Как финтех-стартап Stripe пришел к $100 млрд капитализации: низкая база и большие деньги

Всем привет! Это команда корпоративного мессенджера Compass.

Как Google, Slack, Facebook* и другие клиенты-мастодонты приносят сервису Stripe миллиарды? Разбираемся в успехе стартапа с капитализацией $100 млрд — сегодня рассказываем о сервисе для интернет-эквайринга.

Как финтех-стартап Stripe пришел к $100 млрд капитализации: низкая база и большие деньги

В статье разберемся:

  • Какие задачи бизнеса решает Stripe, и чем он отличается от PayPal
  • Как два брата создали и вырастили стартап стоимостью $100 млрд
  • На что жалуются и за что хвалят Stripe пользователи в соцсетях
  • Как маркетплейсы типа Amazon делают для Stripe грязную работу

О сервисе: что такое Stripe и зачем он кому-то нужен

Stripe — это сервис интернет-эквайринга, которым пользуются миллионы маленьких и больших компаний из разных стран мира. Stripe помогает бизнесу принимать платежи — на сайтах, маркетплейсах, в приложениях, внутри игр и так далее.

Но Stripe — это не просто модуль для приема оплаты. Компания разрабатывает решения для управления платежами и покупками любой сложности. Главные конкуренты Stripe: PayPal, Payeer и 2Checkout.

Кому нужны продукты Stripe:

  • Классическим офлайн-ритейлерам, когда они выходят на рынок интернет-торговли и начинают интегрировать новые для них онлайн-продажи в свои старые финансовые системы бухучета, налоговой отчетности и так далее.
  • Инновационным и технологическим компаниям, когда они выводят на рынок новые продукты с уникальной бизнес-моделью им нужна разработка с нуля и под ключ платежных решений.
  • Крупным корпорациям, например, Facebook* и Google, когда они внедряют внутри своих сложных экосистем новый функционал, не вписывающийся в текущие механики извлечения прибыли.
  • Бизнесам в период цифровой трансформации, когда они хотят избавиться в своих бизнес-процессах от мешающих масштабироваться узких мест, образовавшихся давно, когда финтех еще только зарождался.
  • Бизнесам любого размера и любому предпринимателю, когда нужны типовые решения с простой интеграцией для приема любого вида оплаты.

* Признана экстремистской и запрещена в РФ

<p>По заявлению самой компании, 90% взрослых американцев совершают покупки в интернете с использованием Stripe </p>

По заявлению самой компании, 90% взрослых американцев совершают покупки в интернете с использованием Stripe

Раньше в Stripe помогали клиентам из разных стран мира с регистрацией компании в США, чтобы принимать и обрабатывать платежи от американских пользователей. Однако сейчас требования ужесточились.

Больше нельзя зарегистрировать учетную запись в Stripe, если компания зарегистрирована с использованием адреса массовой регистрации. Сегодня, чтобы получить помощь в регистрации компании, нужно, чтобы хотя бы один из сотрудников постоянно проживал на территории США.

Сегодня из России подключиться к Stripe нельзя, но российский финтех силен, и у нас полно крутых отечественных решений для интернет-эквайринга.

Российские аналоги Stripe:

  • Робокасса
  • CloudPayments
  • Uniteller
  • PayAnyWay

История успеха: как у Stripe получилось вырасти до $100 млрд

Завязка у истории кинематографичная: Stripe основали братья — Джон и Патрик Коллисоны в 2010 году. Братья искали идеи для приложений и поняли, что каждый разработчик сталкивается с проблемой приема платежей.

При капитализме и в рыночной экономике успех приложения, мобильной игры или сайта-сервиса напрямую зависит от того, сколько денег разработчики смогут получить от пользователей в виде разовых покупок, подписок, донатов и так далее.

Однако в то время не существовало инструмента, с помощью которого разработчики сайтов и приложений могли легко и просто получать деньги от пользователей.

Потому в Кремниевой долине, где тогда разрабатывались тысячи всевозможных приложений и сервисов, инструмент для монетизации этих самых приложений и сервисов был обречен на успех.

Сначала мы с Патриком занимались всем: писали код, искали клиентов, отвечали на тикеты в службу поддержки и так далее. Но мы быстро поняли, что нам надо заниматься более глобальными вещами — стратегией и развитием. Это необходимое условие для любого стартапа, который хочет перерасти свои текущие возможности и перестать топтаться на месте

Джон Коллисон, сооснователь Stripe
<p>Пытаясь придумать решение для приема оплаты, братья Коллисоны создали продукт, которым каждую неделю начинает пользоваться 4600 новых компаний </p>

Пытаясь придумать решение для приема оплаты, братья Коллисоны создали продукт, которым каждую неделю начинает пользоваться 4600 новых компаний

Стоит отметить еще один секрет успеха — консервативность традиционного финансового сектора, его инструментов и решений. Банки, процессинги, эквайринги и прочие звенья денежных потоков в США и Европе очень неповоротливые. Вместе с тем технологические стартапы создаются, привлекают инвестиции, выходят на новые рынки, ищут новых клиентов и внедряют новые бизнес-модели очень резво.

