Лонгрид: Как мы в финтех-стартапе оцениваем маркетинг по сроку окупаемости и отношению LTV/САС
Расскажу, как мы оцениваем расходы на маркетинг, считаем доходность по партнеру и прогнозируем срок окупаемости фич.
Добрый день. Я Александр, Head of marketing в финтех стартапе Prodavay.market.
С Prodavay.market предприниматель в своем магазине может продавать в кредит или рассрочку, принимать платежи по картам.
Мы начали в 2019 году. Ежемесячно у нас регистрируется + 300 ИП и Юридических лиц.
Все каналы сконцентрированы на привлечении
У нас работает несколько каналов привлечения:
- Интернет маркетинг
- Внутренний Колл центр
- Колл центр на аутсорсинге
- Полевые менеджеры
Все каналы сконцентрированы на привлечении.
После регистрации пользователь проходит онбординг: заполняет поля, загружает документы. Каждого пользователя, кто не завершил онбординг, дожимаем триггерным уведомлениями, рассылками, внутренним колл центром.
Короткий путь пользователя выглядит так:
- Зарегистрировался
- Прошел онбординг
- Начал работу
Как оценивается каждый канал
Все ключевые метрики разбиты на три группы:
- Первая: трафик, CTR, CPC, Users
- Вторая: CR на сайте, Users, Active Users, CR в активного, CR onboard (конверсии в этапы онбординга), CPL, MKT CAC
- Третья: CAC, ROMI, LTV, РР (окупаемость в месяцах)
При этом есть группа прокси метрик — главных для бизнеса, по которым тренд отслеживается ежедневно:
- Зарегистрированные партнеры,
- Активированные,
- Активные,
- CR в активированного,
- CR в активного,
- Revenue на активного партнера (North Star метрика),
- Churn в шт,
- Churn rate %.
Например, увеличение конверсии в активного на 2 п.п с 25% до 27% тянет вверх средний revenue на активного партнера на 10%-15%, влияет на денежный поток CF.
Как работать с конверсией в активированного и постоянным ростом САС в каналах после прохождения эффекта низкой базы — отдельная история.
Готовьтесь к планомерному повышению САС в известных каналах и уменьшению конверсии в активного пользователя
Важно понимать, что работы с улучшением конверсии на всех этапах онбординга относятся к продукту, а не к диджитал маркетингу. Поэтому лучше, чтобы за этими показателями следил отдельный человек на стыке маркетинга и продукта, человек ответственный за growth.
Почему Growth менеджмент = маркетинг менеджмент + продакт менеджмент
Маркетинг тесно связан с продуктом и продуктовыми метриками.
Продуктовые метрики анализируются совместно с отделом маркетинга. Мы понимаем как повлияет на конечную эффективность всех каналов работа с онбордингом или изменение регистрации.
Конечная эффективность маркетингового канала или изменения в продукте — это заработанные деньги в компании в определенный период.
Все маркетинговые и продуктовые гипотезы разделены на 2 группы:
Которые прямо влияют на деньги. Например, ввод комиссии за вывод средств сверх лимита принесет нам Х рублей к LTV.
Которые опосредованно влияют на деньги. Например, упрощение регистрации, позволит увеличить% конверсии в зарегистрированного, что даст увеличение числа активных пользователей на платформе и увеличит revenue.
Приоритет гипотезам ставится исходя из принципа: первой в работу уходит та гипотеза, которая с наименьшей трудоемкостью принесет больше денег в перспективе. Гипотеза должна коррелировать с фокусом развития компании. Гипотезы должны быть адекватные. Гипотеза «повышаем тарифы в 10 раз» не пройдет фильтр.
