Как сэкономить 2,5 млн рублей и сократить срок разработки интернет-магазина в 2 раза без вреда качеству
Привет! На связи KISLOROD.
На текущий момент в разработке интернет-магазинов есть два полярных подхода: индивидуальная разработка или запуск на готовых решениях. У каждого из вариантов есть свои минусы и плюсы. Мы же хотим рассказать о методе разработки, который сочетает преимущества обоих способов.
Дисклеймер: в статье речь пойдет о разработке типовых интернет-магазинов, а не маркетплейсах и прочих сервисах для екома.
Проблемы разработки
В электронной коммерции очень высокая конкуренция — рынок дошел до того уровня, когда заведомо убыточно запускать проекты ниже определенного стандарта качества как с точки зрения UX, так и с точки зрения технической реализации. При этом важно запустить собственную электронную коммерцию, максимально сократив Time to Market.
Таковы требования бизнеса для того, чтобы оставаться конкурентоспособным. А вот реальность — индивидуальная разработка типового интернет-магазина может занять от полугода до года, а бюджет составить от 3,5 млн и выше. Это долго и дорого, поэтому такой вариант доступен не каждой компании.
Это распространенная проблема, которая описывается треугольником управления проектами.
Каждая сторона треугольника — это ограничение:
- Качество работы ограничено бюджетом, сроками и масштабом.
- Изменения в одном ограничении потребуют изменений в других, иначе качество ухудшится.
- Задача подрядчика — управлять ограничениями так, чтобы качество продукта не пострадало.
О том, как за счет автоматизации нам удается управлять качеством услуг, читайте в статье:
Трудность в том, что проблема с каждым годом усугубляется:
- растут требования к сложности и качеству проектов;
- следом вырастают требования к уровню разработчиков, а значит, и стоимость их работы;
- из-за того, что вырос объем работ, увеличивается время, которое необходимо для запуска.
Таким образом противоречия только растут, а доступность качественной индивидуальной разработки для компаний постоянно снижается.
Поэтому перед началом работы всегда встает вопрос — какой метод разработки выбрать: индивидуальную разработку с нуля или старт на готовом решении?
Но оба варианта подходят далеко не для всех проектов и имеют определенные ограничения.
Чем хороша кастомная разработка и в чем минусы
Разработка интернет-магазина с нуля — это лучшее решение с точки зрения адаптации под задачи бизнеса, так как результат будет полностью учитывать специфику ниши и отвечать поставленным целям.
Пример из практики
В одной из статей мы описали кейс интернет-магазина премиальной косметики: из-за того, что дизайн и архитектура устарели, просто доработать сайт под современные требования UX и к качеству кода было невозможно — требовался полный редизайн.
Мы разрабатывали проект с учетом всех требований бизнеса, UX и особенностей ЦА. При этом перед нами стояли вполне конкретные задачи для повышения коммерческих показателей интернет-магазина.
Подробнее о том, как мы увеличили конверсию и средний чек, читайте в статье:
Кастомный подход всем прекрасен, но имеет жирный минус — стоимость и сроки реализации.
В среднем, у компаний разработчиков, которые считают экономику и рентабельность, срок реализации таких проектов составляет от 6 месяцев, а бюджет от 3 млн рублей. Связано это с тем, что полный производственный цикл, который включает в себя разработку прототипа, технического задания, дизайна, фронтенда и бэкенда, запускается практически с нуля.
Кроме того, здесь есть существенный риск — если подрядчик обладает низкой компетенцией, то результат может быть непредсказуем — итоги разработки можно будет оценить только после запуска работы интернет-магазина, если он вообще начнет работу.
Пример из практики
К нам обратился клиент, у которого в моменты наплыва посетителей из-за маркетинговых акций, админка сайта начинала работать слишком медленно. В итоге менеджеры имели проблемы с оформлением заказов, теряли часть продаж, а бизнес упускал возможную прибыль.
Причины ситуации были неясны, поэтому мы провели глубокий технический аудит и нагрузочное тестирование. Источников проблем было несколько, но корень — низкое качество реализации проекта.
В итоге нам пришлось:
- настроить работу сервера и загрузки дисков;
- корректно настроить модули «1С-Битрикс»;
- провести рефакторинг и оптимизацию кода;
- переработать и оптимизировать верстку, чтобы повысить скорость загрузки страниц;
- устранить функциональные проблемы и нарушения требований 152-ФЗ;
- исправить ошибки в технической части поисковой оптимизации сайта;
- сверстать макеты нового дизайна и интегрировать их в архитектуру текущего бэкенда.
