Не внедряйте систему управления проектами – уничтожайте!

Вместе строим идеальную систему управления бизнесом в сфере сложных или творческих услуг

Не внедряйте систему управления проектами – уничтожайте!

Сложные или творческие услуги - это какие?

Разработка программного обеспечения, проектирование зданий, разработка сайтов, организация мероприятий, консультационные услуги – все это различные типы сложных услуг. Каждый заказ уникален, его выполнение требует сбора информации, проведения анализа, принятия множества решений.

Целевая аудитория бизнеса

Для начала необходимо установить критерии оценки системы управления. В конкурентной среде критерии оценки формируются на основе ценностей целевой аудитории. Поэтому начнем с выбора целевой аудитории с определенной культурной матрицей (см. статью про культурную матрицу). Конкурентный бизнес должен строиться так, как его построил бы потребитель сам для себя, если бы обладал нужными ресурсами и компетенциями (см. статью про культурно-ориентированный бизнес).

Проходят времена, когда бизнес мог ориентироваться на несколько целевых аудиторий. Всем люб не будешь: требования к продукту, предъявляемые разными потребителями, часто прямо противоречат друг другу.

Если мы хотим ориентироваться на две целевых аудитории, лучше создать два разных бизнеса. Пытаясь угнаться за двумя зайцами, не поймаем ни одного.

Чем более эффективна и конкурентоспособна компания для определенной целевой аудитории, тем сложнее ее перестраивать на любую другую. Это как гоночный автомобиль переделывать в современный зерноуборочный комбайн: придется переделывать практически всё. Такие бизнесы могут находиться под одним юридическим лицом, но с точки зрения управления они обязательно должны быть дистанцированы друг от друга.

Что же будет с бизнесом, если он пропустит шаг выбора целевой аудитории? Он будет вынужден управлять заказами с помощью проектов.

Проекты

Часто бизнес пытается брать любые заказы, которые к нему приходит: руководитель не желает упускать прибыль, которая идет к нему в руки. Такая всеядность приводит к тому, что принятые заказы оказываются с управленческой точки зрения несовместимыми друг с другом. Следствие - постоянно генерируются различные конфликты, которые делают внутреннюю среду организации менее прозрачной и предсказуемой. В такой среде, чтобы хоть как-то фокусировать усилия на результате, бизнес вынужден организовать выполнение сложных заказов и внутренних задач в форме проектов.

Проект – это временная организационная единица, направленная на уникальный результат. Уникальность как раз и является источником основных проблем. Повторное использование затруднено: решения, выработанные в одном проекте, с трудом можно адаптировать для использования в другом. Проектный подход выглядит неудачно в контексте стабильных организаций. Ведь в организации продолжают работать те же самые сотрудники, сохраняется уровень их квалификации и распределение ролей; используются те же самые информационные системы - эту стабильность организационной среды хотелось бы максимально использовать, как это делается в бизнес-процессах. Но проектный подход не предназначен для этого, а все попытки сделать это (система управления проектами, базы знаний) обычно делаются скорее вопреки ему и в ручном режиме.

Проектное управление отлично работает для стартапа, который тестирует одновременно несколько целевых аудиторий. Проблема в том, что многие проектные организации так никогда и не заканчивают стадию стартапа, работая с сильно заниженной эффективностью.

Единственное, чем большинство проектных бизнесов может реально выделиться на рынке – это компетенциями руководителей проектов и ключевых специалистов. Тем самым типичная проектная компания превращается в подобие фриланс биржи.

Многие заказчики знают об этом и делают заказы не компании, а конкретному руководителю проектов, с которыми они сработались. С опытными руководителями проектов заказчики часто договариваются напрямую, минуя компанию. По этой причине талантливые руководители проектов легко уходят во фриланс а дальше - в собственный бизнес. Если же они остаются в бизнесе, их не так просто мотивировать.

Руководителей проектов сложно найти и легко потерять. Требования к их квалификации слишком широкие, однако каждый из них предпочитает реализовывать проекты в собственном стиле. Проектный бизнес сильно зависит от руководителей проектов, поэтому сложно предложить им единые стандарты работы, которым они захотели бы следовать. Без единых стандартов сложно сформировать бренд, а без бренда сложно убедить заказчиков в том, что необходимо сделать заказ именно у этого бизнеса, а не у конкурентов. В результате доходы невелики, эффективность бизнеса низкая – неудивительно, что маржинальность такого бизнеса невелика, а численность сотрудников проектных организаций редко превышает 100 человек.

Чтобы избежать недостатков проектного управления, необходимо не пропускать самый первый шаг организации бизнеса - выбор целевой аудитории. Это позволит отказаться от управления проектами вместе с классическими руководителями проектов и построить настоящий завод по выполнению сложных заказов.

Что вместо проектов? Кейс-менеджмент!

Для решения уникальных задач в стабильной организации предназначен кейс-менеджмент. Он занимает промежуточное положение между управлением проектами и управлением процессами. От последнего он берет эффективность, от первого индивидуальный подход к каждой задаче.

Кейс-менеджмент напоминает бизнес-конструктор, в котором из стандартных деталей и определенной доработки можно создать уникальный результат. «Детали» – это типовые решения, проектные или материальные, которые находятся в базе знаний или на складе, и которые могут многократно использоваться повторно. За счет повторного использования кейс-менеджмент намного эффективнее, чем система управления проектами.