Технически вы должны уметь оценивать в деньгах любое изменение в продукте или в маркетинге
Как принимаем решение о запуске каналов, продуктов или фич
Давайте глубже детализируем принцип запуска гипотезы в реализацию: Запуск продукта, маркетинговой идеи или фичи зависит от попадания ее в 4 принципа:
- Прибыльность (как много заработаем)
- Окупаемость (как быстро окупим)
- Скорость запуска (как быстро сделаем и запустим)
- Маркетинговый потенциал (можно ли использовать продукт или фичу для привлечения или только в связке)
Что значит «только в связке»? Это значит, что продукт не может продаваться stand alone и пользователь, пришедший только на этот продукт не окупится быстро (менее чем за 6-12 месяцев).
Проблемы запуска рекламных кампаний на Stand Alone продукты
В банках это проблема, многие продукты не могут продаваться stand alone и клиенты, пользующиеся только этим продуктом, не окупаются. По таким продуктам метрика LTV/CAC в большинстве когорт близка к 1:1.
Например, торговый эквайринг в банках второго эшелона работает только в связке с РКО, кредитом под оборот или еще каким-то продуктом, обязательным для апсейла. Потому что эквайринг поставляется другим крупным банком и, по сути, торговый эквайринг — это комиссионный продукт для некоторых банков второго эшелона. Окупает себя только на большом объеме пользователей с обязательным условием по минимальному обороту.
Мы считаем LTV по пользователю и различным когортам (по пользователям пользующимся одним продуктом или несколькими продуктами и тд).
Также просчитывается окупаемость пользователя использующего только один продукт или сразу несколько.
Если продукт только запущен и данных недостаточно, то прогнозируем метрики. Понимаем сколько заработаем на партнере, как быстро окупим его и как использовать этот продукт в маркетинге.
Мы знаем как продукт продать, где убрать комиссию, если совмещаем оба продукта в одном. Например, торговый эквайринг для предпринимателя стоит 2,0% комиссии с каждой операции. Мы можем сделать его 1,7%, но условие подключения — это открытие расчетного счета на определенном тарифе.
Совет: «Уменьшайте комиссию там где эмоционально это можно сделать, чтобы клиент понял что продукт кажется выгодным. Увеличьте комиссию в другом месте, только не скрывайте её. Делайте продукт так, чтобы пользователь был готов платить больше за что-то особенное, например, удобство»
Как оцениваем эффективность
Вот пример таблицы эффективности маркетинга по одному из stand alone продуктов:
Расшифровка метрик:
Indirect MKT Cost — внутренние затраты на маркетинг, учитывающие ФОТ, администрирование отдела
Total MKT Cost — все затраты на маркетинг, включая внутренние, прямые, агентские
Leads — количество лидов, регистраций
CPL — стоимость лида
Active user — активный пользователь (работает через платформу)
CR to active user — конверсия в активного пользователя
Churn — отвал
Year Revenue (With churn) - выручка активных партнеров за год, включая churn
MKT CAC — маркетинговая стоимость пользователя (без учета расходов на дожатие колл цетром и операционных затрат)
ROMI — окупаемость инвестиций в маркетинг
CAC — стоимость работающего пользователя
PP, month — окупаемость, в месяцах
LTV — live time value, в рублях
Revenue такой большой, так как бизнес модель транзакционная, мы зарабатываем на комиссии с выручки предпринимателя. Чем больше он продает и зарабатывает, тем больше зарабатываем мы. Win-Win.
Из таблички мы видим, что общий LTV/CAC = 3,6. Это хорошая цифра в рынке. Хорошо это или плохо — каждый решает сам. Для нас — хорошо.
Совет: «Считайте LTV/CAC по каждому каналу, если видите что канал дает лучшее соотношение (больше чем 4 к 1) — открывайте кран и лейте туда деньги. Через несколько месяцев начинайте считать LTV/CAC по когортам»
Совет: «Если вы только начали — опираться на показатель LTV/CAC пока рано. Просто спрогнозируйте LTV. Оценивайте маркетинг по ROMI и окупаемости пользователя в стандартных perfomance каналах, масштабируя их. Ищите точки роста»
Получилось рассказать обо всем понемногу. Напишите, о чем бы вы хотели узнать в деталях — напишу про что-то одно глубже.
Я в телеграме @korolevsasha