Откликаюсь на вакансии так, что меня всегда зовут на собеседование — даже в СберБанк, Яндекс и Skillbox
5 лайфхаков для тех, кто ищет работу
Я Андрей Горелов, редактор Skillbox и главред Prodamus. В этой статье рассказываю, как откликаться на вакансию так, чтобы вам не только дали тестовое, но и захотели пообщаться. Тем, кто дочитает до конца — бонус в конце статьи.
Всегда пишите сопроводительное письмо: резюме и портфолио смотрят в последнюю очередь
Меня никогда не брали на работу только по резюме и портфолио. Даже если на 100% подходите под описание вакансии, HR-менеджер отдаст предпочтение сначала тем, кто отправил сопроводительное письмо. Ведь письмо выделяет ваш отклик от всех остальных, оно доказывает, что вы подходите на эту вакансию.
Когда я нанимаю в редакцию людей, то резюме и портфолио тоже смотрю в последнюю очередь. Адекватность кандидата на первом этапе можно оценить только по сопроводительному письму, и если все ок, я смотрю резюме, кейсы и портфолио.
Не советую писать «Рассмотрите меня на такую-то кандидатуру» или «Откликаюсь на такую-то вакансию», и на этом всё. Сопроводительное письмо это не формальность. Иначе вас формально продинамит HR-специалист.
Ещё я часто вижу, как многие коллеги и эксперты советуют брать блок «Обязанности» из описания вакансии, копировать в письмо и рерайтить.
Например, указано, «надо уметь писать посты в соцсети», и кандидат пишет «я умею писать посты в соцсети». Так не советую делать. У вас будет такой же формальный отклик, в котором нет ценности для HR-специалиста. Да, копировать обязанности стоит, но не бездумно.
Что важно написать в сопроводительном письме:
— Почему интересна вакансия
— Каким требованиям из вакансии вы соответствуете: что умеете или не умеете
Не пишите огромное сопроводительное, достаточно 1-2 абзацев.
Рекомендую писать письмо примерно так:
Здравствуйте. Откликнулся на вакансию, потому что решал подобную задачу в компании «Рога и копыта».
Я работал в ней главным редактором 2 года. Нанимал людей, организовывал работу редакции, придумывал новые форматы и следил за эффективностью контента. В итоге мы увеличили посещаемость блога на 50% — с 50 000 посетителей, до 75 000 посетителей в месяц. Вот ссылка на блог и кейс (если нету, ну нету)
Хорошего дня!
То есть в письме указываем, что и где конкретно вы делали, к какому результату это привело. Результат должен быть не обязательно в цифрах. Если вашу работу сложно оценить в цифрах, расскажите, как вы работали работу.
Например, «Я работал контент-медежером» в компании «Индийский чай». Выкладывал контент на сайт и соцсети. В соцсетях работал с SMMplanner, заливал контент на сайт через CMS Bitrix. Перед публикацией перепроверяю типографику: отступы, кавычки, двойные пробелы, ссылки, правило внутреннего и внешнего, альты в описаниях изображений и метатеги. Прогоняю текст через типограф такой-то».
Не бойтесь накидывать фактуры и деталей, это показывает, насколько вы компетентны, и мотивирует с вами пообщаться на собеседовании.
Когда письмо готово, не отправляйте его на все вакансии. Потому что в другой вакансии могут быть другие требования. Пришлете нерелевантный отклик.
Одна вакансия — одно сопроводительное письмо
Делайте отдельное резюме на каждую вакансию
Тут та же история, что и с сопроводительным письмом. Только в резюме вы рассказываете о всём своем опыте, где решали подобные задачи. Резюме по сути это полная версия сопроводительного письма. Разница вот в чём:
1. Сопроводительное письмо это постер фильма. Вы идете по улице и видите афишу. Думаете, идти или не идти: кто там в главных ролях (отложить вас в папку с теми, кого хотят позвать на собеседование или нет)
2. Резюме — это как трейлер к фильму, где более-менее понятен сюжет, и есть затравка. То есть вы посмотрели афишу, она вам понравилась, затем ищите трейлер, и если он вам понравится, вы пойдёте в кино (вас наймут)
Пишите резюме как сопроводительное, добавляйте в него факты и детали. Обязательно прикрепляйте достижения и результаты работ.
