах, ставить цели, быстро сканировать документы, вносить данные в корпоративные системы, нужны приложения.
Разработчики медленно «подрывали» этот рынок, доказывая компаниям, что телефоны сотрудников — уже не игрушка, и в 2015 году, согласно опросу Accenture, уже больше 80% руководителей из компаний с ежегодной выручкой больше $1 млрд согласились с тем, что мобильные приложения необходимы для решения различных задач бизнеса. Приложения для сотрудников стали делать такие гиганты, как SAP, IBM и Intel.
От бесплатного использования к первым постоянным покупкам
Долгое время большинство пользователей не были готовы платить за приложения, поэтому процветали бесплатные версии продуктов, зарабатывающие на рекламе и пользовательских данных, или студенческие разработки, которые в целом сносно работали, каким-то образом решая пользовательские проблемы.
Даже сейчас мы иногда слышим от пользователей, что они никогда ничего не купят, но количество таких людей становится всё меньше, потому что постепенно меняются подходы к совершению покупок и уходит страх отдавать деньги «за что-то непонятное».
Конечно же, в начале и середине 2010-х хорошо работали скидки, а также PR-активности и фичеринг Apple и Google, который порой приносил миллионы пользователей и сотни тысяч долларов дохода в неделю.
Этот переход — от бесплатного потребителя к покупателю — очень важен для любого человека, и платформы это понимают. Они старательно пытаются сломать этот барьер и перевести тебя на другой уровень — даже покупкой за 15 рублей.
Откровенно говоря, меняется мировосприятие. Ты начинаешь не просто пользоваться программой, а по-настоящему инвестировать средства в её разработку: признавать желание и необходимость оплатить классную и качественную работу, дать возможность чьему-то детищу расти, да ещё и помогать разработчику исправлять баги и внедрять крутые новые функции.
Так, например, благодаря комментариям пользователей в 2011 году в ABBYY TextGrabber появился онлайн-перевод распознанного текста на 45 языков, а в 2014-м Business Card Reader научился синхронизировать базы визиток между iOS и Android.
Сильно улучшил ситуацию выход новой продуктовой категории в 2010 году — планшетов, которые были заточены на потребление контента. При этом вокруг них (опять же стараниями iPad) складывалась полноценная культура покупок как видео и журналов, так и игр и приложений.
Единственная проблема для нас — отсутствие хороших камер, что для сканеров, конечно, же довольно критично. Поэтому первые версии программ ABBYY под планшет появились только в 2012 году.
В 2012 году мы сделали профессиональную версию Business Card Reader стоимостью в $90! В то время она приносила ABBYY значимую часть доходов от всех мобильных решений.
Я понимаю, что до приложения I am Rich за $999 нам было далеко, но мы всё равно удивились, что приложение оказалось чрезвычайно востребованным, несмотря на высокую цену.
От платных приложений к подпискам
Настоящий расцвет ждал платные приложения в 2013-2015 годах. К этому моменту стало понятно, что без возможности «попробовать», прежде чем платить, и модели freemium, в мире всё более усиливающейся конкуренции не выжить.
К тому же платная модель сильнее зависит от внешних факторов, а не от внутренней работы, и виральность помогает очень слабо. Например, выступили с публикацией в СМИ, поучаствовали в крупном мероприятии — повалил поток покупателей, нет — держимся на стандартном уровне.
В 2014 году инструменты подписки на газеты и журналы в сторах расширились на более широкий спектр приложений. Для приложений, увеличивающих продуктивность, стало возможным «подписаться» на расширенную версию с постоянной ежемесячной или годовой оплатой.
Мы одними из первых после долгих обсуждений с Apple Review Team переключились на эту модель с выходом бесплатной версии. Первым на подписку перешёл BCR, за ним последовал FineScanner, а в 2018 к ним наконец-то присоединился TextGrabber.
Это был довольно рискованный ход, так как мы одномоментно «роняли» выручку, растягивая получение того же дохода на год или даже два, но в итоге дополнительное время на эксперименты позволило с разных сторон подойти к нужной функциональности и проверить множество гипотез.
Это был риск и с позиции пользователя, поскольку, во-первых, подписки в то время были непонятны и новы, а во-вторых — ряд популярных приложений «читерил» с подписками, завлекая пользователя в дорогую ненужную автопродляемую подписку разными трюками с ценой и экранами.
Мы же честно описывали все условия, не ставили цену в $250 в год (как делали разработчики с помощью подписки, например, $5 в неделю) и на самом видном месте поставили ответ на вопрос, как отказаться от подписки, если она больше не нужна.
Переход на другую модель меняет подход продуктовой команды к приложению в целом. Судите сами: бесплатный продукт должен уметь «привлекать» пользователя внутри, уже недостаточно просто сделать красивые иконки и скриншоты и вложиться в рекламу.
Нужно постоянно анализировать поведение пользователя, биться за удержание, предлагать нужные опции в правильное время, уметь выставлять ограничения и предлагать платные дополнения. Это доработки, которые требуют много усилий.
Как понять, куда бежать и как развивать приложение? Мы много усилий вложили в аналитику, онбординг, экраны магазинов, соответствие GDPR, это заняло больше года на каждый продукт.
Сейчас уже можно сказать, что в профессиональном использовании приложения подписка — одна из наиболее удобных моделей монетизации. Все приложения ABBYY имеют бесплатные версии с подписками. Это позволяет точно прогнозировать поток платежей, лучше планировать рост числа пользователей и вовремя нанимать людей для развития приложений и расширения функциональности.
