Майский сбой СДЭК — репутационный провал или нет?
Инфоповод был шумный, но я ещё раз обо всём напомню. 26 мая 2024 года у сервиса доставки грузов СДЭК возникли проблемы с выдачей и приемом посылок, перестали работать сайт и приложение. Технический сбой оказался масштабным – компания потратила не менее трёх дней, чтобы вернуться в нормальный режим. За это время ей поступило почти 15 000 негативных комментариев под постами в ВК. Думаю, что с учётом личный сообщений и обращений по другим каналам, всего было опубликовано больше 100 000 упоминаний (точных суммарных цифр не нашёл, лишь предполагаю). В итоге, было шумно. Давайте разберёмся, как вёл себя СДЭК в момент кризиса.
СДЭК – одна из крупнейших в России курьерских служб. Ежедневно через сервис проходит около 300 000 отправлений, а выручка компании за 2023 год составила 70 млрд рублей. Учитывая собственный опыт анализов брендов по отрасли, могу сказать, что цифры солидные. Ответственность за взлом инфраструктуры взяла на себя хакерская группировка Head Mare. Ущерб от трехдневного сбоя в работе СДЭК специалисты оценивают в размере 300–400 млн рублей без учета упущенной выгоды. По данным аналитиков, которые давали комментарии в разных изданиях, получается следующее: если брать в расчет репутационные издержки, то сумма близится к 1 млрд рублей.
Сразу отмечу, что СДЭК доставляет не только посылки от месте к место, но и покупки через маркетплейсы, лекарства, документы, запчасти, растения и продукты. Невозможность забрать или отправить посылки, когда клиенты на это рассчитывали, вызвала небывалый шквал негатива. И об это я ещё скажу.
Начало сбоя: первая реакция бренда и пользователей
Первые сообщения от пользователей о неполадках в работе курьерской службы появились ранним утром, 26 мая. Обнаружив технический сбой в работе сервиса, СДЭК вышел с официальным заявлением в своих соцсетях. Компания довольно оперативно отреагировала, а также обозначила потенциальные сроки решения проблемы. Лично меня, правда, первое сообщение сначала вообще не порадовало. Ну серьёзно, очень мало деталей, причина не раскрыта. Но чуть позже я понял, почему была выбрана такая стратегия. Как мы с вами знаем сейчас, решение ситуации заняло больше времени, но главное, что я здесь выделю, – бренд попытался дать ориентиры своим клиентам.
Некоторые комментаторы с пониманием отнеслись к проблеме, но у остальных заявление вызвало негатив. Люди сообщали, что из-за задержки посылок страдает бизнес и личные планы. Многие не понимали, почему СДЭК не может выдавать заказы, используя только бумажные документы, и приводили в пример другие компании, где такой механизм работал. Каждый новый пост СДЭК с обновленной информацией об инциденте собирал в ВК от 5 до 10-15 тысяч комментариев.
Что СДЭК делал дальше
Бренд выбрал классическую (и это не плохо) стратегию выхода из кризиса: признание проблемы (хоть и не сразу об этом сказали ввиду характера проблемы), минимизация ущерба, оперативное исправление ситуации и информирование. С каждым часом негатива становилось все больше, и PR-менеджеры компании приступили к его точечной обработке. Представители СДЭКа отвечали самым нетерпеливым клиентам, извинялись и сообщали о ходе работ, однако совсем потушить пожар в комментариях не получалось. Огромный объем упоминаний не позволял обрабатывать их без задержек.
Сильнее других переживали люди, у которых в сервисе застряли важные посылки – кто-то не мог получить подарок для родных, кто-то беспокоился о редких саженцах, а одна девушка написала, что в заложниках у доставки оказалось ее свадебное платье. Трагичные ситуации быстро набирали огласку и получали много сочувствия от других пользователей. Такие кейсы СДЭК решал в индивидуальном порядке. Разговоры о том, стоило ли эти ситуации решать особым способом, или должны быть “все равны”, оставлю на ваше рассмотрение. Ниже поделюсь скринами, которые сделал сам, пока анализировал инфоповод.
