8 стран, 2 машины и 6000 км на пути из Калифорнии до Панамы
Я Вован. И я расскажу, как исполнить вояж Лос-Анджелес — Панама по красоте и без травм. Мой канал, где я описывал события на протяжении 2.5 лет кругосветного путешествия.
Месяц назад, на парковке перед заправкой GULF, где-то в южном Лос-Анджелесе, я встретил Уилли и Луиса — мексиканцев из Тихуаны. Я рассказал им, что собираюсь на автомобиле через Центральную Америку до Панамы.
“А ты не самый смекалистый русский, которого я встречал, — сказал Уилли и заржал. — хотя бы НЕ делай этого ночью, а, — добавил он — Почему? Ты попадешь к озверевшим дегенератам из картеля или коррумпированным легавым, и неизвестно, кто из них больше обрадуется калифорнийским номерам и наивному гринго. Ты не выглядишь, как мексиканец. Так ведь, Луис? — Не, — согласился Луис, — ты бледнее самого бледного мексиканца.”
Этой ночью, 3 декабря (2017 года), я пересекаю пустыню Сонора, направляясь в Мехико-Сити. Часа 4 после заката. Скорость 60 миль в час. С запада, над пустыней, тлеет малиновая заря. Ночь теплая и спокойная. Кругом — бесконечная мертвая земля и редкие Сагуаро.
И тут появляются эти парни — на двух чарджерах с ослепительными ярко-красными мигалками, резко гасят ночь, идут на обгон, гнусным маневром вынуждая тормознуть на обочине. Я вспомнил Луиса и Уилли, но мне не хотелось думать, что я облажался.
Патрульные вышли. И я вышел. Их было трое. В чарджерах на полных басах дребезжит реггетон. Три мексиканских копа, на которых темно-синяя униформа трещит по швам. У всех одинаково выбриты лица — оставлены только усы. Три сержанта. Но стволы на поясах серьезные. У одного — дробовик. Они подтрунивают друг над другом. А я не понимаю ни слова на испанском.
Первый, седой, с дробовиком на плече, посветил фонариком мне в глаза и вопросы задает, а его дробовик на плечевом ремне о бедро бьется. Как бы не выстрелил, думаю. Второй ушёл отлить и стоял к нам спиной, курил и пялился на зарю. Третий приказал открыть багажник. И я открыл. Он рукой пошарил среди сумок, поднял запаску, а первый все вопросы задает и дробовиком помахивает. Потом просит мой паспорт. Я отдаю и сам думаю, что путешествие до Панамы, возможно, закончилось первой же встречей с жуликоватыми копами.
Первый открывает паспорт и вдруг начинает орать. И как будто пританцовывает. А я только разобрал "Русо! Русо!". Третий, моментально забыв про багажник, подскакивает к нам, вырывает из рук первого паспорт. И второй отвлекается от созерцания пустыни. Они сгрудились и передают паспорт, точно это карточка какой знаменитости в неглиже.
"Тебе, — наконец, говорит первый, — повезло”. И возвращает паспорт. — "Мы против русских ничего не имеем" "Точно, — добавляет тот, что отливал, — мы любим Россию, коммунизм и русских, и мы любим футбол, а у вас летом чемпионат.” “Да, мы любим русских — соглашается третий — и не терпим американцев”.
Два додж чарджера конвоируют меня до ближайшего города. Тот, что с дробовиком, советует не ездить после заката по дорогам Центральной Америки.
Нижеизложенное — ассортимент моментиков, которые стоит принять во внимание, давая Колумба на латиноамериканских просторах.
Калифорния. Покупка автомобиля
Калифорния едва не стала пунктом назначения моей кругосветки. Горы, пальмы, океан, бомжи, кофе за доллар и за пять, старый Голливуд и новая силиконовая долина, фрики и коматозные хиппари контр-культуры — для каждого находилось солнце и немного радости.
Но я убедил себя, что Латинская Америка не сводится к стереотипам о 5 племенах вокруг Мачу-Пикчу или стреляющих по бутылкам текилы бухих мексиканцах в сомбреро.
В общем, мне нужен был автомобиль.