От камер без автофокуса и ручек-сканеров до искусственного интеллекта
В 2011 году на iPhone 3G наш Business Card Reader требовал для работы дополнительной макро-линзы, так как автофокус был настроен на фотографии людей в 1-2 метрах.
Сейчас 48-мегапиксельные камеры позволяют распознать текст на листе бумаги в окне дома напротив. Так как изначально технологии Mobile OCR разрабатывали для вообще «малышки» в виде сканера-ручки C-Pen, на телефонах они чувствовали себя вполне вольготно, но, конечно же, приходилось рисовать красивые лоадеры, пока пользователь ждёт результата, что могло занимать пять-десять секунд.
Сейчас же нам иногда приходится даже специально немного «замедлять» технологии, чтобы пользователь успел увидеть, что происходит на экране.
Огромную роль в развитии мобильных приложений сыграли технологии искусственного интеллекта: это и интеллектуальная обработка информации, и компьютерное зрение, и распознавание лиц и голоса.
Пожалуй, одним из самых нашумевших примеров применения ИИ в мобильном приложении стала Prisma — за первые девять дней после появления в App Store приложение стало одним из самых скачиваемых во множестве стран мира.
CoreML от Apple в 2017 году, а также TensorFlow Mobile и Lite от Google в 2018 вкупе с огромной мощью современных процессоров готовят почву для целой плеяды новых мобильных сценариев, и я рад: российским компаниям тут есть что предложить.
Современные мобильные помощники типа Siri и «Алисы» используют обработку естественного языка, чтобы понимать смысл вопроса и предоставить пользователю лучший ответ.
Специализированное приложение Vivino распознает надписи на этикетке с помощью технологий оптического распознавания символов (тут, кстати, не обошлось без технологий ABBYY), чтобы найти в базе рейтинг напитка и рассказать пользователю о его вкусовых качествах.
Все мобильные приложения ABBYY используют технологии искусственного интеллекта: в FineScanner улучшают качество фотографий, выравнивают изображение и готовят его к распознаванию, в TextGrabber — позволяют извлекать данные «на лету», в BCR – распознают текст и отправляют его в нужные поля телефонной книжки. И поверьте мне – это только начало.
Отдел исследований и разработок в ABBYY уже сейчас готовится переносить нейросети с «больших продуктов» в маленькие смартфончики в ваших карманах. А это значит, что новые возможности фильтрации вашей галереи, улучшения фотографий, безопасного использования данных, определения важного в тексте и в целом его смысла уже не за горами.
Что ждёт мобильные приложения в будущем
С ростом качества камер не только в смартфонах, классические алгоритмические методы распознавания и обработки изображений дошли до своего профессионального совершенства. Теперь дело за новыми подходами, которые, очевидно, основаны на нейросетях. Здесь у многих компаний накоплен огромный багаж данных, алгоритмов, которые только и ждут своего часа, чтобы попасть в мобильные устройства.
Предполагаю, что вскоре мир приложений разделится на два лагеря по сценариям использования: частные данные с обработкой только на смартфоне и публичные данные со сверхскоростной качественной обработкой на сервере, что станет возможно с технологиями 5G.
Нас также ждёт развитие гибких экранов и «бесшовное» взаимодействие с технологиями. Я в целом верю в эту концепцию, хотя пока появляются только первые эксперименты в этом направлении, и они не сильно радуют.
По сути, людям нужен только «экран», который можно удобно носить с собой, и голос, — по крайней мере, так себе представляют будущее сценаристы научно-фантастических фильмов. Экран в зеркале или на лобовом стекле, голосовой ассистент в микроволновке или вместо продавца в магазине, замок с распознаванием лица и удаленной активацией, — все это лишь отдельные примеры подобного «естественного» взаимодействия пользователя с устройствами.
Конечно, улучшение «понимания» искусственного интеллекта также откроет новые возможности компьютеризации и алгоритмизации многих рутинных и интеллектуальных задач от заказа еды в холодильник до помощи в работе и принятия бизнес-решений, и смартфон, уверен, займёт важную роль в этой экосистеме. Одно можно сказать точно: мобильные технологии ждёт интересное будущее!
Комментарий недоступен
Да, конкуренция жёсткая. Когда к нам приходят с очередной идеей прорывного сервиса, мы всегда охлаждаем людей информацией, что на маркетинг даже гениального продукта нужно будет потратить раз в 5 больше, чем на разработку. А без стратегии продвижения так вообще делать нечего на рынке.
Прожил с приложения ABBYY c самого их появления на мобилах. Отличная реализация и возможности. Твой опыт из SOCHI кстати пригодился, было весьма заметно. насколько перспективно перенос AI в устройства? Будет ли реализация алгоритма нормально отрабатывать на мобильных?
Спасибо за отзыв ) Да, на последних девайсах нейросети работают уже на уровне хороших компов, а внутренние оптимизации ОС позволяют им лучше скармливать данные (что вряд ли дождешься в десктопах), так что я думаю нас скоро ждёт прорыв.
Лингво изменился в худшую сторону. Работа словарей только онлайн это печаль. А полный зашквар это когда по чеснаку купил словари в свое время, а тут на тебе, подписка, снова плати. (
Не совсем понятно, про какое приложение речь. В Лингво купленные словари доступны офлайн, так было всегда и остаётся. В ЛингвоЛайв другая модель лицензирования словарей у издательств, мы не можем, к сожалению, просто "перенести" словари из Лингво, но и там можно пользоваться словарями офлайн при наличии подписки.
Если действительно раньше покупали словари lingvo, напишите в lingvo_support@abbyy.com , вам восстановят все доступы.