Почему маркетинговая стратегия — самая бесполезная вещь

Всем привет! На дворе апрель 2020, технологии захватывают мир, результат каждого рекламного объявления можно измерить и оценить, а маркетинговые стратегии не приносят никакой пользы. (upd: в случае малого бизнеса, частично среднего бизнеса и стартапов)

За 3,5 года существования нашего агентства диджитал маркетинга «Пекло», мы проанализировали тысячи компаний, сайтов (наших клиентов и их конкурентов), изучали то, как они продвигаются и так далее.

С учетом такого опыта, у любого адекватного профессионала, даже после нескольких минут изучения продукта/сайта сложится понимание того, что можно и нужно сделать, чтобы продвижение стало эффективнее.

И в итоге, все всегда сводится к стандартному рецепту, применимому для всех 100%:

  • Делать продукт лучше, насколько это возможно
  • Создавать контент (больше текста, фото, видео). Content Is King!
  • Сделать, как минимум, базовую оптимизацию сайта/лендинга
  • Качественно настраивать контекст и таргет (кэп)
  • Сотрудничать с блогерами (с большими и малыми), на которых подписана целевая аудитория
  • Тестировать больше идей, вариантов дизайна, текстов и так далее
  • Анализировать

Вот и вся «маркетинговая стратегия». А кто-то за это берет деньги и рожает ее неделями или месяцами вместо того, чтобы делать работу.

Но вдруг я что-то упустил? Го в поисковую выдачу и узнаем, что такое маркетинговая стратегия:

Почему маркетинговая стратегия — самая бесполезная вещь

Маркетинговая стратегия — это долгосрочный, перспективный подход к планированию с фундаментальной целью достижения устойчивого конкурентного преимущества.

Википедия

Все понятно? :)
К счастью, такое встречается только в университетах с полусовковой программой обучения и в тендерных объявлениях закостенелых государственных структур. Но не в реальной жизни.

Тру стори:

Если ты маркетолог, и тебя когда-нибудь просили «помочь с маркетинговой стратегией» (а у всех когда-то это случалось), то ты шел гуглить примеры или шаблоны. Поэтому эти поисковые подсказки тут как тут:

​<b>Ставь «вверх» статье, если это так!</b>
Ставь «вверх» статье, если это так!

Почему это происходит? Да потому, что в душе никто не ... понимает, и не может ответить на вопросы:

  • что это такое на самом деле и что в ней должно быть
  • как себе это представляет заказчик
  • какую по факту проблему это должно решить
  • сколько может стоить маркетинговая стратегия
  • как ее вообще оценит необходимый объем и масштаб работы

Составление маркетинговой стратегии сродни инфоцыганству: лить воду, рисовать красивые слайды с графиками, составлять унылые документы в ворде со штампами и канцеляризмами. Чем длиннее и «солиднее» документ, лучше упакован, тем дороже его можно продать и меньше принести пользы.

Ни один маркетолог перед запуском трафиковой рекламной кампании не будет вкуривать документацию на 100500 листов о том, какие особенности у продукта, и как важно его хорошо и правильно продвигать (одними и теми же каналами). И, тем более, ни один блогер не будет этого делать. Все необходимые описания и информация есть на сайте + на брифинге с заказчиком. А остальное решают цифры, которые можно увидеть по факту.

Как потратить время и деньги эффективнее?

Купить трафик и протестировать несколько десятков гипотез (текстов, дизайна, посадочных страниц, таргетингов, размещений у блогеров), замерить результаты и бежать дальше.

Поэтому вся суть маркетинга сводится к тому, что нужно просто делать, анализировать то, что сделали, делать корректировки и снова делать. Как можно лучше. Лучше, чем конкуренты.

И поэтому все обсуждают конкретные кейсы в перформанс-маркетинге, в контенте и так далее. Но никто не говорит: «Вот ШОК НОВОСТЬ!!! Они снизили стоимость привлечения клиента в 2 раза, применив ЭТУ МАРКЕТИНГОВУЮ СТРАТЕГИЮ!».

Как тестировать гипотезы и хранить всю историю проделанной работы?

Удобное решение — Growth Hacking Pipeline. Пример из опыта:

Почему маркетинговая стратегия — самая бесполезная вещь

1. Все задачи должны быть сфокусированы на конкретный результат. Например:

  • «Применить новую автоматизированную стратегию в Google Ads, чтобы снизить CPL на 10%»
  • «Оптимизировать показатели посадочных страниц по Google Pagespeed Insights, чтобы увеличить CR на 2%»
  • И так далее

2. Использовать канбан-доску для хранения и перемещения задач-гипотез по столбцам:

  • Brainstorm — свалка идей
  • Backlog with priority — задачи, которые были отобраны и оценены по потенциальной важности влияния (1), простоте в реализации (2), и уверенности в том, что это сработает (3) (гугли “ICE score” для деталей)
  • To Do — задачи, которые на данный момент в работе (подготовка к запуску)
  • Gathering Data — проверка гипотезы запущена, собираем данные
  • И самое интересное: после сбора данных, в каждой задаче кратко описывается результат и выводы и задача переносится в Success или FAILED.

Таким образом, у вас всегда под рукой будет история успешных и неудачных решений, что позволит реже допускать те же ошибки и эффективнее масштабировать кампании.

Всем эффективного маркетинга! Тратьте время на то, что можно измерить, и что принесет прибыль!

31
23 комментария