Коммерческие писатели в жизни и на удаленке: как организовать совместную работу в 400 километрах друг от друга
Мир перешел на удаленку и сам в шоке от этого. А у коммерческих писателей особо ничего не поменялось: мы давно поняли, что эффективно работать командой можно не только находясь рядом в офисе.
Наша маленькая, но гордая рабочая команда состояла из двух человек: коммерческих писателей Виктории Кучиновой и Алексея Александрова. Я живу под Нижним Новгородом, Алексей – в Пензе. Между нами около 400 километров, но это не помешало нам работать вместе почти полтора года.
Привет, это мы. Нижний Новгород, март 2020.
По нашей истории можно снимать сериал «Коммерческие писатели в жизни и на удаленке». Вы увидите его первыми :).
Серия 1. Знакомство и встреча
До первой встречи вживую мы были знакомы заочно чуть больше года. Осенью 2017-го я работала редактором и постоянно находилась в поиске экспертов. Написала Алексею и предложила ему посотрудничать. Он с радостью согласился и прислал для блога отличную статью.
Вот так все начиналось
Потом я, как и Алексей, стала автором блога интернет-агентства TexTerra. Мы начали периодически общаться на рабочие темы, а потом и просто за жизнь. Но о совместной работе и речи не было, пока в ноябре 2018 года руководство компании не пригласило нас на корпоратив в Орехово-Зуево.
Там-то и началась наша настоящая история. Мы разговаривали о рабочих идеях и группе «Алиса», пели «Сектор газа» и гуляли по Москве. Два дня, проведенные вместе, показали, что у нас очень много общего и мы могли бы сработаться. Алексей тогда горел идеей креативного контента и заразил меня ею.
За кадром
Listen to your heart. Если ты понял, что нашел того самого человека, который близок по духу и разделяет твои идеи – держись за него. Звучит банально, но один мозг хорошо, а два – действительно лучше.
Синергия – великая вещь
Серия 2. Первый креатив
Не прошло и двух недель после встречи, как мы явили миру первую совместную работу. Идея родилась спонтанно: в рабочем чатике, в перерыве между кофейком и клиентскими проектами, возникла мысль: а не написать ли нам креативные стихи на тему интернет-маркетинга?
Редактор одобрил тему, мы придумали формат – стишки-порошки, и погнали. Это был мощнейший творческий поток: всего за один (!) день было написано более 30 жизненных четверостиший. Например:
Разбил машину, сжег квартиру .
И в речке утопил свой байк.
Чего ни сделаешь, ребята,
За лайк.
Писали так: я один стишок, Лёша второй. Иногда помогали друг другу:
Так родился один из порошков
За кадром
Оказывается, если ты с напарником на одной волне, работа идет быстрее, можно помогать друг другу. Впоследствии мы часто практиковали такой способ. Например, делаем тест, я придумываю один вопрос, Лёша второй, я третий, он четвертый… Потом сочиняем ответы на вопросы. Если один вдруг стопорится, другой шлет ему лучи творчества – дополняет написанное.
Серия 3. Пасхалка
Маркетинговые порошки вышли в блоге TexTerra 19 ноября 2018 года, и параллельно мы уже начали работать над следующим проектом – игрой-пасхалкой. О, это была славная охота! Идея пасхалки принадлежала Алексею, но воплощение в одиночку немного затягивалось. И тогда он предложил мне стать соавтором игры.
Два творческих мозга горели и кипели в общей сложности месяц. Мы часами созванивались в скайпе (а один раз даже выпили в процессе, негодники), шлифовали игровые алгоритмы, придумывали новые задания и подсказки. Да нам ночами снилась эта пасхалка! И самое главное – работали над пользой для заказчика. Ведь мало создать креатив – надо извлечь из него максимальный профит.
Пример игрового задания. По ссылке – реклама услуг заказчика
Слово Алексею: наша идея пока не воплотилась в жизнь… Но ничто не помешает ей реализоваться в другом месте, в другое время и в другом виде ;).
За кадром
Постепенно у нас выработалась иерархия ролей в команде. Алексей генерировал новые творческие идеи, я отвечала за их системное воплощение. Таким образом мы сочетали стратегию и тактику наших проектов.
Серия 4. Вторая встреча
В новогодние каникулы 2019 года мы развиртуализировались снова. На этот раз уже специально: нам было что обсудить. Я приехала в Пензу, мы взяли блокноты и ручки, купили чебупели и кофе – и началось волшебство. Семь часов подряд мы обсуждали нашу работу, генерировали бомбические идеи, строили планы на будущее.
В этом блокноте неимоверное множество идей. Спасибо чебупелям!
За кадром
Пришло отчетливое понимание, что личная встреча намного эффективнее онлайн-общения, пусть даже самого плотного. И это стоит того, чтобы преодолеть 400 километров.
Впрочем, если жить не в 400, а в 1400 или 2400 километрах друг от друга, личные встречи будут по понятным причинам намного реже. А значит, и эффективность работы ниже. Это мое личное мнение, но я не очень понимаю, как некоторые партнеры ухитряются вообще не видеться.
Серия 5. Ожидание и реальность
Мы разработали для одного блога креативную концепцию, съездили в офис клиента и презентовали ее, начали работать над воплощением.