Братья Коллисоны быстро поняли, что консервативным финансовым решениям не угнаться за темпами и потребностями меняющегося рынка глобальных айти-сервисов. Технологическим стартапам из солнечной Калифорнии и транснациональным корпорациям нужны технологичные платежные решения, а не бумажные чеки и все такое.

Еще со времен запуска важная часть философии Stripe проявилась в том, чтобы не только разрабатывать решения для ведения коммерческой деятельности — нужно идти дальше.

От Stripe требуется более высокий уровень профессионализма, нежели от других компаний, а также умение лучше, чем другие переживать стрессовые ситуации.

так Патрик говорит о требовательности к своим целям и средствам

В Stripe создают платформу из множества модулей, продуктов и направлений, на основе которой предприниматели могут изобретать, тестировать и внедрять совершенно новые механики и формы ведения бизнеса.

За счет этого Stripe делал скачки роста вместе со своими клиентами.

Когда Kickstarter формировал образ будущей индустрии краудфандинга, он пришел в Stripe за решением для управления финансовыми потоками на площадке. Ни у банков, ни у кого бы то ни было еще не было решений для управления деньгами платформы для краудфандинга, зато у Stripe было понимание, как это должно работать.

В 2015 году Lyft обратился к Stripe за решением, которое позволило бы ускорить процесс выплат для водителей. Вскоре Lyft получил от Stripe желаемое: раньше водители ждали зачисления по несколько дней, а после внедрения разработки от Stripe деньги стали зачисляться мгновенно.

Похожие истории были с Twitter* и Slack.

Электронные платежи до их прихода были похожи на тарелку спагетти: все было перемешано, так, что разобраться во всем этом было сложно. Но они упростили весь процесс, как для разработчиков, так и для вебмастеров, поэтому нам даже не пришлось ни о чем волноваться

Нэйтан Хаббард, коммерческий вице-президент Twitter*

Slack даже ушел к Stripe от его конкурента — Braintree. Руководству Slack понравилось, что компания умеет превращать сложные, зарегулированные и бюрократизированные процессы в простейшие механики. Так для Slack в Stripe смогли создать интеграцию с системой бухучета, которую конкурентам из Braintree разработать в должном виде оказалось не по плечу.

* Признана экстремистской и запрещена в РФ

В деле перевода денег существует так много самых разных, совершенно бредовых нюансов, а Stripe удалось сделать все гораздо проще.

Стюарт Баттерфилд, генеральный директор Slack

В Stripe стараются не просто соблюдать, а превосходить и своим примером задавать отраслевые стандарты безопасности и функциональности, поэтому ему доверяют тысячи компаний любого размера по всему миру.

Отзывы: бизнесы довольны, а пользователи кидаются помидорами

Пользователи часто сравнивают Stripe с PayPal. Как правило, комментарии тех, кто перешел в Stripe, положительные: пользователи отмечают оперативную помощь технической поддержки, простоту управления, легкость в открытии счета, широкий набор разных инструментов и особенно — простоту интеграции.

Как финтех-стартап Stripe пришел к $100 млрд капитализации: низкая база и большие деньги

Примечательно, что многие пользователи из США отмечают простоту и скорость открытия учетной записи, а также легкость в управлении и аналитике. Многие американские пользователи говорят, что не ожидали столь быстрого открытия счета, ведь в Америке очень сложное AML-регулирование и все такое.

Как финтех-стартап Stripe пришел к $100 млрд капитализации: низкая база и большие деньги

Как и в случае с любым финансовым сервисом, про Stripe много негатива пишут те, кто столкнулся с маховиком мирового капитала и попал в эти жернова бюрократии. На Reddit и других площадках покупатели жалуются, что не удается получить возврат средств. Такие же претензии встречаются и со стороны продавцов — они сталкиваются с гневом своих клиентов, которые не могут вернуть деньги.

Как финтех-стартап Stripe пришел к $100 млрд капитализации: низкая база и большие деньги

Разработчики в отзывах отмечают, говоря про Stripe, что на сайте опубликована предельно понятная и исчерпывающая документация по всем продуктам и решениям:

  • Платежи: как подключить и настроить прием платежей от пользователей через Stripe API в свой продукт.
  • Автоматизация финансов: как с помощью Stripe автоматизировать получение доходов.

  • Банкинг: как использовать Stripe для управления движением, контроля и заимствования средств.

  • Инструменты разработчика: все руководства про SDK, API, интеграции.

  • Ноукод: готовые модули и инструкции для внедрения решений от Stripe без привлечения программистов.

Резюмируя репутацию Stripe в интернете: на Trustpilot у Stripe 2,8/5 баллов при 13 тысячах оценок. Выходит, что у пользователей много негатива и претензий к Stripe, но бизнес доволен — клиенты повсеместно подчеркивают простоту подключения, приемлемые комиссии, скорость и надежность.