Кейс-менеджмент зародился в США более 100 лет назад в области управления социальными службами. Они работали в условиях низкого уровня финансирования, при этом шаблонный подход совершенно не подходил для их клиентов, у каждого из которых был своя собственная уникальная ситуация. При этом социальная служба должна была сохранять свою целостность, чтобы поддерживать отношения с ее спонсорами. Популярность кейс-менеджмента быстро выросла в 1980-е, а первый стандарт был предложен в 1995 г. Адаптивный кейс-менеджмент был разработан в 2010 г и с тех пор распространился на многие отрасли. В последние годы кейс-менеджмент был дополнен идеями Agile и Kanban.

Внедрение кейс-менеджмента во многом напоминает внедрение бизнес-процессов. База знаний кейс-менеджмента – это по сути база тех же бизнес-процессов, только сильно урезанных и их гораздо больше. Это может быть, например, шаблон документа, который используется в определенной ситуации, проверенное организационное или техническое решение. Таких кирпичиков может быть очень много и эта база пополняется с каждым новым выполненным заказом.

Еще важное отличие кейс-менеджмента и от процессного и от проектного управления – выстроенная процедура анализа. Анализ раньше рассматривался, как сложно формализуемое таинство, доступное лишь очень квалифицированным экспертам. В кейс-менеджменте процедура анализа выстраивается технологично, как конвейер и становится распределенной, быстрой и очень эффективной.

Идеи Канбан

Далее можно обратить внимание на идеи Канбан, который фокусируется не на каждой конкретной задаче, а на совокупности всех текущих задач в целом. С одной стороны, выполнение каждой отдельной задачи не является для бизнеса самоцелью. С другой стороны, между задачами может возникать синергия, которую необходимо уметь выявлять и использовать.

Если следовать идее Канбан, кейс-менеджмент следует применять прежде всего к совокупности текущих задач в целом, как внутренних, так и внешних. Если не пропущен первый шаг и была выбрана целевая аудитория и в соответствии ее ценностями выстроена работа бизнеса, то абсолютно все задачи – сложные и простые, внутренние и внешние, -оказываются управленчески совместимыми и могут управляться в режиме потока. В отличие от классического Канбан, это будет несколько взаимодействующих потоков, потому что мы имеем дело со сложными, многоуровневыми задачами.

Уже нет никаких отдельных проектов.
Уже нет никаких отдельных проектов.

Это и есть то самое уничтожение проектного управления, которое вынесено в заголовок статьи.

Быстро проанализировать новый сложный заказ, понять, как он связан с другими заказами, с задачами по мотивации персонала, с развитием продуктов, с текущими маркетинговыми задачами и комплексно использовать эти возможности - ситуативные, оперативные и обоснованные решения возможны только при использовании системы кейс-менеджмента.

Agile

В сложных и творческих бизнесах горизонтальные потоки информации обычно очень велики и превышают возможности восприятия одним человеком. В кейс-менеджменте эта проблема может решаться так же, как и в Agile - за счет командного принятия решений и за счет разделения ответственности между разными командами. Разделение ответственности имеет целью устранить потенциальные конфликты интересов и минимизировать необходимую коммуникацию. За счет этого организация демонстрирует ключевое качество Agile-команд - быструю и комплексную оценку новой информации и системное реагирование на нее.

Персонал

Несмотря на сложную сферу деятельности, кейс-менеджмент создает предсказуемую среду для каждого сотрудника, за счет чего его компетенции очень быстро растут. По этой же причине начальные требования к уровню компетенций оказываются сравнительно низкими - гораздо важнее желание развиваться. Среда системы управления, в которую погружены участники команд, позволяет им не отвлекаться на решение системных конфликтов, а сосредоточиться на своей профессиональной области. Это идеальная среда для профессионалов и экспертов. Кейс-менеджмент не требователен к персоналу, ему достаточно мотивированных руководителей и узких профессионалов. Любого сотрудника сравнительно легко можно найти на рынке труда или вырастить изнутри. При этом эффективная демократическая система самоуправления привлекает множество активных молодых людей, которые выросли на общении в социальных сетях.

Кадровые риски бизнеса с кейс-менеджментом оказываются гораздо ниже, чем у классической проектной организации

А где же про стратегию, продукты, маркетинг, CustDev, CJM и всё такое?

Стратегический маркетинг осуществляется в процессе развития стартапа и завершается еще до момента создания бизнеса. Выбирается целевая аудитория с определенными ценностями, достаточно большая и платежеспособная. Её ценности кладутся в основу системы управления, превращаясь в критерии принятия решений. Далее система управления строится и дополняется до тех пор, пока уровень организационных рисков и проблем не станет приемлемым. На этом стратегические мероприятия завершены, все остальное – это операционная деятельность.

Остальные функции, перечисленные в заголовке раздела, обычно не относятся к ключевым, а значит могут быть выведены на аутсорсинг или выполнены с помощью фрилансеров. Бизнес такого типа может выполнять роль акселератора, который предоставляет среду для развития сторонних бизнес-идей, как это описано в статье про инновационный двойник.

Что в итоге?

Традиционный бизнес и фрилансеры скоро могут уйти с рынков сложных услуг. Их единственный шанс – стать подрядчиками и исполнителями для бизнесов нового типа, которые сфокусированы на своих целевых аудиториях и которые внедрили у себя кейс-менеджмент. Только бизнес нового типа сможет сформатировать и скоординировать сложные профессиональные услуги таким образом, чтобы они могли продаваться.

77
Начать дискуссию