Вот одна из строчек в моём резюме:
Отправляйте кейсы и работы в портфолио, которые относятся к вакансии
Вот так никогда не делайте:
Жутко бесит, когда присылают всё портфолио, где нужно самому искать максимально близкие к вакансии работы. Лучше присылайте релевантные материалы, не заставляйте работодателя путешествовать по вашему личному сайту или как в примере выше — переходить по каждой ссылке.
Не пишите в резюме про то, что вы проходили курсы людей, которых мало кто знает на рынке
Дисклеймер сразу. Если я не знаю эксперта, это не значит, что он плохой, а кандидат неквалифицированный, или на курсе дают полную фигню. Если этот курс непопулярен настолько, что он не считается в нише гарантом качественной подготовки, лучше его не упоминать в резюме.
Например, в редактуре признаком качественного сотрудника может быть Школа редакторов Горбунова или курсы Ильяхова. Это не гарантирует, что кандидат будет круто справляться с задачами, но позволяет понять, насколько вы одинаково смотрите на работу. Нет такого, что вот ты прошел курсы Ильяхова, и тебя на работу берут сразу.
Вот сравните, я студент МГУ им. Ломоносова или я студент КубГУ. Что сильнее зацепит ваш взгляд? Конечно, МГУ. Но это не говорит, что в КубГУ готовят так себе. Просто это не настолько распиаренный вуз или его выпускники не так ценятся, подготовка хромает. Все оценки субъективны.
Но если хочется указать курс, и вам кажется, что он крутой. Напишите, почему он крутой, чем известен автор этого курса. Вот я до этого курса не мог запятые правильно ставить, а после стал даже аналитику в Яндекс Метрике настраивать. Указывайте курс в контексте того, что вы умеете делать, как вам эти знания помогают в работе, как раньше работали, а как сейчас работаете.
Например, я прошел курс Ивана Стретьегоподъездова «Копирайтер-терминатор», это личный спичрайтер мэра Москвы. Благодаря ему я научился: составлять понимание задачи, работать с клиентами без брифа и верстать статьи в CMS. Раньше я не понимал, как разбираться в задаче, а теперь сам заполняю бриф ( вот на него ссылка) и не заставляю клиента страдать в ячейках таблицы.
Не откликайтесь из нужды и помните, что поиск работы это не кастинг
Нужду всего заметно. Это когда кандидат отправил сопроводительное и написывает на почту что-то типа такого: «Ну что, ну когда вы мне ответите!». Прям задалбливает.
Отбивает желание работать с очень навязчивым специалистом, потому что кажется, что если ты такой крутой специалист, то почему так навязываешься?То есть человеку хочется как можно раньше найти работу, потому что у него проблемы с деньгами, но у нас не благотворительная организация. Бывает, все мы люди. Но лучше не задалбливать работодателя, а откликнуться еще на 100500 вакансий, чтобы повысить шансы найти работу.
HR-специалист разбирает сотни откликов, у него нет времени отвечать каждому и давать подробную обратную связь.
Поиск работы это не кастинг, где вы уже автоматически на все согласны. Поиск работы это как поход на свидание: вы присматриваетесь к партнёру и думаете, а стоит ли с ним идти в следующий раз в кино, в ЗАГС, а потом рожать детей.
Бонус для тех, кто дочитал до конца
Можете обосрать меня за рекламу. НАТИВНАЯ РЕКЛАМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. В Skillbox мы сделали бесплатный курс о поиске работы. Самый крутой в нём модуль про то, как видит отклик работодатель.
Ссылка без ютм-метки, но вас, скорее всего, все равно потом задолбают рекламой. Но и курс бесплатный, можно потерпеть.
Короче о главном
— Всегда пишите сопроводительное письмо: резюме и портфолио смотрят в последнюю очередь
— Делайте отдельное резюме на каждую вакансию
— Отправляйте кейсы и работы в портфолио, которые относятся к вакансии
— Не пишите в резюме, что вы проходили курсы людей, которых мало кто знает на рынке
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где я делюсь своим опытом. Пишу только про контент-менеджмент, запуск редпроцессов.