Есть ли секс в твоих продажах? Вся правда о маркетинге 18+
Юмор, котики и секс ― 3 кита, на которых держится большая часть современного контента. И поэтому маркетологи без стеснения эксплуатируют все эти темы, в особенности сексуальный подтекст. Но так ли он эффективен? Давайте разбираться.
Зачем рекламе нужен секс?
Все просто ― это инстинкты, заложенные внутри нашего подсознательного (вспоминаем классическую пирамиду Маслоу). Когда мы видим обнаженную женскую грудь, крепкие мужские рельефы или что-то, что напоминает их, просыпается то самое первобытное, благодаря чему человечество вообще появилось на свет.
Реакция на сексуальный подтекст может быть и негативной ― отторжение, неприятие, отвращение. Но эффект такой рекламы все равно сработает на человека ― он запомнит ее среди тысяч других однотипных роликов / баннеров / вывесок.
Вот почему маркетологи весьма часто применяют эротический контекст в рекламных кампаниях.
Насколько это обоснованный маркетинговый ход?
Даже если опираться на исследования, точного ответа нет. Например, в 2012 году ученые Университета Джорджии исследовали рекламу в журналах за 1983, 1993 и 2003 годы, и пришли к выводу, что сексуальный контекст хорошо работает в фэшн- и бьюти-индустрии. А вот мета-анализ 2017 года одновременно нескольких американских университетов (анализировали 78 рекламных кампаний) показал, что «секс не продает» ― эффект от рекламы с секусуальным призывом был практически нулевым.
Возможно, дело в том, как именно преподносится аудитории сексуализированная реклама? Ведь она может стать искусством, сравнимым с шедеврами античных художников и скульпторов, или полным провалом бренда, после которого с ним не захочет связываться ни один уважающий себя человек.
Потому просто взять тему секса и плоско показать ее в рекламной кампании ― это худший вариант из возможных. Ее нужно аккуратно обыграть и преподнести публике.
Это я не говорю пока даже о законодательной части вопроса (о ней чуть попозже). Поэтому прежде чем реализовать какую-либо задумку, связанную с сексуальным подтекстом, стоит хорошо подумать ― а хорошо ли получится?
Предлагаю посмотреть на работы тех маркетологов, у которых получилось.
Кейсы. Удачные и не очень
Сперва хотел бы показать пару неплохих, на мой взгляд, примеров рекламы с сексуальным подтекстом. Они не идеальны, но, тем не менее, имеют место быть в современном маркетинге.
Плоско, но сносно
Вот ролик, который к своему юбилею выпустил магазин «Kondomeriet» ― первый в Норвегии магазин для взрослых. Если не знать какая именно фирма создала видео, то можно подумать, что это реклама ресторана или, на крайний случай ― холодильника.
Но нет, все гораздо прозаичнее, и это минус. Потому что реклама получилась банальной и плоской. Но если смотреть с визуальной точки зрения, то фудпорно у магазина вышло отменное ― в меру вульгарное, но красивое.
А это уже реклама техасского кафе-мороженого. Вернее, целая рекламная кампания с абсолютно одинаковым сюжетом, но разными людьми. Не стал добавлять другие примеры, думаю, достаточно и одного визуала, чтобы дать оценку происходящему.
На мой взгляд ― это слишком очевидно. Плюс, оставь в кадре только одного человека с мороженым, ничего не изменится. Поэтому назвать рекламу шедевральной язык не поворачивается. Но она красивая, я бы даже сказал ― эстетическая.
А теперь расскажу о рекламе, которая, как мне кажется, максимально неразумно и глупо использовала сексуальный контекст.
Убого и нелепо
Как думаете, что перед вами на картинке? Последняя попытка кафе на райончике сделать выручку? Глупый розыгрыш?
Нет, на баннере ― реклама одного из самых элитных ресторанов столицы, который, к тому же, обладает звездой Мишлен. Я даже не буду говорить о визуальной составляющей рекламы (но дизайнера будто обидели в зарплате, раз он сделал такое изображение), а скажу, что здесь максимально глупо и скучно использован сексуальный подтекст. Хотя и не подтекст это вовсе, а прямой сексуальный намек. Жирный такой. И оттого вызывает, скорее, неприязнь.
А вот еще несколько примеров самого банального и глупого, на мой взгляд, использования сексуализации в рекламе. Объединяю их одной каруселью ― пролистайте ее.
И наконец, рекламные кампании, которые лично мне показались гениальными. Их немного, но о них хочется рассказывать (и показывать) как можно чаще.
Сексуально и смешно
Перед вами ― реклама нового фотоаппарата с распознаванием лиц. Ей уже лет 15, но она остается одной из лучших в нише сексуализации до сих пор.