Но дело двигалось с трудом. Иногда сами не до конца понимали задачу, иногда процесс тормозили другие его участники. Однако к лету 2019-го мы подошли с мешком проектов за плечами. В разработке была игра, онлайн-курс по креативу, наполнение контентом спортивного блога. Мы снова благополучно встретились в Пензе и плотно работали над тремя этими проектами.
…Стояла дикая жара, мы поехали гулять в центр города. Прекрасно провели день, фоткались и разглядывали достопримечательности Пензы, заливая жажду холодной минералкой и квасом. А когда вернулись домой и зашли во «ВКонтакте», обнаружили три убийственных сообщения. Наши клиенты решили нас «обрадовать» одновременно. Если кратко – все работы или не принимались, или тормозились на неопределенное время.
За кадром
Зато в этот непростой период мы окончательно отточили организационные вопросы. Для удаленной совместной работы пользовались такими инструментами:
- для общения: чаты во «ВКонтакте» (постоянно на связи друг с другом и с заказчиками), созвоны по скайпу (периодически, когда надо было детально обсудить проект или идею);
- для систематизации работы: папка в Google Диск, разбитая на отдельные проекты, сервис Тrello (один проект – одна доска).
Доски совместных проектов в Тrello
Этого оказалось вполне достаточно, чтобы не запутаться в проектах и оперативно быть на связи. Также огромную роль для самодисциплины сыграло составленное расписание рабочего дня. Вот оно:
Без болталок нельзя, но болталки не должны занимать все рабочее время!
Серия 6. Черный август
В июле мы работали в основном над тестами и играми. Но вскоре пришла недобрая весточка от нашего последнего оставшегося клиента: работы по креативу тоже приостанавливались.
В одночасье мы оказались не у дел. Весь август промучались: искали новых клиентов, поселились на сайтах вакансий, обновили заодно портфолио и резюме. Серьезно задумались о том, что пора завязывать с фрилансом и искать постоянную работу – хоть на удаленке, хоть в офисе.
За кадром
Вновь пришло отчетливое понимание того, что на один проект, будь он перспективным и хорошо оплачиваемым, надеяться не стоит. Раз – и все может прекратиться в один момент.
Серия 7. Возрождение
А потом постепенно все стало налаживаться. Внезапно очнулся старый заказчик и завалил нас работой. Подтянулись клиентские проекты (Алексей: ко мне обратились двое клиентов, с которыми работал 1-2 года назад), всем срочно потребовался контент. В ноябре мы предложили одной IT-компании создание и полное сопровождение блога. Вот тут-то и пошла движуха!
Работа была построена серьезно: мы включились в бизнес-процессы компании, познакомились с ключевыми сотрудниками. Разные люди помогали нам в создании разных типов контента: отдел продаж давал экспертизу по статьям, разработчики рассказывали о новостях компании, клиентский отдел давал контакты клиентов для последующего написания кейсов, руководство было на связи по масштабным вопросам. Наши чатики в скайпе разрывались, одновременно мы общались с 4-5 сотрудниками компании:
Пять рабочих чатиков только для одного клиента
И это еще не все: одновременно мы тянули три клиентских проекта. Для диджитал-проекта требовались экспертные, проработанные статьи по вкусной ставке. Для другого заказчика тоже нужны были статьи, но более простые. Так мы работали с ноября по март.
За кадром
Мы поняли, как же круто, когда заказчик сам включается в проект и без проблем дает экспертизу. Немалую роль сыграло и душевное, теплое отношение: мы с клиентами были равноправными партнерами, работали на один результат. Вот эту ламповость мы и определили как основу нашей совместной работы. «С любовью и заботой» – неплохой слоган, кажется.
Серия 8. Стоп-кадр
Мы были в шаге от того, чтобы перейти на новый уровень: взять еще один большой проект, собрать команду: пригласить авторов, дизайнера. Организация работы была уже налажена: мы собирались применять те же рабочие инструменты и тот же ламповый подход. И обязательно встретились бы командой, чтобы вживую обсудить наши планы.
Но март-2020 разбил наши sweet dreams. Один за другим клиенты отказались от дальнейшего сотрудничества. Нет, к работе претензий не было: просто из-за кризиса людям стало не до контента. За одну неделю общие клиенты дали понять недоброе:
Вот такие «письма счастья» прилетели к нам
Мне бы очень хотелось продолжать совместную работу с Алексеем, но нужно смотреть в глаза реалиям. Пока мы ищем новых ресурсных клиентов, нашим семьям хочется хорошо жить и вкусно есть. Поэтому сейчас каждый из нас пошел своим рабочим путем. Радует, что у нас остается совместный проект «Итирий. Жизнь коммерческого писателя», где пишем про свою такую разную писательскую жизнь.
Слово Алексею: трудные времена требуют непростых решений. Это пафосно, зато чистая правда.
За кадром
Что бы там ни было в дальнейшем, я знаю, что командную эффективную работу можно организовать и по удаленке. Главное – грамотно распределить роли, составить четкое расписание дня, быть постоянно на связи и обязательно периодически видеться вживую.
И быть на одной волне, и иметь одинаковые ценности. Это не красивые слова, а обязательное условие для совместной работы. Только при этом условии можно понимать партнера, идти на компромиссы, уступать, если этого требует дело.