На поиски я отвожу неделю, как вдруг у меня свидание наклевывается. И я еду. На встречу с первым же ответившим с craigslist продавцом.
craigslist.org — самый популярный сайт бесплатных объявлений в США. Купить/продать/арендовать автомобиль, недвижимость, устроиться официантом, грузчиком или в эскорт, — это все craigslist
Я ждал на стоянке магазина 7-Eleven в Palo Alto. Продавец опаздывал и влетел на стоянку уже в глубоких сумерках. Это был серебристый Volvo S80. Драный и в грязных разводах, бежевый салон, руль, педали, люк, радио, проигрыватель, не машина, а роскошь. Просили за потрепанную роскошь $2000. Мужик вертелся ужом, суетился и клялся, что роскошь обслужит меня по первому разряду и “Богом клянусь!” доедет до Панамы.
Доехала Volvo ровно до Лос-Анджелеса (около 500 км) и развалилась. Телефон никарагуанца я завалил угрозами поджечь его дом и посмотреть, как он будет спасаться на роскоши первого разряда. А Volvo ушла на запчасти за $400.
Жалел ли я, что вырвал из рук никарагуанца ключи от Volvo, уехал на мойку, а утром на свидание? О чем речь — ты круизишь в 7 утра по пустому Сан-Франциско, пока с залива Голден Гейт тянет сырой туман, бомжи уже проснулись, но мирные жители еще спят... в твоей машине красотка самых благородных кровей и все так, как и должно быть.
После Volvo появилась серая Toyota Echo 2001 года за $1500. Плюшевый салон, издающие могильный скрип стеклоподъемники, трещины и вмятины по всему корпусу. Прежде, чем двинуть в Тихуану я параноидально загнал Toyota в два сервиса и накатал тысяч пять под калифорнийским небом.
Регистрация
Зарегистрировать автомобиль в Америке чуть сложнее, чем сходить в Макдоналдс за порцией картошки. Более того, есть опция выбрать блатной номер (твое школьное погоняло, например). Оттого половина Нью-Йорка (Брайтон Бич, привет) щеголяет номерами: TOTSVET, TAMADA, KOTIK, B 3ABETE, и пр.
Моментики
- Проблема возникла лишь одна. Почта США сыграла в почту России и новый TITLE (наш ПТС) доставили на адрес моих друзей, когда я уже колонизировал латинскую америку. Друзья пересылали Title в Коста-Рику. Пересечь Центральную Америку, кстати, оказалось возможным с registration (выдается сразу), но для продажи нужен был Title. Короче, регистрировать автомобиль необходимо за месяц до вояжа, если подразумевается его продажа
- Тут я раскрываю секрет — избалованный Голливудом, я фантазировал, как добравшись до Панамы, оболью автомобиль бензином, подожгу, сяду за руль и на полном ходу дерну в каньон, кишащий змеями; вывалюсь из полыхающего и пикирующего автомобиля и раскрою парашют. Но уже в Коста-Рике $1.000 от продажи казались заманчивее. Да и каньон, кишащий змеями, я не нашел.
Черная бухгалтерия
- $1800 =2000 + 200 - 400 (Volvo + налог - продажа на запчасти)
- $1600 = 1500 + 100 (Toyota + налог)
- $225 = 45*5 (страховка * 5 мес.)
- $200 = 40*5 (сим карта t-mobile * 5 мес.)
- $500 бензин по Калифорнии
Мексика
Граница США-Мексика — это сумасшедшая пробка из машин, автоматические шлагбаумы и ни одного человека в униформе, кому есть хоть какое-то дело до твоего багажника.
И только после шлагбаума, справа от дороги, была темно-синяя будка, где ставят штамп и оформляют въезд:
— 45$ — временный пермит на автомобиль
— 39$ — мексиканская страховка на месяц
— 300$ — депозит. Гарантия того, что автомобиль ввозится не для продажи. Депозит возвращается при выезде из Мексики.
Уладив все формальности, я сел в автомобиль и сразу придумал себе проблему — а как американцы узнают, что я покинул их территорию? Обкашлять вопрос я оставил машину у синей будки и сдался янки.
