Экспертные интервью в решении бизнес-задач: сферы применения, алгоритм, нюансы
В статье рассмотрим сферы применения, преимущества и недостатки экспертного интервью как метода исследования в бизнесе. Особое внимание уделим алгоритму проведения интервью, некоторым нюансам и частым ошибкам.
О методе
Экспертные интервью – подтип глубинных интервью, в которых в качестве респондента выступает специалист в исследуемой отрасли. Это метод качественного исследования с широкой областью применения и отличной сочетаемостью с иными методами.
Сферы применения
Проверка гипотез (видения предпринимателя). Тестирование гипотез касательно перспектив рынка, уровня конкуренции, аудитории, позиционирования продукта и т.д. Как правило, в ходе экспертных интервью на основе полученных от специалиста инсайтов выдвигаются и новые гипотезы.
Бенчмаркинг. "Сбор" наиболее результативных и прорывных практик по рынку, оценка их применимости для бизнеса заказчика.
Оценка скрытых процессов. Рассмотрение латентных процессов в высокотехнологичных и специализированных секторах рынков - подобную информацию невозможно найти в открытом доступе.
- Выявление зарождающихся трендов. Оценка перспективных направлений и рынков - эксперт способен "считать" эти моменты, которые еще не нашли четкого отражения в статистике.
Проведение ситуационного анализа. Срез текущей ситуации на рынке – видение специалиста глубже, нежели просто статистика, к тому же он может обладать дополнительной информацией.
- Прогнозирование. Анализ рыночных перспектив, прогнозирование ситуации по отрасли в средне- и долгосрочной перспективе.
Экспертные интервью смотрятся менее перспективно, когда речь заходит об исследовании мнений и психологии клиентов. Конечно, лучше спросить целевую аудиторию напрямую при помощи глубинных интервью и в рамках CustDev.
Алгоритм проведения
Как и для любого другого исследования, для экспертного интервью можно выделить три этапа: подготовка, проведение и обработка результатов.
Подготовительный этап включает в себя определение целей и задач интервью, разработку опросного листа (топик-гайда, плана) интервью, поиск и отбор релевантных экспертов и переговоры с ними.
Топик-гайд может включать в себя информацию о компании/продукте, с которой эксперту необходимо ознакомиться, ряд ключевых и второстепенных вопросов, комментарии для модератора интервью. Особое внимание уделяется отбору экспертов (см. ниже) и оценке их компетентности в заданной сфере.
Этап проведения исследования включает в себя непосредственно проведение интервью, видео/аудио фиксацию процесса, а также корректировку гайд-плана по результатам первых интервью.
В среднем процесс занимает порядка 40 минут, но время может варьироваться в зависимости от целей и задач интервью. На данном этапе особо важен профессионализм интервьюера, в частности умение направлять беседу в нужное русло, вежливость при уточнении данных и их источников, способность расположить респондента. Более того, интервьюер должен быть способен говорить с респондентом «на одном языке», то есть также быть подкованным в исследуемой сфере.
Этап обработки включает в себя обработку (расшифровку) записей интервью, отсев информации, отвечающей целям и задачам исследования, систематизацию полученных данных и формулировку выводов (подтверждение / опровержение гипотезы, выдвижение новых гипотез).
По результатам формируется аналитическая записка-отчет с конкретными рекомендациями по улучшению бизнес-процессов и их обоснованиями.
Нюансы в проведении
- Подбор экспертов. Один из самых важных этапов. Он осуществляется через профильные форумы, медиа, аналитические и научные центры. Перед приглашением эксперта важно ознакомиться с его публикациями и исследованиями в нужной отрасли, обратить внимание на наличие практического опыта и профессиональную репутацию.
Кто может быть экспертом? В зависимости от целей и задач, в качестве экспертов могут привлекаться: ученые и сотрудники исследовательских организаций, руководители компаний и специалисты-практики узкой направленности, сотрудники экспертных и консалтинговых организаций, представители властей.
Подготовка. При подготовке интервью может возникнуть соблазн провести "совместное" интервью с рядом экспертов. Однако это уже другие методы со своими преимуществами и недостатками, сферами применения - например, метод "Дельфи" или мозговой штурм. Также важно проработать "опросник" и канву интервью - вопросы должны быть сформулированы максимально емко, но при этом располагать к развернутому ответу.
