Это фиаско! Или нет? Провалы пяти известных предпринимателей, которые не остановили их на пути к успеху

Путь от идеи до успеха в бизнесе всегда тернист. Только настоящего предпринимателя отличает то, что у него не опускаются руки даже спустя сотни неудач. Как сказал Сайрус Филд, если вы продолжаете пытаться — это ещё не провал. Мы — банк для ИП Хайс — рассмотрели примеры разных бизнесменов, которые вдохновляют своей целеустремлённостью.

Это фиаско! Или нет? Провалы пяти известных предпринимателей, которые не остановили их на пути к успеху

Сайрус Филд

Это фиаско! Или нет? Провалы пяти известных предпринимателей, которые не остановили их на пути к успеху

Начнём с автора цитаты из введения к этой статье — человека, который смог проложить трансатлантический кабель через океан, соединив Европу и США телеграфной связью.

Филд выбился в миллионеры из нищеты: начав с работы на бумажной фабрике, к 30 годам он построил свой миллионный бумажный бизнес и обеспечивал бумагой все местные печатные СМИ. Но запомнили мы его не за это, а за решение перебросить телеграфную линию через океан.

Сайрус Филд был отличным менеджером, привлекающим таланты и инвестиции: и для своей задумки он позвал великие умы того времени — телеграфного изобретателя Сэмюэля Морзе и океанографа Мэтью Мори, главу Национальной обсерватории в Вашингтоне.

Для защиты от воды — и для экономии — кабель обернули дешёвым изолятором, гуттаперчей. Оставалась проблема — протянуть его через океан. Между Ирландией и Канадой было обнаружено песочное плато, на которое планировалось успешно положить кабель. Филд заказал кабель длиной 4600 километров, организовал компанию «Атлантик Телеграф» для привлечения инвестиций и вложил часть своих средств.

Кабель поместили на корабль и отправили через океан — он порвался почти сразу. Так происходило несколько раз, пока не было принято стратегическое решение тянуть кабель не от берега до берега, а с середины океана сразу в обе стороны. И что вы думаете — он снова порвался. Филд не переставал попытки и в конце концов справился с успешной прокладкой. Но в ходе проекта, чтобы достичь успеха, он совершил 56 поездок через океан. И только на 56 раз смог прийти к своей цели!

55 безуспешных попыток не смутили амбициозного предпринимателя. Вот он, дух настоящего бизнесмена! Но мы начали издалека — далее рассмотрим чуть более современных персон.

Оле Кирк Кристиансен, основатель LEGO

Это фиаско! Или нет? Провалы пяти известных предпринимателей, которые не остановили их на пути к успеху

Идея создать кирпичики, из которых можно собрать что угодно, пришла к Кристиансену не сразу: первой его деятельностью была продажа древесины. В возрасте 25 лет на сбережения Оле купил лесной склад, столярный цех и открыл магазин с древесиной.

Через несколько лет компания начала производить товары повседневного спроса, включая гладильные доски и стремянки — но не выдержала кризиса. Опускать руки не было в стиле датского предпринимателя, поэтому он быстро переформатировал бизнес: теперь производство стало сосредоточено на деревянных детских игрушках. Медленно, но верно компания развивалась.

Так было до Второй мировой войны: пожар на фабрике сгубил всё, что Кристиансен строил на протяжении предыдущих почти тридцати лет. Дерево горит, а пластмасса — нет. Ну, во всяком случае, не возгорается так легко: почему бы не делать игрушки из неё? И вот появилась первая партия конструкторов Lego. Вскоре Оле Кристиансен умер, дело перешло к сыну — и до сих пор Lego является одним из самых покупаемых брендов детских игрушек.

Акио Морита, основатель Sony Corporation

Это фиаско! Или нет? Провалы пяти известных предпринимателей, которые не остановили их на пути к успеху

Семейный бизнес Морита был весьма далёк от электроники: долгое время они производили традиционную японскую водку — саке. Конечно же, предполагалось, что и Акио продолжит дело предков, поэтому с детства его погружали в профессию и обучали технике приготовления саке. Но интересы юноши вращались в кардинально другой сфере.

Знакомство с инженером Масаро Ибукой привело к отчуджению Акио от алкогольной сферы — и вместе они основали Токийскую телекоммуникационную техническую компанию с небольшим капиталом.

Компания есть, надо что-то делать. Почему бы не устройство для приготовления риса? Популярное блюдо на родине — казалось, что способ, который позволит выполнять ежедневную рутину проще и быстрее, окажется востребованным. Не тут-то было: после войны бедные и уставшие японцы не были готовы к инновациям. Пробная партия из ста устройств осталась пылиться на складе.

Стартовый капитал кончался, а Морита с Ибукой всё ещё не знали, что именно они будут производить. Отец Акио, несмотря на отказ сына поддержать его саке-бизнес, помог молодым стартаперам финансово.

Увлечённому электроникой Акио пришла в голову идея, как сократить расходы на создание магнитофона, заменив часть деталей на более простые и дешёвые. Разработку оценили местные бизнесмены и начали вкладываться в изобретение Мориты. Компания росла, становилась всё популярнее — и это привело к ребрендингу и смене названия на интернациональное. Появился бренд Sony.