Подробнее о том, как проводился углубленный технический аудит и как мы исправляли ситуацию, можно прочитать тут.
Достоинства и ограничения готовых решений
В условиях динамичного рынка электронной коммерции не все компании могут позволить себе потратить год времени и несколько миллионов на запуск полнофункционального интернет-магазина. Кроме того, для многих ниш и отраслей такие расходы просто нерентабельны и могут никогда не окупиться.
Поэтому появились готовые решения с шаблонным дизайном, которые нужно лишь «натянуть» на CMS и настроить под себя. Это отличный вариант когда нужно быстро запустить интернет-магазин в оптимальные сроки, а бюджет ограничен. При этом интерфейс уже учитывает лучшие практики в UX.
Но и тут есть минусы:
- готовые решения всегда универсальны, а значит, «под капотом» много лишних функций и шаблонов дизайна, а это утяжеляет код и снижает производительность;
- внедрение нового функционала все равно потребует дополнительных трудозатрат, так как их придется встраивать в бэкенд готового решения;
- типовой дизайн выглядит шаблонно, а из-за готовой верстки и монолитного бэка персонализировать такой дизайн сложно, проще все «снести» и «накатить» новый.
Поэтому, как правило, с развитием электронной коммерции, все равно возникает необходимость доработок и адаптации проекта на готовом решении под новые требования и реалии.
Кейс из практики
Пять лет назад мы запустили интернет-магазин на готовом решении от АСПРО для бренда LOOM — производителя вязаных вещей для детей. Всё это время бизнес рос, обрастая новыми категориями товаров и аудиторией.
Мы же адаптировали готовое решение под новые задачи, выжимая максимум конверсии из интерфейса готового решения: оптимизировали поиск, выпиливали монолитный чекаут, интегрировали сервисы и т. д.
Но пришел тот день, когда позиционирование бренда изменилось, увеличился в разы ассортимент и диапазон целевой аудитории.
Было принято решение провести редизайн.
О том, как мы «накатили» новый дизайн на готовое решение, сэкономили бренду 2 млн рублей и увеличили конверсию на 17%, читайте тут.
Как правило, мы работаем с клиентом вдолгую и понимаем, что в какой-то момент бесконечная кастомизация готового решения перестанет приносить результат и бизнес снова встанет перед выбором — оставаться на готовом решении и мириться с минусами и ограничениями или запускать кастомную разработку.
И выигрывать всегда будут решения, которые оптимальны с точки зрения качества, скорости запуска и стоимости реализации.
С такими вводными мы сталкивались неоднократно, поэтому предложили рынку собственное решение — модульную разработку на готовых компонентах.
Разработка на компонентах — что это такое и как работает
Мы разработали и собрали библиотеку готовых компонентов для запуска типовых интернет-магазинов на «Битрикс». Решения уже учитывают наш опыт и лучшие практики в UX, которые были подтверждены продуктовой аналитикой.
Каждый компонент — это самостоятельный законченный функционал типового интернет-магазина. Например: «Каталог», «Корзина», «Чекаут», «Карточка товара» и другие.
Вот пример того, как выглядит наш готовый компонент оформления заказа.
У каждого компонента есть свои пользовательские настройки, а их функционал может расширяться в зависимости от задач. Кроме того, есть модуль для управления и хранения настроек, что позволяет сразу вносить правки во все элементы, где задействованы компоненты.
То есть при желании в каждом компоненте можно доработать фронтенд или бэкенд, чтобы в итоге отдельный блок или элемент страницы удовлетворял требованиям заказчика. А можно не заморачиваться на этом и в MVP просто подключить шрифты, если штатный не устроит и изменить цвет элементов интерфейса, дополнительно сократив сроки и бюджет релиза.
Разработка на компонентах — это оптимальный выбор, если вас смущает обилие лишнего кода и шаблонность готовых решений, нужен индивидуальный дизайн, а кастомный подход — слишком долго и дорого.
Лучший вариант для типовых интернет-магазинов — запуск MVP на компонентах с последующей доработкой под требования бизнеса и пользователей.
Таким путем вы быстро запускаете электронную коммерцию с ограниченным бюджетом, а потом постепенно развиваете функционал и интерфейс. Причем все внедрения будут основаны на данных и проверены на реальных пользователях, что максимально повышает их эффективность.