В разделе с историями клиентов на сайте Stripe множество крутых кейсов от больших и именитых интернет-компаний:

  • Amazon

  • Shopify

  • Atlassian

  • Instacart

  • Notion

  • Figma

В Stripe очень элегантно подают свой успех как сумму успеха своих клиентов. Айти-сектор генерирует с каждым годом все больше и больше денег, которые проходят через Stripe, увеличивая выручку сервиса.

Захват рынка онлайн-торговли без регистрации и СМС

Будущее Stripe напрямую зависит от состояния и перспектив рынка интернет-торговли. В 2016 году по собственным оценкам Stripe только 2% мировой торговли происходило в интернете. Интернет-торговля очень стремительно росла за счет низкой базы, а вместе с ней развивался и богател Stripe.

Очевидно, что тренд на увеличение доли интернет-продаж усилился после пандемии и сохраняется: в 2021 году объем мировой интернет-торговли составил $4,9 трлн — примерно 20% от общемирового объема розничной торговли.

По данным аналитиков издания Insider Intelligence, уже к 2025 году суммарный объем мировой интернет-торговли вырастет на 50% и составит примерно $7,3 трлн. Если этот прогноз сбудется, то доля интернет-ритейла составит почти 25% от всех розничных продаж.

Это значит, что в ближайшие годы будет расти объем обрабатываемых интернет-транзакций. В Stripe смогут нарастить выручку за счет увеличения рынка, на котором работает компания. Интересно, что команде Stripe не надо прилагать усилий, чтобы привести новых пользователей. Об этом позаботятся ритейлеры и маркетплейсы, приучая все больше и больше людей покупать в интернете вместо того, чтобы ходить по торговым центрам.

Проблема многих компаний Долины заключается в том, что они торопят события и норовят переоценить свой текущий успех. Каким бы воодушевляющим ни был этот успех, мы еще очень далеки от достижения поставленных целей. Если кто-либо из наших сотрудников начнет думать, что мы уже добились того, что хотели, это станет для нас большой проблемой.

Патрик Коллисон, сооснователь Stripe

Спасибо, что дочитали!

Расскажите в комментариях: как вы принимаете платежи от пользователей на сайте или в приложении и почему?

Материалы по теме:

Общайтесь с командой из любой точки в корпоративном мессенджере Compass. Для команды до 10 человек Compass бесплатный. Если пользователей больше 10, у вас будет пробный бесплатный период на 30 дней без ограничений в функционале.

7474
137 комментариев

Финтех, как и многие другие цифровые сервисы, в США отстаёт на световые годы от России, это не секрет.

Конкретно Stripe это буквально Робокасса. И выстрелил он благодаря феноменальному для американского гражданина удобству — возможности практически на любом сайте оплатить товар своей картой любого банка. То есть то, с чем мы живём уже не одно десятилетие. Для них тогда это был прорыв, без шуток.

Но разработчикам Stripe пришлось тяжелее, чем разработчикам Робокассы, потому что у американских банков почти нигде нет нормального API (у меня друг работал в Страйпе пару лет назад). Доходило до случаев, когда бэкенд-движки Страйпа должны были эмулировать браузер и ручное заполнение форм и выбор нужных опций на сайте банка, чтобы провести платёж. Весь Страйп это один большой фасад к API банков США.

Было так удобно, что практически все владельцы американских и часто европейских цифровых магазинов подключили себе Страйп. Теперь мы видим обратную сторону этой монополизации: Страйп со своей стороны отключает у себя работу, например, с российскими UnionPay картами (которые технически могут работать за рубежом). А некоторые магазины может и хотели бы принимать от русских платежи, но их никто не спросил.

13
Ответить

хм, а Робокасса может принимать платежи от американцев и европейцев?

1
Ответить

Я вообще не пойму, где этот stripe используется. На Амазоне и других крупных площадях типа bestbuy, newegg, target, walmart используется их собственная система приема. В магазинах на базе shopify я Apple Pay использую.

Ответить

Страйп увы не принимает дебитовые карты американских банков, поэтому про 'оплатить любой картой своего банка' - это не совсем так

Ответить

Имхо, выстрелили благодаря очень простому процессу подключения бизнеса.

Тут даже по своему опыту могу сказать: в Польше процессинг местный лимонил месяц, запрашивал кучу документов, но так и не заапрувил. Страйп подключил за час, из документов загрузил только копию паспорта и прописки (и то, ее попросили, потому что паспорт белорусский).

На фоне того, что тарифы +/- одинаковые у всех, простота подключения здорово играет в плюс. Ну и тот факт, что работает стабильно и без лагов.

Хотя с возвратами, да, есть вопросы. Но тут скорее местная польская бухгалтерская специфика, а не сам страйп.

7
Ответить

Клиентский сервис и скорость - раунд

1
Ответить