Где-то я встречал мнение, что в период сбоя компании стоило открыть горячую линию для клиентов. На мой взгляд, это идея это не выглядит таким уж идеальным решением. Во-первых, чтобы развернуть подобный функционал, пришлось бы привлечь и без того занятых айтишников. Во-вторых, при таком объеме заказов, как у СДЭКа, дозвониться на горячую линию стало бы невозможно. А значит, клиенты раздражались бы ещё сильнее.
Вместо этого для информационной поддержки аудитории компании использовали канал в Телеграме. Несколько раз в день там публиковалась информация о том, как идет восстановление сервиса. Кому-то это решение может показаться странным, но так кажется только на первый взгляд. Во-первых, в канале изначально были отключены комментарии, поэтому ничего не отвлекало от официальных новостей о произошедшем. Сначала я даже подумал, что закрыли только в момент выхода поста от 26 мая. Но, перепроверив, понял, что закрыт канал был всегда. Во-вторых, так как больше всего негатива исходило от молодой аудитории, с ней было эффективнее всего взаимодействовать именно через тг-канал.
Еще из интересного – компания не стала выпускать объемный пресс-релиз об инциденте и ограничилась комментариями в СМИ. Хотя я, признаюсь, этого ждал. Вероятно, это было связано с тем, что грядущий в тот момент ПМЭФ перетягивал на себя все внимание журналистов. Тем не менее СДЭК активно мониторил инфополе вокруг сбоя – это видно по тому, что практически каждая публикация на эту тему в крупных медиа сопровождалась цитатами пресс-службы сервиса (во всяком случае, больше половины публикаций, что я видел в ТОПе выдачи Яндекса и Гугла по теме, содержат комментарии бренда). Параллельно разоблачались слухи и фейки, например новости об утечке личных данных клиентов или редких бэкапах почти сразу были опровергнуты.
В целом СДЭК никак не комментировали причины сбоя – хакерскую атаку. Акцент в официальных сообщениях смещался именно на решение проблемы. Официальные представители компании сообщали, что систему восстанавливают, посылки видны на каждом этапе, а данные о них не утрачены. Да, возможно, будь СДЭК в своей коммуникации более прозрачным, негатива в сторону компании было бы меньше. Но здесь против интересов курьерской службы, как понимаю, сыграл закон, который запрещает разглашать данные предварительного расследования.
Что происходит сейчас?
На возврат к полноценной работе курьерской службы у СДЭКа ушло дней 5. И надо сказать, что это не самый плохой результат - в разных источниках находил данные, что такие масштабные сбои могу до 3 недель нивелироваться. Сейчас компания проводит внутреннее расследование, чтобы выяснить детали взлома.
Нейтрализовать весь негатив, накопившийся за время сбоя, будет непросто. Например, из-за падения сервиса пострадали отзовики. На одном из самых популярных ресурсов, Otzovik.com, рейтинг компании опустился до 1,4 звезды. Последние отзывы, конечно, посвящены сбою от 26 мая.
Отношение к ситуации у людей разное. Кто-то говорит, что до инцидента курьерская служба работала нормально, а кто-то заявляет, что майские события стали последней каплей. На борьбу с последствиями однозначно уйдет много времени. И, конечно, чтобы выбраться из пучины негатива потребуется регулярная и комплексная работа с репутацией.
Какой вывод можно сделать о ситуации?
За весь период сбоя о СДЭКе появилось много негативных комментариев, которые получили большой охват и пошатнули репутацию компании. Популярность услуги, активная аудитория и нехватка ресурсов создавали трудности для обработки упоминаний. Остановить шквал негатива в этой ситуации было нереально, но компания справилась с тем, чтобы сохранить информированность своих клиентов и донести свою точку зрения во всех ключевых СМИ. Такой кейс в провалы репутационного кризисного менеджмента я бы точно не записал. Скорее это ситуация, когда можно похвалить СДЭК за приложенные усилия, но также нужно отметить и большое пространство для будущей работы.