«Я тут один решаю»: почему одиночество мешает вам эффективно развивать бизнес?
Эта статья не про поиск второй половинки, которая вдохновит на свершения торсионным полем под юбкой. Эта статья о неочевидных проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели, когда в одиночку рулят бизнесом. Что вы делаете такого, что ваш бизнес не растет?
У меня были бизнесы, которые я строил один, были бизнесы, которые делал в партнерстве. А еще я консультировал множество предпринимателей и насмотрелся на ситуации, когда предприниматель заходит в тупик — бизнес работает, но приносит гораздо меньше денег, чем мог бы (кстати, во многих небольших бизнесах удвоить прибыль за несколько месяцев реальная задача), и выжимает из предпринимателя все соки. Так вот у множества очень разных проблем корень один — это одиночество предпринимателя и необходимость обо всем думать самому. Часто это приводит к очень негативным и притом совершенно неочевидным последствиям.
Для чего вам бизнес?
Когда люди затевают бизнес, они обычно декларируют, что заводят его ради денег, возможности самостоятельно принимать решения, большей свободы и желания сделать этот мир лучше. А вот о чем они не говорят, так это о том, что затеяли бизнес для того, чтобы не чувствовать себя одиноко.
Для многих выражение «бизнес — это семья» — это вовсе не идеологический трюк, чтобы сплотить сотрудников, а реальная потребность в людях, которым на тебя не наплевать, с которыми можно поговорить (побухать, заняться йогой, пойти в поход), которые разделяют ваши увлечения, смеются вашим шуткам и т.д. В зависимости от личности предпринимателя это может принимать разные формы: от барина, окружающего себя подобострастным холопами, до заботливого родителя, который интересуется личными проблемами сотрудников и поддерживает в сложную минуту.
Само по себе это ни хорошо ни плохо — просто плохо совместимо с эффективностью и ростом прибыли. Если KPI сотрудника обслуживать эмоциональные потребности предпринимателя, то главные плюшки получает не тот, кто лучше работает, а тот, кто громче смеется над шутками начальника и разделяет его увлечения. Поэтому если ваш бизнес не растет, задайте себе вопрос, точно ли рост — ваша главная цель? Возможно, вы поощряете сотрудников совсем за другое и не требуете от них результативности.
Из отзыва моего клиента
Возникает вопрос, причем тут одиночество? А при том, что по каким-то причинам предприниматель не может удовлетворить свою потребность в приятном общении за пределами компании. При этом у него могут быть друзья и семья, но что-то мешает получать от них то внимание, которые предприниматель получает от своего коллектива.
Когда мои клиенты осознают этот момент, они перестраивают отношения с сотрудниками и начинают нанимать тех, кто способен отвечать за результат. Естественно, бизнес начинает расти.
Насколько быстро вы принимаете полезные решения?
Когда я вел бизнес в одиночку, мне казалось, что я быстро принимаю решения, если только речь не идет о сложных ситуациях, ведь там надо подумать. Однако когда я стал вести бизнес с партнером, то заметил, что вдвоем мы как орешки щелкаем ситуации, которые раньше казались сложными. Оказалось, достаточно рассказать о проблеме другому человеку, услышать пару вопросов в ответ, и решение находилось.
Позже эта история повторилась с коучем. За час я успевал решить столько задач, которые не решал месяцами, что сам дивился своей продуктивности. Собственно, именно тогда я заметил, что решая кучу оперативных задач, я отчаянно прокрастинировал над задачами стратегическими, хотя только они и были важны для развития бизнеса. Нужен был сторонний человек, чтобы я сфокусировался на росте бизнеса.
Когда я стал консультировать предпринимателей, то смог увидеть как это работает с другой стороны. Например, один из клиентов не знал как увеличить продажи. Барьером служил достаточно высокий чек.
— А у тебя есть рассрочки? — задал я очевидный вопрос. Оказалось, что рассрочек нет не только у клиента, но их не было и у его конкурентов. Через пару дней клиент подключил рассрочки и тем самым устранил препятствие для покупок.
В разговоре с другим клиентом возник вопрос, как быстро получить продажи? Через пять минут разговора выяснили, что есть база клиентов, которые когда-то обращались, но или не купили или купили, но давно. Достаточно сделать рассылку по этой базе (больше 2000 человек), и гарантированно кто-нибудь да купит.
За месяц работы таких «очевидных» возможностей набирается десяток, и каждая помогает заработать. Вот только когда варишься в своем бизнесе один, их в упор не видишь. А еще не видишь бесперспективные направления и продолжаешь сливать туда энергию и деньги.
Легко ли вы справляетесь с сильными эмоциями?
