Как мы научились делать in-app маркетинг, потеряв часть бюджета: ошибки и лайфхаки. Наш опыт
Городской сервис доставки еды Кухня на районе не так давно запустил набирающий обороты In-app маркетинг и начал привл��кать клиентов через приложения. Результаты показались громкими и многообещающими, но оказалось, что это был сложный фрод — кто-то придумал целую схему, из-за которой Кухня потратила часть бюджета на ненастоящих пользователей. Специалисты компании смогли оперативно найти поломку, понять, где происходит фрод, и выйти из ситуации с наименьшими потерями. О том, как это получилось, рассказал руководитель Growth Marketing Team Кухни на районе Алексей Ковалев.
Что из себя представляет бизнес сейчас
Кухня на районе — вертикально-интегрированная компания производства и дистрибуции готовой еды. Мы быстро доставляем не только готовую домашнюю еду “из-под ножа” — в меню есть разные категории блюд для разных целевых аудиторий. Мы готовим холодные полезные блюда, которые можно съесть позже — такая еда дешевле. К тому же у нас есть мини-маркет, где продаются необходимые товары.
Еду готовим на 54 dark kitchen-store в Москве и области, а продаем в нескольких направлениях:
- Витрина приложения — здесь можно купить все три вида продукции. Есть программа лояльности и другие бонусы.
- Витрина Самоката — здесь можно приобрести нашу холодную еду.
- Оффлайн микромаркеты — холодильники-витрины, со встроенной системой оплаты, которые мы размещаем в бизнес-центрах, офисах. Прямо на работе можно купить готовую еду от Кухни на районе, разогреть и пообедать.
Что такое In-app и почему мы в него верим
In-app маркетинг — тот канал привлечения, который сейчас игнорировать нельзя. Здесь целый ряд преимуществ для бизнеса. Это и легкая масштабируемость, и большая аудитория, и разнообразие “залетающих” форматов.
По данным коллег из СберМаркетинга, доля in-app продолжает расти квартал к кварталу, показывая увеличение в объеме более чем на 30%.
Почему In-App в РФ растёт:
1. Ограничения рекламных кабинетов. Из РФ ушли Facebook, Google — поэтому бизнес начал искать другие каналы привлечения новых клиентов. Необходимы были каналы, которые можно быстро вывести на высокую эффективность с приемлемой стоимостью привлечения. In-App как раз дает такие преимущества — у него большая ёмкость и нет строгих ограничений. Можно привлекать большие объемы трафика сразу в приложение;
2. Большое количество агентств и DSP (платформы, сосредоточенные исключительно на мобильной рекламе) . В России много функционала, инструментария, который подходит для этого;
3. Разнообразие форматов. Можно использовать и видеоконтент, и баннеры, и другие “залетающие” форматы.
4. Легко масштабируется.
5. В РФ большое количество клиентов пользуются мобильными приложениями, особенно с рекламной бизнес моделью.
При этом In-app на деле оказывается очень специфическим каналом привлечения — многие бизнесы сталкиваются с фродом.
In-App маркетинг Кухни на районе
Как мы запускали In-App маркетинг в Кухне на районе:
- Только формат fullsсreen banner
- Выбрали два агентства: маленькое и большое
- Модель оплаты CPA (Cost per action) – платим за первый заказ
- в приложении;
- Атрибуция заказов с помощью Appsflyer
- Отсекали сетки выше 20% фрода в PA, мониторили в AF Protect360
Через три месяца реализации этой стратегии мы получили первые результаты:
- Трафик, привлеченный с помощью In-App рекламы, обошелся нам на 15% дешевле, чем трафик из других источников.
- 13% всех первых заказов пришли через In-App рекламу.
Однако, это нам показалось подозрительным. Тогда. мы начали проводить аудит всех каналов привлечения. Важно отметить, что надо анализировать когорты по каналам. В итоге, мы обнаружили странный LTV когорт, которые пришли из In-App источников — увидели очень низкие показатели. Не трудно было предположить, что это фрод — простыми словами, нас обманывают, ради получения денег.
Что такое фрод и зачем это нужно
В общем смысле фрод — это намеренное недоброжелательное действие в рамках какого-то предложения с целью получения выгоды. Фрод может быть разным. В нашем случае — это фейковая покупка. Мы увидели, что человек сделал покупку в нашем аналитическом сервисе, а на самом деле нет. Злоумышленник сделал это намеренно, чтобы мы ему заплатили за привлечение “клиента”.
Фактически, это реверс-инжиниринг – процесс создания точной копии объекта по уже существующему образцу, обладающей такими же физическими характеристиками.
Позже выяснилось, что многие бизнесы сталкиваются с подобным фродом. В основном в In-app источниках это могут быть два вида фрода:
- Злоумышленники намеренно или ненамеренно генерируют фейковый трафик, что является источником фейковых событий. Не знающие о проблеме компании могут оплачивать такой трафик.
- Другой вид фрода инициируют нечестные пользователи. Например, у них три телефона, с каждого скачали приложение, получили какой-то промокод, пригласили друг друга. Такой обман намного легче обнаружить и забанить.
Как мы обнаружили фрод…
Что мы делали дальше, чтобы понять, где нас фродят:
- Сравнили результаты одних и тех же источников между
- платформами
- Провели дополнительный рисерч источников на предмет фрода
- Проконсультировались с агентством
- Сверились с внутренней CRM (БД)
Выяснилось, что нас фродили три месяца на платформе Android! Так, в наших аналитических системах мы видели, что заказы есть, но на самом деле их не было. Оказалось, что кому-то удалось получить внешний ключ API. Затем злоумышленники кидали запросы на API Appsflyer и отправляли ложную информацию о первых заказах в AF.
Конечно, очень плохо, что это произошло, но ценнее то, что мы это заметили, пусть и потратив на обнаружение фрода немаленькую сумму денег — ⅙ бюджета перформанса. При этом мы потеряли бы сотни миллионов, если бы в Кухне не было большого отдела фрода или отдела привлечения, где детально анализируются все источники.
Нужно отметить, что In-app всегда будет фродовым каналом, где придется бороться с мошенниками, терять бюджеты. Важно успеть заметить ошибку до того, как потери станут фатальными.
… и что мы с этим сделали
Как мы действовали, когда поняли, что случился фрод, длиной в три месяца?
- Экстренно остановили текущие кампании, провели аудит текущих договоренностей с агентствами, уведомили о расторжении договора с подрядчиком.
- Инициировали переговорный процесс с подрядчиком, начали разбираться.
- Перенесли события на серверную часть.
- Затруднили получение внешнего API-ключа.
Таким образом, мы максимально усложнили возможность фрода, сделали новое событие, которое намного сложнее фродить. Мы его затруднили с точки зрения инжиниринга для злоумышленника и получения ключей от API. Полностью исключить фрод нельзя, работа с ним предполагает регулярный мониторинг показателей и оптимизацию текущих кампаний для снижения доли фрода.
Сейчас мы проводим дополнительные сверки в CRM, прописали все возможности фрода и юридически обезопасили себя — в договор с подрядчиками добавили пункт, согласно которому если мы замечаем фрод, то не платим. К тому же, теперь мы более детально анализируем кампании и большое внимание уделяем сайд-метрикам и контрметрикам, вводим культуру проведения тестов в команде привлечения, наняли опытного перформанс маркетолога, который работает с фродом в том числе.