5 инсайтов из опыта построения 40+ отделов продаж
Добрый день! На связи Александр Жировский, управляющий партнер консалтингового агентства MonsterADS - мы строим отделы продаж с 0 под ключ, и помогаем выйти на новый уровень для действующих отделов продаж. В основном в B2B.
За годы построения отделов продаж мы стремились выявить 20% действий ведущих к 80% результата, согласно закону Парето.
Еще во времена работы ком диром в онлайн школе по построению отделов продаж, когда кто-то из клиентов делал прорывной рост продаж, мы собирали фактуру и показывали эти кейсы на планерках в отделе продаж, чтобы показать какой у нас крутой продукт и повысить уверенность менеджеров.
Все клиенты, кто фиксировал рост продаж выделяли работу всего 2-х инструментов: точки касания и ключевой этап воронки.
Казалось бы делай только их и будет всем счастье.
На практике оказалось, что и они не панацея. Они работают, но только на определенной стадии развития отдела продаж.
Инсайт №1.
Для каждой стадии развития отдела продаж - свои 20% золотых инструментов.
Важно понимать на какой вы стадии.
Условно мы делим стадии развития отдела продаж на такие категории.
По укомплектованности, состав отдела продаж может быть:
- Отдела продаж нет
- Есть несколько менеджеров без РОПа
- Есть несколько менеджеров с РОПом
Отдел продаж должен быть прозрачным и контролируемым. Отсюда важно оценить состояние CRM системы:
- Нет CRM
- Есть CRM, но не пользуемся
- Есть CRM, но в ней хаос и неразбериха
- Есть CRM - все прозрачно и корректно
Люди могут косячить, уставать, унывать, не уметь или не хотеть работать. Отсюда важно иметь такие роли в отделе продаж, как тренер по продажам и отдел контроля качества.
Функции ОКК и тренера по продажам:
- Нет ОКК
- Есть ОКК, но все забивают на косяки
- Есть ОКК и за косяки штрафуют
- Есть ОКК и косяки разбираются с тренером по продажам
Оказалось, что функции ОКК и тренера по продажам и есть те самые 20% по Парето дающие 80% результата, причем на любой стадии развития отдела продаж.
ОКК позволяет не косячить: не допускать хаоса в CRM, не допускать просрочек по задачам работы с клиентами и выявлять некомпетентности менеджеров при общении с клиентами.Тренер по продажам, формирует новые навыки работы менеджеров и исправляет некомпетентности. Учит применять новые инструменты в продажах
Инсайт №2.
80% результата на любой стадии развития отдела продаж дают не инструменты, а функции ОКК и тренера по продажам
Функции ОКК точно не должен делать РОП, более того, ОКК не должен подчиняться РОПу, иначе есть риск, что косяки не будут исправляться. Ведь наличие косяков у менеджеров - это зона ответственности РОПа
Касательно функции тренировки менеджеров - это может делать РОП, однако у него должен быть нишевой опыт личных продаж, большая насмотренность успешных действий различных отделов продаж, понимание инструментария в ОП. И должно быть время и желание прокачивать менеджеров.Мы рекомендуем снимать функцию тренера по продажам с РОПа, по той же причине, как и с ОКК. Если РОП так себе будет проводить тренировки - об этом никто не узнает.Что точно должен делать РОП - это вдохновлять, влюблять в продукт. Заражать энергией и уверенностью. Поднимать боевой дух команды.
Инсайт №3.
Нежелательно, чтобы РОП занимался тренировками менеджеров и уж точно РОП не должен заниматься функциями ОКК.
Представим, что у вас в ОП есть и РОП и тренер и ОКК и идеально работающая CRM система. Вы активно продаете новым клиентам, занимаетесь повторными и дополнительными продажами.
Но продажи не растут или начали падать.
Если ОП заряжен и эффективен причин этому снижению продаж может быть две:
- маркетинг не вывозит
- продукт перестал быть востребованным
Поговорим сперва о маркетинге.
Маркетинг доносит ценность вашего предложения для целевой аудитории.
Если маркетинг никогда не работал хорошо, мы первым делом смотрим на сайт компании.
Все ли работает на сайте - отправляются ли формы, работает ли телефония, кликабельны ли номера телефонов и т.д.
Особое внимание обращаем наполнению, в частности:
- понятность заголовка
- призывы к действию
- наличие кейсов и отзывов
Если с сайтом полный порядок, что в большинстве случаев не так, смотрим на работу подрядчиков по маркетингу или маркетолога.
