Какие 4 постмастера работают в 2024: большой обзор от первого лица
Одна из трудностей при работе с email рассылками состоит в том, что каждая почтовая система имеет свои особенности. И мнение о том, насколько вы хороши в ее глазах как отправитель. Именно на основании этого она решает, куда помещать ваши письма – в спам, инбокс или вообще отвергнуть их на уровне сервера. Вы можете одновременно нравиться Яндексу и не нравиться Gmail. Для того чтобы получить хоть какую-то информацию об этом самом “мнении”, существуют специальные сервисы почтовых провайдеров – Постмастера.
Это Ирина Черепанова из сервиса email рассылок RuSender. Рассказываю, какие возможности есть у разных постмастеров на 2024 год – со скринами, рекомендациями и личным мнением.
Некоторые системы меняются, и информация в интернете устаревает. Можно даже еще найти статьи, которые расписывают все прелести Постмастера от Яндекс, которого уже несколько лет не существует (и очень жаль – постмастер был очень хороший!).
GMAIL
Самый древний и самый ценный для многих – это постмастер Gmail, официально Google Postmaster Tools.
Фактически, это единственный источник информации о проблемах при доставке почты. Поскольку получить какой-то ответ от службы поддержки Gmail практически нереально. Даже имея на руках все логи и уверенность, что ошибка не на вашей стороне в случае конкретного письма.
Кстати, в предыдущей статье я рассказывала о нестандартном кейсе попадания рассылок в спам Gmail, и о том, как нам удалось решить эту проблему.
Недавно в постмастере произошло изменение – появился обновленный дашборд для доменов. Из самого ценного в нем – это явное указание на проблемы со спамом. А также подсвечивание проблем в других значимых показателях, если они есть у домена.
Находится новый дашборд по адресу: https://postmaster.google.com/v2/. Вот так он может выглядеть:
Или вот так 🙁 :
При этом старый вариант постмастера сейчас дает более конкретную информацию о том, что и когда было превышено.
Поэтому, пока новый дашборд дорабатывается, рекомендую в первую очередь обращать внимание на старый.
❗Что важно помнить при анализе данных:
- Информация отображается не в режиме реального времени, а с задержкой в полтора дня. Так что, если у вас есть ощущение, что вы где-то накосячили в отправках на Gmail, увидеть это вы сможете обычно уже где-то в 4 утра по МСК через +1 сутки.
- Показывать информацию постмастер начнет от объема примерно в 500 писем в сутки. Особенно если домен новый. Для старошлющих доменов может показывать и от 200 писем.
Что показывает Google Postmaster Tools:
1. Процент спама. Держаться нужно не более чем 0.3%.
2. Репутацию IP почтовых серверов, через которые идут отправки для этого домена. Желтое и Зеленое – это ок.
3. Репутацию самого домена. Держимся в районе high и medium. Все что ниже требует пристального внимания и срочного исправления.
4. FBL отчет. Который в теории показывает, какие рассылки на домене содержали жалобы. А по факту в нем редко можно увидеть конкретные данные. На это есть несколько причин.
Первая – это обезличивание тех, кто пожаловался. Gmail никогда не сдаст вам конкретного пользователя, который нажал на СПАМ у себя. Для FBL отчета он анализирует заголовки писем и считывает особый заголовок, в котором содержится агрегированная информация о рассылке. Например, ее внутренний номер в системе. И если видит, что жалоб с таким номером много – то он покажет этот номер в отчете. Если будет 1 или 2 жалобы – то в отчете ничего не появится, и он будет выглядеть вот так:
❗Поэтому ситуации, когда в отчете на СПАМ вы видите значение, отличное от нуля, а в отчете FBL не видите ничего, достаточно частая. Жалобы как таковые есть – но их недостаточно для агрегации по мнению GMAIL.
5. Отчет о корректности подписания писем, идущих от домена.
Если тут какой-то показатель не равен 100%, нужно в первую очередь посмотреть на DMARC отчет, чтобы увидеть, в каких именно письмах проблемы.
6. Отчет о шифровании трафика.