Такой подход называется Lean Production — бережливое производство, оно позволяет повысить качество продукта без увеличения расходов. При этом оградит вас от долгих согласований со всеми бизнес-заказчиками в компании и кропотливой работы по вылизыванию интерфейса и дизайна какого-либо функционала, который в конечном счете может быть неудобен для пользователя, либо реализован с багами и костылями.
Основная задача такого подхода — минимизация потерь и рисков. Проект будет запущен в кратчайший срок, а затем протестирован в рамках качественных и количественных исследований уже на живых пользователях.
Ведь еком — это всегда про скорость окупаемости инвестиций, рост ключевых метрик и KPI. И нам кажется, что именно это — самое важное для любого бизнеса.
Преимущества запуска на готовых компонентах
- Ниже риски появления багов и костылей.
Компоненты — это уже обкатанное и протестированное решение.
- Выше скорость разработки и меньше бюджеты.
Нет необходимости создавать с нуля типовой функционал — устанавливаем, проводим базовую настройку и запускаем в работу.
- Предсказуемый результат.
Можно заранее протестировать каждый компонент еще до начала проекта.
- Ничего лишнего.
Компоненты содержат только то, что в 99% случаях необходимо для старта типового интернет-магазина.
- Скорость и производительность выше.
Чистая верстка и оптимизированный бэкенд — основа производительности и скорости работы проекта.
- Персонализация дизайна.
Каждый компонент имеет гибкую архитектуру — можно дорабатывать как фронтенд, так и бэкенд.
Локальная интеграция
Нередко требуется доработать всего лишь какую-то определенную часть сайта — один из этапов пользовательского пути. Если сайт работает на «Битрикс», то компоненты можно подключить, например, вместо «костыльного» чекаута, и сразу же бустануть конверсию, так как в компонентах отлично проработанный UX и бэк.
В случае локальной интеграции необходимо стилизовать интерфейс компонента и настроить связку с действующим функционалом, который также взаимодействует с компонентом. Согласитесь, это менее затратно, чем разработка с нуля. При этом также увеличивается скорость проверки гипотез.
Зачастую именно «кривой» бэкенд становится последней каплей, из-за которой приходится проводить редизайн сайта, поэтому технология с интеграцией готовых компонентов позволит сэкономить, отказавшись от революционного подхода к развитию проектов, и перейти к эволюционному.
О том, почему эволюционное развитие лучше, читайте в статье:
Подведем итог
Стоит учесть, что каждый из подходов к разработке имеет право на жизнь, и они не взаимозаменяют друг друга. Готовое решение не может полностью заменить кастомную разработку и наоборот. Так же и наше решение — разработка на готовых компонентах — всего лишь промежуточный этап в развитии проекта.
Он дает возможность качественно повысить уровень пользовательского опыта, а за счет этого также конверсии и прибыль. К примеру, объемы трафика и маркетинговых усилий могут остаться на прежнем уровне, но за счет продуманного UX количество барьеров на пути пользователя значительно снизится, а число успешных конверсий вырастет.
Сравните стоимость и бюджеты при разных подходах.
Кастомная разработка
Разработка с нуля e-commerce проектов любого уровня сложности с нетиповым функционалом и дизайном.
Подойдет, если у вас:
- высокие требования к оптимизации и масштабируемости проекта;
- есть требования к индивидуальности решений как в дизайне, так и в функциях;
- highload-проект с высокой нагруженностью, где требуется микросервисная архитектура.
Стоимость от 3,5 млн рублей, а сроки реализации от 6 месяцев.
Разработка на готовом решении
Быстрый запуск типового интернет-магазина на базе готового решения.
Подойдет, если:
- ограничены сроки или бюджет;
- устраивает готовый дизайн;
- достаточно стандартного функционала.
Стоимость от 350 тысяч рублей, а сроки реализации от 1,5 месяцев.
Разработка с использованием готовых компонентов
Быстрый запуск типового интернет-магазина на базе готовых функциональных компонентов.
Подойдет, если:
- важен персональный дизайн;
- срок и бюджет разработки ограничены;
- проект с типовым функционалом.
Стоимость от 1,5 млн рублей, а сроки реализации от 3 месяцев.
По нашему мнению, разработка на готовых компонентах станет полезной для всех участников рынка e-commerce — даст бизнесу возможность существенно сэкономить, но при этом получить высокое качество и уйти от типовых решений.
KISLOROD специализируется на росте и развитии e-com проектов, и если у вас есть амбициозные и сложные цели — мы всегда готовы помочь: предоставить нашу техническую экспертизу и продуктовую команду роста.
Расскажите нам о своих задачах.