Меня посадили в комнату с металлическими стенами, металлическим столом и стульями — металлическими. С фиолетовым отливом. Голос у офицера, разумеется, тоже был металлическим. Он сказал, что я непоследователен в моих действиях, пробил мои данные и спросил, что я делал полгода в Калифорнии и куда направляюсь. Когда услышал слова Колумбия и Бразилия, расплылся в улыбке, хамоватый голос сменил на менторский и отправил в Мексику.
Кастанеда и Леннон выступили главным антрепренерами Мексики, сделав страну пунктом назначения отчужденных хиппи с укулеле, в чехлах которых серый джанк. Фанатики и оккультные фрики, троцкисты и просто хипстеры, желающие приторчать на мескалине в пустынях Соноры, стекаются сюда со всего света. В остальном Мексика -- это процветающая страна, где политики воюют с картелями, а люди пребывают в мире и тесной близости друг с другом.
Если предположить, что флер дорожного вояжа влечет, как бутерброд с маслом и сыром. То Мексика данный изыск русской кухни слегка подогревает.
Моментики
- Местами хастлеры нежнейшего возраста, повязав на лица платки, перекрывают дороги и собирают “на билет на Бали”. Такса — $5. За н��уплату штрафуют прыжками на капот.
- Вождение ночное. Как я уже писал выше, ночная охота на проблемы добывает их со скоростью подачи uberBLACK. Отделаться можно, как классной историей, так и почкой, если охота ведется где-нибудь, скажем, в штате Синалоа
- В Мехико-Сити действуйте программа Hoy no circula: автомобили с “такой-то цифрой” в конце номерного знака не могут передвигаться в “такой-то день”. Карточка туриста, якобы, дает режим синей мигалки, как у Михалкова, но это не точно. С патрульным мое общение превратилось в нудное “дай денег — не дам денег” и спустя 30 мин. мы разошлись. Вообще, копы и чиновники в Латинской Америке как будто в тайном сговоре с русским ВАХТ-истеблишментом
- Опасности, подстерегающие на дорогах — это для сахарных нытиков и слабаков. В Мехико кроется более серьезная угроза — с элегантным вступлением и трагичным финалом. А именно, есть шанс соскользнуть в смуглые латиноамериканские объятия и выйти из комы только через месяц
Черная бухгалтерия
- $384 — граница ( сборы + $300 возвратный депозит)
- $315 — бензин ($1.01 литр бензина, 4500 км длина участка)
- $30 — нежным хастлерам на Бали
Гватемала
Место прохождения границы: село TALISMAN.
В зоне паспор��ного контроля — торчки, окружив машину, скребутся в окна. Человек 5 или 6. У них блестящие глаза и перекошенные от ломки лица. Временами их разгоняет дубинкой полицейский. И они отползают, но спустя минут десять, когда коп проваливается в сон, его дубинка на асфальте, они возвращаются.
На 2-м уровне игры “граница” появляются хелперы, паразитирующие на заплесневелом гватемальском документообороте. Ты вынужден делать по 4 копии паспорта, водительских прав, пермита из Мексики и пр. и пр. Хелперы, стиснув твой рукав, просят до копировального аппарата. Ты перемещаешься из одного сарая с лазерным принтером в другой. В пальцы въедается запах расплавленных чернил. И тогда ты продолжаешь штамповать копии и ходить из сарая в сарай.
— Тут зарезали паренька на днях, — сообщает мужик на границе, — в сводках писали. За то, что он одет был, как американец. “Где это случилось?” — спрашиваю. “Гватемала-Сити” — отвечает. “Мы туда и не едем” — говорю. И мы не поехали в Гватемала-Сити.
Моментики
- Есть тут озеро Атитлан. Такое же красивое, как и его название. К озеру ведет только одна дорога -- в порт Панахачель. И досягаемость деревень вокруг озера ограничена расписанием лодок, курсирующих с 6 утра до заката. Этот факт предательски застиг нас в одной из деревень в новогоднюю ночь, и владелец кафе у пирса для ночлега выделил диван и пол
- Антигуа — город-музей, выстроенный 500 лет назад. Колониальный и богемный стиль — в каждом кубическом сантиметре высокий дух культуры и искусства, из раскрытых окон музицируют дети, портьеры от теплого ветра надуваются парусами. В тени столетних ив подают игристое, кофе и круассаны.