7. Отчет об ошибках доставки. В нем можно увидеть проблемы, связанные с ситуацией, когда письма были отвергнуты на уровне сервера. Например, при подозрениях на спам.
❗Это НЕ попадание в папку Cпам, а письмо, которое отвергается на уровне Сервера, и вообще не доходит до пользователя. Такие ситуации нужно анализировать на уровне вашей ESP или собственного почтового сервера путем изучения почтовых логов.
MAIL.RU
Постмастер Mail.ru – самый дружелюбный к рядовому email маркетологу. Он дает много нужной информации для отправляющего домена.
Домен можно добавить в него несколькими способами, и не все из них требуют доступа к NS.
Постмастер точно показывает (практически в риалтайме) объем отправляемой почты с разделением ее на доставленную, положенную в папку Спам и отвергнутую. Дает всю информацию как в табличном виде, так и в виде графиков, где удобно наблюдать за тенденцией показателей.
В разделе “Проблемы” помимо “Жалоб” (которые есть на других графиках) есть дополнительный показатель “Пользователь не найден”.
Также Постмастер от Mail.ru показывает сколько было отправок с домена на несуществующие адреса, т.е. hard bounce. А для каждого домена можно посмотреть с небольшой задержкой (в районе часа) на статусы конкретных рассылок:
Группировка тут идет по системному заголовку письма list–id. При этом, можно провалиться в каждое конкретное письмо и посмотреть его по датам. Особенно полезно для отслеживания транзакционных писем.
В разделе "Настройки" для всех добавленных доменов можно указать FBL – ящик, на который будет приходить информация о жалобах на спам.
YAHOO
У Yahoo тоже появился новый инструмент для получения информации о письмах – Yahoo Sender Hub.
Он не дает изменяемых показателей репутации, но позволяет настроить FBL, который в системе обозначен как CFL – Complaint Feedback Loop. Сначала для этого в системе добавляется и верифицируется домен, после – ящик:
Домен добавляется через TXT-запись:
Помимо CFL в постмастере можно настроить разрешения для домена на отправку AMP–писем.
Остается надеяться, что в будущем Yahoo все же добавят хоть какие-то метрики для удобного отслеживания репутации. Пока все рекомендации по теме выражены в требовании держать уровень Жалоб на уровне 0.3 процентов.
Outlook (он же Microsoft)
Постмастер Outlook очень давно не обновлялся и мало чем может быть полезен обычному отправителю, так как исходит не из домена, а из IP-адреса.
❗Если у вас собственный почтовый сервер, где вы можете управлять IP для исходящей почты, есть смысл настроить этот постмастер. Если же вы шлете через ESP, то сделать это не получится.
Есть отдельная служба для настройки FBL: https://postmaster.live.com/snds/JMRP.aspx
Она позволяет настроить фиды для передачи жалоб, связав диапазоны IP с конкретными ящиками. При этом, ящики не назначаются вами произвольно, а выбираются из тех, что технически привязаны к диапазону на уровне NS.
Кроме того, в разделе "View IP Status" можно увидеть проблемные IP, если такие есть:
И общий уровень репутации для IP в разделе "View Data":
Сами IP добавляются через верификацию из почтовых ящиков, указанных в NS настройках для доменов, ассоциированных по PTR записи или во whois.
При работе с этим постмастером надо быть готовым к тому, что он подглючивает и может загружать данные не с первого раза. 😟 Недаром в левом его углу красуется копирайт ©2013 Microsoft. На некоторых страницах 2018, но глючат они не то чтобы меньше.
Яндекс и Рамблер
На 2024 год заметные игроки ру-сегмента Яндекс и Рамблер не предоставляют никаких постмастеров. Однако в случае проблем с ними можно связаться, и служба поддержки поможет разобраться с конкретными ситуациями.
А между тем, постмастер от Яндекса был отличным инструментом (команде RuSender очень нравился). Очень жалко, что компания не оставила его доступным даже в самом урезанном виде, а совсем закрыла 😢 Будем верить, что когда-нибудь воскресят.