Есть счастливые предприниматели, которые спокойны как удавы в любой ситуации. А есть все остальные, которые испытывают тревогу, когда пропадают клиенты, паникуют из-за кассовых разрывов, злятся, когда их подводят подрядчики, и внезапно увольняются сотрудники.
Проблема в том, что предприниматель — это золотой гвоздик, на котором держится весь бизнес, и когда этот гвоздик начинает шататься, это чувствуют все: клиенты, сотрудники, партнеры
Так вот если вы один, и вам не с кем обсудить ситуацию, то бывает очень трудно делать вид, что ничего не случилось, и принимать адекватные решения. Первый бизнес я открыл в 2008 году, и когда разразился кризис, и колом встали все платежи, мне было невероятно сложно сохранять хладнокровие. Обсудить случившееся было не с кем. Зарплату я платил сотрудникам из своих сбережений и каждый вечер садился и глядел стеклянным взглядом в стенку в абсолютном ступоре. И хотя мы в результате вырулили в этом было мало моей заслуги.
Когда я работаю с предпринимателями, то часто вижу, что они устали тащить бизнес, поскольку вовлечены в него эмоционально. Переживают любую проблему как свою собственную, чувствуют себя очень одинокими и из-за этого выгорают. И как раз возможность обсудить ситуацию и увидеть выход, дает им громадное облегчение.
Понятно ли вы доносите ценность своего предложения до клиентов?
Знаете, что очень роднит психотерапию и маркетинг? Без помощи другого человека практически невозможно распутать сложные психологические проблемы, поскольку просто не видишь себя со стороны, не понимаешь, что творишь, не осознаешь свои мотивы. А в маркетинге мало кому из предпринимателей удается без помощи другого человека показать ценность своего предложения.
Впервые я столкнулся с этим 10 лет назад, когда у меня было свое маркетинговое агентство. У очень многих бизнесов, включая успешные, был запрос: «Мы не понимаем, что именно говорить клиентам, чтобы покупали». Я общался с клиентами и понимал, что именно они делают круто. Потом мы шли к покупателям клиентов и спрашивали их, за что они ценят продукт наших клиентов, и на пересечении первого и второго рождались сильные предложения.
Например, у стоматологии, с которой я работаю, написаны все стандартные фразы про «гармоничную улыбку», «комплексный подход» и «скидки». Ровно эти же слова написаны на сайтах других стоматологий. Кажется, что нет разницы, обращаться к моему клиенту или конкурентам — все одинаковы.
Но начинаем общаться и выясняется, что благодаря компьютерной диагностике и последующему моделированию, мой клиент помогает исправить прикус в сложнейших ситуациях, и 50% пациентов обращаются к нему после неудачного лечения у других стоматологов. И это именно та фишка, которые нужно выносить на первый экран и про которую нужно рассказывать, а он этого не делает.
Так вот у каждого толкового бизнеса (а толковый бизнес — это бизнес, у которого есть довольные клиенты) есть своя фишка. Но почти никто ее может сформулировать и заявить о ней, хотя со стороны ее легко заметить, если знать, куда смотреть.
А делать-то что?
Если вам не повезло открыть бизнес в партнерстве (или не повезло с партнером), и вы понимаете, что вам тяжело в одиночку решать все проблемы, то есть два пути:
- Искать тусовки предпринимателей.
- Найти ментора или наставника.
Первый вариант можно реализовать по-разному. Подружиться с другими предпринимателями, начать ходить в бизнес-клубы и т.д. Это дает почувствовать себя среди своих, иногда получить толковый совет, но от такого общения ваш бизнес вряд ли начнет быстро расти.
Второй вариант — найти предпринимателя, который будет работать с вами в формате менторства или наставничества. Этот путь помогает расти гораздо быстрее. Как хорошо сформулировала плюсы наставничества моя клиентка, директор агентства недвижимости в Дубае: «Предпринимательство — это очень одинокое дело, поскольку не с кем посоветоваться и ни у кого нет ресурса рассматривать мой кейс целиком. Другие предприниматели дадут совет со своей колокольни, но у них не будет целостной картины моего бизнеса».
Формат наставничества прекрасен тем, что можно обсудить все наболевшие проблемы и провести полноценную инвентаризацию бизнеса, которая позволит увеличить прибыль за 1-2 месяца. Так что если у вас в планах на этот год начать расти, приходите на бесплатную диагностическую сессию. Я помогу вам наметить пошаговый план для развития вашего бизнеса и покажу, как за 1-2 месяца вы сможете увеличить свою прибыль.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, где я много пишу о том, как идти к своим целям vopreki неблагоприятным обстоятельствам.