А конкретно на Яндекс Директ. Почему? Да потому что в 2023 году по сути это единственный управляемый канал привлечения клиентов доступный бизнесу.
Смотрим, как настроены текущие рекламные кампании. Применяются ли стратегии релевантные для B2B и проектных продаж, если бизнес заказчика именно такой.
Проводятся ли регулярно тесты рекламных кампаний, или один раз настроили, как считали нужным и на этом все.
Сократим длину данного блока и скажем, что по нашей практике, при аудите качества работы подрядчиков по маркетингу в 9 из 10 случаев мы отказываемся от работы с ними и меняем на адекватных.
Почему так?
У заказчиков нет экспертности. Если с тебя не спрашивают, не дают рекомендации, то и зачем что-то менять. Все равно никто не оценит. И так сойдет.Есть подрядчики и маркетологи, которые реально делают хорошо и проявляют активность без внешнего контроля. Но быстро тухнут, когда заказчик не видит их титанического труда и проактивности. А не видит, так как не разбирается. Ему нужен только результат.
На наш взгляд, идеальная схема работы маркетинга такая - внешний экспертный контроль за исполнителями. Маркетолог не настраивает рекламу сам, а контролирует работу подрядчиков.Или над маркетологом стоит директор по маркетингу.При такой схеме, исполнителю не получится схалтурить.
Инсайт №4.
Внешний экспертный контроль за исполнителями по маркетингу не позволит халатно делать работу.
Если маркетолог будет настраивать рекламу сам, без внешнего контроля - то когда будут возникать вопросы к качеству или кол-ву лидов, он будет защищать свою работу.. а его экспертность может быть ограничена его практикой. Если на прошлом месте работы работало то-то, то и тут будет работать. Так думаю маркетологи без широкой насмотренности.
Повторюсь, на рынке есть крутые ребята, несущие гиперответственность за результат и способные самостоятельно достигать новых высот. Но как только они почувствуют, что их труд не ценится соразмерно - они уйдут. Да и очень мало таких, и еще сложнее нанять - чаще всего они уже работают.
Если с маркетингом все ОК, как и с отделом продаж, но продажи не растут или падают, остается одно - продукт перестал быть востребованным.
В 2023 году это частая картина. Рынок меняется, экономика сжимается. Клиенты покупают то, что дает быстрый результат здесь и сейчас. И откладывают на потом покупки по прежнему нужных продуктов, но с которыми можно повременить.
Как тут действовать?
Понять свою целевую аудиторию и изменить или ценностные предложения, или продукт.
Во-первых, нужно провести ABCD сегментацию. Где А и В сегменты - это клиенты, которые с вами давно и не требуют к себе внимания.
Спросите у них, почему они с вами, за что они ценят сотрудничество.
Во-вторых. Прозвоните клиентов, которые были давно с вами, но перестали покупать. Узнайте почему.
В-третьих, глубоко разберитесь в потребностях вашей целевой аудитории. Кто заказчик, кто пользователь продукта? Какие у них KPI и дискомфорты. Определите, как ваш продукт поможет увеличить их KPI и снимет дискомфорт.Создайте ценностные предложения под ЛПР и ЛВР каждого сегмента целевой аудитории.Так вы сможете общаться на языке собеседника, показывая, что вы его понимаете и предлагаете то, что его заботит.
Люди на первое место ставят личные проблемы, далее следуют – профессиональные. При этом в целях политкорректности декларируют обратное.
В-четвертых, создайте водный продукт. Если основной продукт перестал быть востребованным, самое время вычленить из него то, что дает быстрый результат и сделать водный продукт.
Тему трансформации продукта в востребованный не раскрыть в одной статье, даже не будем пытаться)
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, важность продукта очень и очень недооценена.
Сильный продукт продает себя сам, иногда даже вопреки плохим продавцам и маркетологам. При этом слабый продукт сложно продавать, даже с участием международной сборной по продажам. Все почему? Потому, что он никому не нужен.
Большая часть продуктов, находящихся на рынке, — это слабые продукты, отсюда такой повальный интерес компаний к продажам. Львиная доля рыночных игроков сфокусирована на продажах и лишь единицы — на продуктах. В итоге первые выделяют очень много тепловой энергии, а побеждают вторые.
Инсайт №5.
Бизнес начинается с продукта. Большая часть продуктов - слабые, отсюда такой повальный интерес к продажам.
Вывод:
Продукт, маркетинг и продажи взаимосвязаны. Это три зоны в которых нужно постоянно улучшаться.