Сюжет рекламы вы можете оценить сразу, но тут важно другое: авторы рекламы сумели выдержать четкий баланс между сексуальным подтекстом и вниманием аудитории к продукту. То есть, девушки и те, кто за ними подглядывают, вызывают смущение и смех, но при этом ты продолжаешь помнить, что речь тут не о них, а о фотоаппарате. Так что лично я смело отношу эту рекламу на полку к «Лучшим из лучших».
Фирма чипсов «Doritos» сняла не одну шедевральную рекламную кампанию. Чего стоит только ролик про танцующих ковбоев с участием Lil Nas X (исполнитель знаменитого хита «Old Town Road») и звезды вестернов Сэма Эллиота. Но рассказать я хочу про другой алмаз в коллекции рекламографии компании ― ролик «Doritos: On the park bench commercial».
Эту рекламу пересняли множество стран и фирм, переделав под свой стиль и бренд. В свое время она вирусилась по сети. Она нравится людям ― это факт. И лично мне тоже, потому что сексуальный подтекст тут очень деликатный, с тонким юмором.
И еще один гениальный маркетинговый ход в сексуализации рекламы, как по мне, продемонстрировала компания Microsoft. Видео можно посмотреть здесь
Итак, что же отличает между собой эти рекламные кампании? Лично мне кажется, что залогом успеха в этом деле являются уместность использования сексуального подтекста и умение обыграть эту тему с юмором.
Кому секс к лицу
Как мы выяснили ― далеко не всем нишам бизнеса. И вообще, с сексуализированной рекламой, особенно в наше время, нужно быть предельно осторожными, чтобы на попасть на мину осуждения общественности и не приносить позже извинения в социальных сетях.
Неплохо эту тему можно обыграть в «легких» нишах: бьюти-сфере, магазинах 18+, нижнем белье и одежде, фитнес-услугах, ресторанном бизнесе.
Это такие сферы, которым даже откровенная эротика может быть прощена лояльной аудиторией, ведь брендам данного рынка важно возбуждать внимание публики.
Кому лучше включить режим целомудрия
Однозначно ― серьезным нишам, в которых сексуальный подтекст в 99% случаев будет смотреться нелепо и неуместно. Даже больше ― скорее всего, такая реклама отпугнет ЦА от серьезного, казалось бы, профессионала.
Сюда можно отнести специалистов, которые оказывают юридические и консалтинговые услуги, области медицины и образования, государственные организации и практически весь B2B-бизнес.
Сами посудите, пойдете ли вы к юристу, который с плаката обещает «Отсосать у мужа квартиру» или в клинику, где пластические хирурги «Сделают вам новые подушки безопасности»? Да, мы все понимаем, что это юмор, но как-то не хочется вверять свою судьбу или жизнь в руки юмориста.
Не нарушает ли такая реклама законы РФ
На самом деле, предоставить четкий список того, что разрешено, а что запрещено использовать в рекламных кампаниях в пределах нашей страны, сложно. Мало того, что границы формулировок закона весьма размыты, так еще и местные власти могут ссылаться не только на федеральные, но и на региональные акты.
Но что любому маркетологу нужно заучить как мантру, так это ФЗ «О рекламе».
Более того, законом предусмотрены пункты, которые защищают детей от просмотра подобных рекламных роликов и баннеров, и их тоже нужно учитывать при разработке сценария или идеи рекламы. Например, если разместить рекламный баннер с эротикой в 30 метрах от школы, то придется компании платить потом штрафы и демонтировать конструкцию.
Насколько секс в рекламе оправдан
Как я уже писал ― точных данных и исследований на эту тему нет. Думаю, тут каждый предприниматель сам отвечает себе на этот вопрос, отталкиваясь от продукта, ЦА и возможностей идти на риск с экспериментами.
Но могу сказать точно как сделать так, чтобы сексуальный подтекст смотрелся уместно. Вот небольшой чек-лист об этом:
- изучите ЦА на предмет лояльности к сексуальному контексты;
- расставляйте акценты правильно: секс ― лейтмотив, продукт ― основа рекламы;
- помните, что самая внимательная к сексуальной теме аудитория ― это женщины, они обращают внимание на всех моделей из рекламы, потому что склонны сравнивать себя с девушками в ней;
- не переходите границы ― подтекст потому так и называется, что намекает на сексуальную тему, а не откровенно ее демонстрирует.
Кстати, эти и другие примеры сексуальной рекламы мы с подписчиками активно обсуждаем в комментариях в Телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Вам встречались примеры максимально убогой рекламы? Где маркетологи, аки неопытные девственники, пытались возбудить аудиторию, но провалились? Поделитесь?