Как фаундер может привести стартап к успеху или погубить его
Согласно статистике, 90% стартапов уходят с рынка в первые три года жизни. Большую роль в успехе проекта играет личность фаундера. Евгений Вольнов - руководитель hh ventures, венчурного фонда HeadHunter расскажет, каким должен быть CEO перспективной компании и какие ошибки основателя могут стать фатальными.
От продуманного авантюриста до эффективного менеджера
Если на старте проекта фаундер — продуманный авантюрист, который приходит с идеей и собирает под нее команду, то по мере развития стартапа основателю приходится переквалифицироваться в эффективного менеджера, а впоследствии взять на себя функцию стратегического центра. Разберемся, какие задачи стоят перед фаундером в каждый период жизни стартапа.
На начальном этапе:
- собрать профессиональную и мотивированную команду;
- создать стратегию развития проекта: определить цели и разработать пошаговый план их достижения;
- генерировать гипотезы и проверять их. Без сожаления отказываться от гипотез, которые не работают;
- выстроить бизнес-процессы;
- в идеале — найти первых инвесторов и бизнес-ангелов, при этом постараться не отдать им сразу 30% компании.
Хорошо, если фаундер, помимо прочего, может взять на себя один из функциональных блоков — продажи, разработку или дизайн.
На этапе развития:
- выстроить бизнес-процессы так, чтобы проект развивался;
- искать новые модели монетизации и возможности. Перспективный стартап должен расти хотя бы на 70% ежегодно.
На этапе зрелости:
- выстроить и наладить эффективную систему управления бизнесом;
- развивать долгосрочные отношения с инвесторами, партнерами и акционерами.
Правила успешного стартапа
Универсального рецепта успеха стартапа не существует, тем не менее, если фаундер придерживается следующих правил, его шансы построить работающий бизнес растут.
- Продавать сразу. Мало делать крутой продукт, важно уметь его продавать. Наш опыт говорит, что результаты sales-first-стартапов лучше, чем у product-first-проектов. Программировать продукт, а не продавать его — ошибка многих начинающих предпринимателей. Они много сил, времени и средств тратят на разработку, в результате деньги заканчиваются еще до запуска, и стартап погибает.
- Держать высокую планку. Чтобы добиться успеха, нужно делать что-то лучше других. Для этого придется много работать и не идти на компромиссы.
- Привлекать инвестиции. Важно заниматься нетворкингом, быть на виду у инвесторов, фондов и бизнес-ангелов. При этом делать это корректно и ненавязчиво.
- Собрать сильную команду. Успешный стартап не построить в одиночку. Судьба проекта во многом зависит от людей, которые его делают. Они должны быть мотивированными и обладать нужными компетенциями для реализации вашей идеи.
Как не развалить команду: советы фаундеру
За хорошим продуктом всегда стоит сильная команда. Если фаундер неправильно выстроит отношения с сотрудниками, есть риск все потерять. Поэтому так важно быть честным и открытым с людьми, которые работают с вами, и следовать этим правилам:
- Развивать культуру взаимодействия. Все бизнес-процессы должны быть прозрачными, а информация о них — открытой. Фаундеру стоит регулярно делиться ей с командой. Это поможет вовлечь всех в общее дело и повысить лояльность сотрудников. Кроме того, каждый должен иметь возможность свободно высказывать свои идеи и предложения.
- Создать систему мотивации. Важно стимулировать сотрудников, не обязательно материально, отмечать их вклад в успехи компании. Иногда признание работает лучше, чем деньги, дает команде силы и желание работать над продуктом и преодолевать сложности.
- Инвестировать в обучение сотрудников, чтобы они могли расти сами и помогать развиваться проекту.
- Сохранять баланс между новыми и старыми сотрудниками. Создавать условия, чтобы сохранить специалистов, которые работают в компании с момента основания, и привлечь новых, чьи идеи и энергия могут внести свежую струю в бизнес-процессы.
Все эти качества есть у перспективных фаундеров
Мы постарались нарисовать портрет перспективного фаундера. Всегда есть исключения, но такие люди, как правило, способны на многое. Сильного основателя отличают:
- Высокий интеллект. Очевидно, что у умных людей больше шансов запустить успешный проект, хотя бы потому, что они умеют структурировать информацию и делать из нее выводы.
- Настойчивость и одержимость своей идеей позволяет не пасовать перед трудностями, которых немало на пути начинающих предпринимателей, искать и находить возможности для развития.
- Умение строить эффективные коммуникации и управлять впечатлением. То есть грамотно презентовать свой проект, продавать его инвесторам, клиентам, партнерам, наконец, специалистам, которых фаундер хотел бы привлечь в команду.
5 «грехов» фаундеров
Основатели, за которыми водятся следующие грехи, рискуют развалить свое дело еще на старте.
- Токсичная самоуверенность. Фаундер, который пока ничего не создал, мало знает о рынке, на который выходит, но при этом слепо верит в свою экспертность, скорее всего, сделает много ошибок, и стартап придется закрыть.
- Желание быстро поднять деньги приводит к тому, что основатели проходят мимо маленьких инвестиций и возможностей, полагая, что проект или идея достойны большего.
- Неумение делегировать. На старте проекта часто сложно найти людей, которым можно доверить решение «бытовых» проблем бизнеса, но делегировать второстепенные задачи необходимо. Когда фаундер берет на себя все, а начинающие предприниматели часто этим грешат, корабль быстро идет ко дну.
- Низкая экспертиза в рынке, продукте и бизнес-процессах. Важно глубоко погрузиться в то, что вы делаете, собирать обратную связь от клиентов, изучать, что делают конкуренты, обращаться за внешней экспертизой. Быть открытым к знаниям других предпринимателей, перенимать их опыт и учиться внедрять успешные практики в свои бизнес-процессы.
- Неспособность, а иногда и нежелание договариваться и строить долгосрочные отношения. Инвесторы и сильные сотрудники, как правило, обходят таких фаундеров стороной, даже если они делают интересные и перспективные продукты.
Работа фаундера — одна из самых сложных. Чтобы не выгореть еще на старте, важно понимать: в стартапе редко все идет по плану. Соучредители приходят и уходят, конкуренты выдавливают с рынка, лучших сотрудников хантят коллеги, запросы рынка быстро меняются, и функционала продукта уже не хватает, чтобы их закрывать. Все дыры не залатать. Но сильные основатели знают: любую непростую ситуацию нужно сначала проанализировать, затем — обозначить приоритеты, сфокусироваться на первоочередных задачах и двигаться дальше. Эта стратегия работает.
Да начинать любое дело непросто, тем более сейчас. Круто, когда инвесторы устраивают конкурсы и всякие олимпиады для школьников, чтоб ребят с перспективой уловить