- Колониальная пыль в глаза — ведь среди всего этого богемной помпезности у меня СНЯЛИ ЛИТЫЕ ДИСКИ С ТОЙОТЫ.
Черная бухгалтерия
- $24 ( $4 копии + $20 пошлина на въезд + $5 дезинфекция автомобиля — пьяный мужик из шланга поливает колеса химикатами). Страховка — не требуется.
- $45 — бензин ( $0.88 литр бензина, 480 км)
Эль Сальвадор
Место прохождения границы: La Hachadura
Эль Сальвадор выглядит, как утопия во плоти. Бесплатная граница, офицеры таможни, сложив оружие на расслоившиеся от жары и влаги столы у стен паспортного контроля, улыбались, а женщина за стеклом — самая красивая женщина всех границ — изящно водила ручкой, заполняя документы.
Это были замечательные 5 дней. Airbnb вышел 15$ за виллу у самого океана. Приходили мягкие волны для серфинга, касамьенто отдавали за два доллара, кофе за доллар, а по вечерам люди веселились и клялись друг другу продолжать в том же духе и после смерти. Они говорили — в этой стране нет ничего кроме свободы, танцев и отличной выпивки.
А потом ко мне подсел один мужик в баре. И начал зачесывать:
Трое гринго путешествовали на красной хонде. Где-то у Лос Кабанос они остановились заправиться. К автомобилю приблизился неизвестный, показал пистолет и сказал, что сегодня у Иисуса день открытых дверей, и он собирается туда на красной хонде, если грингос не против. Они были не против. Неизвестный сел в автомобиль и уехал в сторону Либертад.
В автомобиле остались деньги и документы. Друзья вышли на дорогу, чтобы добраться до консульства. Вскоре притормозил пикап, водитель которого выяснил детали и оставил гринго на обочине. Спустя 40 минут водитель пикапа вернулся, только в этот раз на красной хонде, достал из черного мешка отрезанную голову и спросил — эта ли голова их грабила. И у самого лицо серьезное, и у отрезанной головы лицо тоже серьезное, и даже смиренное. Гринго закивали, ибо возможности говорить у них осталось столько же, сколько у отрезанной головы, смотрящей на них еще открытыми глазами.
… Он закончил историю словами “Сальвадор — прекрасная страна, но ты никогда не знаешь, в какой момент тебе отрежут голову, так что радуйся жизни и жри это дешевое пойло, пока твоя голова на плечах”, выпил водки и заказал еще водки.
Черная бухгалтерия
- $25 бензин ($0.88 литр бензина, 346 км)
Гондурас
Место прохождения границы: El Amatillo
Боров за стеклом, обильно потея и хлюпая носом, распечатал бланк для оплаты пошлины. На бланке стояла сумма в местной валюте — эквивалент $30. Которую боров незамедлительно замазал и вывел 60 USD. Какого черта? Он только отмахнулся. Я сказал, что иду на принцип. Он не пошевелился. Я просидел 6 часов до заката, и еще 2 часа — после. В моем столкновении с коррупционной машиной победила машина.
Гондурас — это место, в котором хочется делать только одно — сваливать. Но есть проблемка: когда на полном ходу выруливаешь из таможенной зоны, Панамериканское шоссе, имевшее вид ШОССЕ в Мексике, Гватемале и Сальвадоре превращается в 129 километров пыли, камней и бетона, где ночью не видно ни зги.
Поэтому сваливать получалось со скоростью без скорости.
Черная бухгалтерия
- $60 пошлина
- $13 бензин ($1.02 литр бензина, 129 км)
Никарагуа
Место прохождения границы: Guasaule
Никарагуа — это такой цветущий многообразными вечнозелеными растениями и подгнивший от падших и никому ненужных фруктов... ОБНИНСК. Признаться, я никогда не бывал в Обнинске. Но смею предположить, что Обнинск выдержан в стиле советского безразличия к эстетике, как Рязань, Омск, Норильск и пр. и пр. (ваш покорный слуга родом из Рязани, если есть вопросы). Центр, без сомнения, тронут стилем колониального угнетения. Но в остальном — это гигантское наследие партнерства с Советами. Копы на жигулях. Копы на сложных щщах. Копы коррумпированы до кончиков пальцев ног.
