Нишевые маркетплейсы: идеальное время для развития
Согласно исследованию Tinkoff ecommerce и Data Insight рынок нишевых маркетплейсов сильно недооценен и в ближайшие 3 года их оборот может вырасти почти в 2 раза и достигнуть до 1 трлн рублей. Почему? Основные выводы и инсайты исследования — смотрите в статье.
Для тех, кому #некогдачитать #стратегия360 #маркетинг #исследование_рынка #ecommerce
👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.
Что это – «нишевой маркетплейс»? В отличие от универсальных маркетплейсов, нишевой маркетплейс имеет ограниченный или смежный ассортимент, ориентирован на ограниченную аудиторию с похожими интересами.
Почему нишевые маркетплейсы имеют место быть? Клиентам нужна экспертность и сервис при выборе товаров, продукты могут быть ориентированы на определенные потребности, физические особенности, профессиональные цели (например, одежда, профессиональная литература, антиквариат, люкс и др.), что позволяет сформировать лояльное сообщество и мотивацию на покупку.
Как правило, нишевой маркетплейс является логичным развитием интернет-магазина. Есть различные варианты организации онлайн-платформ, разберемся на примерах.
Немного теории
Интернет-магазин: владелец товара – сама площадка, единая корзина, сделка проходит на площадке (https://prosv.ru/, https://cozyhome.ru/, https://av.ru/);
Классифайд (доска объявлений): не является владельцем товаров, показывает предложения разных продавцов, не участвует в сделках (https://www.avito.ru/, https://profi.ru/, https://uslugi.yandex.ru/);
Агрегатор: ассортимент нескольких магазинов, не владеет товаром, нет единой корзины, сделка происходит на площадке (https://market.yandex.ru/, https://www.tinkoff.ru/ и др.).
Маркетплейс: единый каталог, единая корзина и оплата (https://www.ozon.ru/, https://www.wildberries.ru/).
Нишевой маркетплейс: собственные и партнерские товары определенной категории, единый каталог, экспертиза и сервис в своей категории товаров, специализация на конкретной аудитории (https://www.mvideo.ru/, https://www.lamoda.ru/, https://www.letu.ru/, https://pik-market.ru/).
Основные характеристика рынка нишевых маркетплейсов – исследование Tinkoff eCommerce и Data Insight здесь.
На российском рынке более 100 нишевых маркетплейсов: агрегаторы доставки продуктов, одежда, фарма, автозапчасти, другие категории – handmade, цветы и др. Наиболее высокие темпы роста (100%+) демонстрирует именно сегмент «Другие категории», обгоняя даже универсальные маркетплейсы. Почему? Покупатель действительно хочет сервиса и экспертности в тех категориях, которые для него очень важны, которые закрывают боли не на уровне базовых потребностей.
Преимущества нишевых маркетплейсов за счет правильной организации ассортимента, аудитории и сервисов очевидны: дополнительный канал продаж, уникальная аудитория с высокой лояльностью, эффективная конверсия, высокая рентабельность.
Опрос аудитории показал, что потенциальная клиенты скорее предпочтут нишевой маркетплейс по следующим категориям товаров (в порядке убывания): бытовая техника, электротовары, ювелирные товары, мебель, профессиональная деятельность, строительство и ремонт, лекарства, автотовары, косметика, детские товары, книги.
От авторов настоящей статьи. Когда стоит задуматься, что интернет-магазин стоит развивать в сторону нишевого маркетплейса?
Вы хотите расширить аудиторию, вы дополняете экосистему текущего бизнеса компании, есть смежный ассортимент, потенциальные партнеры и вы хотите расширить полку, вы хотите из оффлайна перейти в онлайн.
Важно обратить внимание на следующие факторы успеха.
1. Правильно подберите партнеров по продуктам в смежных категориях: «нитка и иголка», «одежда и обувь», «телефон и чехол».
2. Ассортимент: очень важно иметь широкую полку, даже если оборачиваемость каких-то товаров очень невысокая. Это важно, чтобы не потерять лояльность своей ограниченной аудитории.
3. Каналы продаж: если у вас широкий ассортимент и вы продаете еще и на универсальных маркетплейсах, оставьте себе что-то частотное и эксклюзивное, что мотивировало бы вашу аудиторию покупать у вас.
4. Интерфейс, дизайн, контент, сервисы должны быть адаптированы и «заточены» под вашу специализированную аудиторию.
5. Экспертиза и профессионализм: работая с воронкой продаж, идите от болей, придумайте высочастотные сервисы, которые позволят покупателю воспользоваться вашей экспертизой. Это могут быть карты продуктов, опросы, исследования, онлайн-консультации, сервисы для профессионального комьюнити – блоги, стена обсуждений, отзывы, истории клиентов.
6. Инфраструктура: логистика, личный кабинет партнера, платежные сервисы.
Автор статьи: Стратегия 360 https://t.me/strategy_360 Подписывайтесь!
Если вам понравилась статья, будем признательны за донат. Все донаты направляются на поддержку социального проекта для людей с сахарным диабетом DiaTalks https://dia-talks.ru/