Пример, иллюстрирующий уверенность Акио Мориты в своём успехе во что бы то ни стало, и готовность ставить на кон всё — когда в компании изобрели аудиоплеер, по началу плохо продававшийся, Акио пообещал оставить пост главы компании, если не удастся продать 100 000 экземпляров в короткий срок. Он предчувствовал, что рискует не напрасно: плеер разлетелся по всему миру, а Акио доказал в первую очередь самому себе, что способен на создание удачного бизнеса.

Харланд Дэвид Сандерс — основатель KFC

Это фиаско! Или нет? Провалы пяти известных предпринимателей, которые не остановили их на пути к успеху

Отслужив в армии (впрочем, до звания полковника он не дослужился), чем Сандерс только не занимался: был мойщиком на железной дороге, кочегаром, помощником в кузнице, фермером, страховщиком, шахтёром…

И только в возрасте 40 лет он купил заправочную станцию в Кентукки, вложив в неё все свои сбережения. На заправке он открыл столовую, где начал готовить блюда из курицы. Посетителями были гости заправки и жители близлежащих кварталов. В течение девяти лет Сандерс придумывал, как усовершенствовать процесс приготовления курицы: в частности, «секретный рецепт» термической обработки курицы под давлением, благодаря которому курица жарится быстрее, чем на сковороде. За услуги в нише быстрого питания Сандерсу и дали звание «Полковника Кентукки».

На протяжении следующих 20 лет Сандерс успешно строил свой образ доброго дедушки с усами и в белом костюме, мастера куриных блюд. Беда пришла, когда около его ресторана открылась новая автомагистраль, куда ушёл весь автомобильный трафик. Ресторан стал убыточным, но Харланд Сандерс не терял надежду: он запустил франшизу KFC — и по его рецептам курицу начали готовить в ресторанах США и Канады. Вскоре жареная курочка Сандерса продавалась уже в 600 заведениях.

Пенсионный возраст — время, когда многие уже отходят от бизнеса, но для Сандерса всё только начиналось. Несмотря на стремительно приближающуюся старость, он не потерял юношеский запал и сделал свою сеть одной из самых известных и на сегодняшний день: у KFC около 16 тысяч заведений в 110 странах мира.

Джек Ма, основатель Alibaba Group

Это фиаско! Или нет? Провалы пяти известных предпринимателей, которые не остановили их на пути к успеху

Джек Ма — человек, которого не взял на работу полковник Сандерс. Да, однажды он пытался устроиться в KFC и стал единственным из 24 кандидатов, кому отказали.

Вернёмся назад: у Джека Ма было много провалов, которые могли остановить любого на карьерном пути. Но не его! Он начал с позиции учителя английского языка всего за 12 долларов в месяц. Его не взяли в Гарвард — хотя он пробовал подать документы 10 раз.

Путь в бизнесе он начал с бюро переводов, но услуги не пользовались большим спросом. Тогда Ма быстро переориентировался на продажу сувенирной продукции — и работал себе в убыток на протяжении трёх лет.

Затем Джек основал веб-студию China Pages, взяв в долг около двух тысяч долларов. Он создал онлайн-справочник китайских организаций и даже умудрился вернуть инвесторам деньги и получить прибыль. Но вместо того, чтобы остановиться на достигнутом, он уже горел новой идеей: электронной торговлей.

Первые три года проект Alibaba не приносил прибыли. Инвесторы Кремниевой долины не верили в потенциал проекта и не дали ему денег. Джек Ма не смутился: он собрал деньги с друзей — вдохновлённые его идеей, они одолжили ему почти 60 тысяч долларов.

Он придумал способ получения прибыли, заключавшийся в введении системы продвижения товаров. Продавцы на его маркетплейсе платили небольшую сумму за то, чтобы их товары выводились выше в поиске. Идея оказалась выигрышной, и компания начала приносить всё больше прибыли. Постепенно Alibaba скупила супермаркеты, магазины бытовой техники и другие — и росла всё больше.

Джек Ма запустил торговую площадку Taobao для коммерческих транзакций между клиентами, набрал аудиторию, а позже создал систему Alipay. Сегодня компания Джека Ма контролирует 80 % электронной торговли Китая. А ведь он мог опустить руки, когда его не взяли в KFC!

Не всегда всё получается с первого, второго и даже третьего раза. Но и Сайрус Филд, и Харланд Сандерс, и другие не просто хотели сделать успешный бизнес и получить с него доход. Они фонтанировали идеями и не могли сидеть, сложа руки, пока не реализуют их — сам процесс был для них не менее важен. Поэтому им было так легко пробовать новое, когда старое оказывалось неэффективным.

Если вы тоже чувствуете ценность своих идей и стремитесь реализовывать всё, что приходит к вам в голову, — пробуйте, и успех точно рано или поздно придёт! Начать можно с открытия ИП — а мы в Хайсе будем рады взять часть вашей финансовой рутины на себя.

8
23 комментария