Моментики
- Копы на ВАЗ 2107 с красно-синей мигалкой и голубой ободранной наклейкой POLICIA останавливают меня за непристегнутый ремень. ВАЗ 2107, обочина, пальмы, березы. И я как будто в Подмосковье, на Волгоградском шоссе, укомплектованном шашлычными, ***дьми и стройматериалами. День душный и жаркий. Из-под черного козырька патрульного струится пот, через лоб, на нос и жирными каплями бросается в пыльную траву. Патрульный глядит на калифорнийские номера, в его голове размер штрафа растет до ужина в лучшем ресторане Гранады. Второй патрульный по-царски облокотился на капот царского ВАЗа и отгоняет мух свернутой в трубку газетой. А солнце все печет. И мухи все летают. В этот раз я говорю сразу — “русский я, soy ruso, somos hermanos!” Сработало. Они пожелали хорошего пути. И путь вышел хороший
- Еще в Никарагуа есть вулкан Масая. Я никогда не смотрел в жерло вулкана. Ты как бы смотришь в жерло омерзительного чистилища. И жар такой, что лицо потеет, а по спине холод. И в ночное небо поднимается пар и остатки вулканической пыли. Я бы написал в честь вулкана поэзию, если бы умел писать поэзию. Хотя, поэтическое настроение оставалось до самой границы с Коста-Рикой.
Черная бухгалтерия
- $29 граница ($3.00 дезинфекция автомобиля, $12.00 страховка + $12.00 пошлина + *$2.00 пошлина за выезд из Никарагуа в Коста-Рику)
- $25 бензин (0.99 литр бензина, 360 км)
Коста-Рика
Коста-Рика — дачный поселок американцев. Они построили дороги, инфраструктуру и освоили прибрежные районы. Берега — шик. Тихоокеанское побережье, правда, уже не Тихое. Тихим оно было раньше. А теперь туристы. И не могут тихо.
Оттого Пуэрто-Вьехо на Карибах, у северной границы с Панамой оправдывает все надежды, связанные с карибским бассейном.
В сущности, Коста-Рика -- это задний двор американского деда. С одним лишь исключением — столица Сан-Хосе. Пока прибрежные районы и кантрисайд отдавали капиталистам, всех отверженных согнали в столицу (как в Москве, в общем).
Моментики
- И теперь главное правило Сан-Хосе гласит -- оставляя автомобиль ночью на улице, учитывай 98% вероятность его угона в первый же час и 2% вероятность угона в последующие часы
- Первое, что мы увидели, въехав в 11 вечера в Сан-Хосе: два подростка с мачете попросили кошелек у третьего подростка. У третьего подростка не было мачете, но были мозги, поэтому он быстро согласился
Черная бухгалтерия
- $44 бензин (1.11 литр бензина, 578 км)
Продажа автомобиля
Я собирался продавать автомобиль в Панаме, но оказалось, Панама накладывает такой налог на сделку, что становится выгоднее следовать фантазии о поджоге и каньону со змеями. В то время, как Коста-Рика обещала отсутствие любых издержек.
Прояснив детали Панамской жадности, я дал объяв��ение в костариканском craigslist, указав Сан-Хосе. Выставил цену в $1000 и в последующий час получил около 12 писем.
Приехал костариканец с женой и дочкой. Хороший мужик, хороший семьянин. Вся бумажная работа заняла часа два: нотариус, договор на испанском, мне выдали хрустящий кэш в размере $990, затем хороший семьянин забросил меня на автобусную станцию и даже обнял, сажая на автобус до Панамы.
Панама
Если бы у Панамы не было острова Бокос-Дель-Торо, Панаму можно было бы, вообще, стереть с лица земли. Ну, или отдать японцам.
Панама-Сити — это бизнес-центры, договоры, приставы с кипой повесток, продажные и жирные юристы. Панама-Сити — это самое скучное место из всех, в каких мне довелось побывать.
Зато не скучно было после — в лодке до Колумбии.
Итоги.
Если, мой друг, ты отправляешься в Латинскую Америку, всегда говори, что ты из России. Ибо, как было доказано опытным путем, латиноамериканец испытывает ностальгический трепет, уважение и страсть к утопическому, несработавшему, но тронувшему его сознание коммунизму.
Аминь.