Среди экспертов нет консенсуса по поводу того, насколько четко следует придерживаться гайда-опросника. Лучше всего занять компромиссную позицию. За «костяк» исследования будут отвечать 2-3 ключевых вопроса, непосредственно вытекающих из тестируемой гипотезы. Для релевантности полученных данных, они обязательно должны быть заданы всем экспертам. Перечень второстепенных вопросов может варьироваться и дорабатываться по мере проведения интервью – это позволит получить больше полезных инсайтов.
Проведение. Заранее обсудите с экспертами возможность фиксации интервью (аудио/видео) и вопрос конфиденциальности. Гарантия конфиденциальности, если таковая потребуется, позволит эксперту делиться наиболее ценной информацией.
Один метод. Основывать решения на результатах одного метода исследования достаточно рискованно. Наиболее полная картина получается при сочетании метода экспертного интервью с иными качественными и количественными методами.
Частые ошибки
- Интервью без подготовки. Мы уже акцентировали внимание на том, что подготовительный этап является самым ответственным в рамках данного метода. Отсутствие должного внимания к подготовке (формированию гайда и отбору экспертов) превращает метод исследования в простую беседу.
- Отсутствие дополнительных / уточняющих вопросов. Интервьюер должен постоянно контролировать ход беседы и быть в курсе целей и задач заказчика-предпринимателя. Контролировать эксперта, если тот отходит от сути вопроса или дал слишком общий ответ.
- Отказ от редактирования гайда. По сказанному в разделе «нюансы», гайд интервью лучше всего разделить на 2 части и подвергать переоценке по результатам каждого интервью.
- Выбор специалиста слишком общего профиля. Условно, если вы планируете запуск проекта по обслуживанию каркасных домов, а на интервью приглашаете эксперта по недвижимости или частному жилью в целом. Количество релевантных вашему бизнесу инсайтов будет значительно ниже.
- Фактчекинг. Любая статистика, приведенная экспертом во время интервью, должна быть по возможности проверена. Также, если эксперт не обосновывает в своих ответах какие-либо тренды, мнения или оценки, стоит задать дополнительные вопросы.
Преимущества и недостатки
Сферы применения очерчивают преимущества данного метода:
+ Получение данных, скрытых из общего доступа через собственные исследования и источники эксперта.
+ Стратегическое видение ситуации по рынку/отрасли, возможность прогнозировать "нелинейно".
+ Оценка перспективности новых практик и трендов на рынке.
+ Высокая ценность и точность результата при малой выборке респондентов.
+ Экспертное мнение, компетентность респондента, снижающие возможность интервьюера повлиять на его оценки.
Метод не лишен недостатков, однако большинство из них связаны с тем, что настоящие профессионалы "недоступны" для большинства желающих.
- Субъективность мнения (настоящий эксперт основывает свои оценки на фактах, однако при прогнозировании все же велик риск искажения). Проблема решается также расширением выборки - как правило, для исследования достаточно привлечь 3-5 экспертов по отрасли.
- Возможность получения неполной информации (секретность, договор о неразглашении или собственные мотивы).
- Сложность в поиске действительно компетентных экспертов в ряде отраслей. Необходимость осуществлять индивидуальный подход к экспертам, особенно в вопросе мотивации к принятию участия в исследовании.
Вывод
Таким образом, экспертное интервью – метод качественного исследования в бизнесе, проведение глубинного интервью с экспертом в исследуемой отрасли. Метод применим для ситуативного анализа и прогнозирования, выявления недостатков в бизнес-процессах компании и выявлении передовых практик на рынке.
Среди преимуществ метода – возможность получить доступ к информации, отсутствующей в общем доступе, экспертная оценка ситуации, широкий диапазон сфер применения, оценка зарождающихся трендов.
При проведении экспертного интервью следует уделить особое внимание подготовительному этапу, а именно отбору компетентных специалистов и проработке гайд-плана.
Нынче куда ни плюнь - все эксперты, все интервью дают. Не разберёшься кто инстаграмный профессионал, а кто реальный
С учеными и другими категориями проще (хотя, конечно, титулы не всегда коррелируют с экспертностью). Основная проблема с практикующими специалистами, но несколько часов досконального изучения активности и заслуг дают достаточно четко понимание того, кто перед нами. Плюс, конечно, в отбор входит контакт и непосредственная беседа со специалистом. Если остаются сомнения, можно задать вопросов по отрасли, чтобы оценить осведомленность и т.д. Инфлюенсеры и псевдоэксперты скорее всего отсеятся на первых этапах отбора.