До/после: как коронавирус изменил рекламу брендов
Эпидемия коронавируса отразилась на работе большинства компаний. Приходится перестраивать свой бизнес и предложения под новую реальность. Мы проанализировали, как изменилась реклама крупных брендов в условиях пандемии. Сравнили новые тренды с тем, что было раньше.
Действия брендов в рекламных кампаниях
Раньше:
Крупные бренды жертвовали средства на благотворительность, инвестировали в культурное наследие, в спорт и известных на весь мир спортсменов.
Сейчас:
Компании выделяют пожертвования на борьбу с вирусом и помощь медицине, перестраиваются на производство медицинского оборудования или материалов. Также они рассказывают в своих рекламных кампаниях, как помогают клиентам справиться с финансовыми трудностями.
Репутационная и информационная реклама
Раньше:
Бренды соревновались в технологичности своих продуктов и услуг. Главное соперничество заключалось в том, кто первый запустит новую фичу. Так, например, предприниматель Олег Тиньков во всех интервью говорил о создании первого онлайн-банка в России без отделений с доставкой карт.
Многие банки решили запустить у себя подобные услуги, но именно за Тинькофф закрепился статус «первый онлайн-банк в России». Еще один яркий пример — революционный iPhone X, первый телефон с технологией Face ID. После выхода модели производители смартфонов стали добавлять эту функцию в свои продукты.
Сейчас:
Бренды продолжают информировать своих клиентов о том, как они теперь работают в новых условиях. Заведения общественного питания — открыты и доставляют еду.
Фуд-сервисы и общепиты запустили бесконтактную доставку. Фитнес-центры проводят тренировки в онлайне, концерты переходят в этот формат. Сейчас нововведения происходят не в контексте «Кто первый запустил, тот лучший». Это необходимый минимум, без которого не обходится работа ни одной компании.
Рекламные войны
Раньше:
Жесткая конкуренция и соперничество за клиента, основанное на агрессивной рекламе. Известное во многих странах противостояние Macdonald’s и Burger King, в России – реклама сотовых операторов-конкурентов. Автомобильные бренды также нередко прибегают к агрессивной рекламе. Например, производители Nissan купили несколько автомобилей брендов-конкурентов и украсили их надписями вроде «Более дорогой, медленный и менее мощный, чем Nissan 370Z» и «Я мечтаю быть таким же быстрым, как Nissan 370Z».
Сейчас:
Появился тренд на объединение конкурентов в борьбе с пандемией на почве общих ценностей. Яркий пример — флешмоб автомобильных брендов. Компании объединились и запустили его в социальных сетях. Они опубликовали пост с призывом: “Сегодня конкуренты объединились. Чтобы победить. Вместе. Станьте частью этой борьбы – останьтесь дома. Вдохновите других – сделайте фото ключей своего автомобиля и выложите с хэштегом #stayhome #паркуюсьдома”. В акции приняли участие 34 компании-автопроизводители.
Тенденции в маркетинге
Коронавирус и карантин нарушают работу практически всего в мире. Для бизнеса это непростое испытание, и вот как это повлияло на него:
- Товары народного потребления. Здесь особо ничего не поменялось, многих крупных ритейлеров внесли в список системообразующих предприятий. Ну а онлайн-продажи кратно выросли, в некоторых сферах аж до 80%.
- Все остальные товары не первой необходимости. Тут все тоже перешло в онлайн. Конечно, без интернет-магазинов компаниям просто не выжить, розница тут полностью умерла. В этом бизнесе эффективно работает сейчас контекст и SEO, а также маркетплейсы — Ozon, Беру, Wildberries, вот это вот все. В Москве, кстати, предпринимателям компенсируют до 50% комиссии интернет-площадок, где они размещают свои товары.
- Услуги и весь B2B. Тоже, очевидно перешли в онлайн. Те, кто проводил встречи, теперь проводят их в Skype/Zoom. Яркий пример тому – студии йоги и фитнес-тренеры, ушедшие с головой в Инстаграм-трансляции.
- Общепит. Кафе, бары, рестораны держатся на самовывозе. На самом деле, тут с точки зрения маркетинга не поменялось ничего, по бюджеты заметно порезали. Выживают на доставках – своими силами и с помощью агрегаторов (Яндекс.Еда, Delivery.Club и иже с ними).
Мы тоже стараемся помогать клиентам с нашей стороны. Например, сейчас мебельные салоны закрыли и компаниям пришлось уйти на удаленку. Что делать, чтобы не потерять продажи? Правильно – идти в онлайн! Мы поменяли оффер в рекламе для наших клиентов из мебельной сферы. Оставили бесплатный замер, но теперь клиент помогает заказчикам проводить его самостоятельно. На баннерах в таргете пишем: «закажи кухню, не выходя из дома». Какой результат это дало?
Были проекты, в которых заявки сохранились. Например, в Самаре мы стабильно получаем 200-300 заявок в месяц.
Кое-где заявки даже выросли! По одному из проектов объем вырос с 80 до 100 заявок. Там клиент работает по Чебоксарам и Йошкар-Оле.
6 актуальных рекомендаций, как выживать бизнесу в коронакризис
Подушка безопасности есть не у каждого предпринимателя. И период карантина показал ее необходимость. Минусы по доходам из-за зарплат, аренде и прочим расходам ударяют по бюджету и заставляют владельцев бизнеса серьезно задуматься над оптимизацией расходов.
Что предпринять для повышения эффективности в компании:
1. Поддерживать маркетинговую активность небольшими затратами, используя прошлые наработки
Некоторые предприниматели допускают ошибку, полностью сокращая затраты на маркетинг. Правильным ходом будет докрутка уже имеющихся решений, чтобы полностью не терять поток клиентов. Заморозить все, что на далекое будущее и требует больших затрат.
2. Попросить ваших подрядчиков предложить стратегию на текущий момент
Необходимо разработать порядок действий, которые помогут в данный период оптимизировать расходы.
3. Отслеживать продуктивность каждого сотрудника
Сейчас вся наша команда работает на удаленке. Чтобы не терять продуктивность, каждый из них пишет план на день, а также отчет о проделанной работе. И еще важный момент: если у вас возник вопрос, лучше решить его на созвоне. В переписке непонятная ситуация может стать еще непонятней, а оперативность решения проблемы резко снижается.
4. Перераспределить ресурсы команды на актуальные задачи
Сфокусируйтесь на том, что может принести вам прибыль в ближайшей перспективе. И если не приумножить, то хотя бы поможет сохранить баланс в текущей ситуации. Сделайте ревизию задач и поймите, какие из них сейчас будут наиболее актуальными. Расставьте приоритеты для себя и команды.
5. Не останавливать рекламу в сферах, где можно продолжать работать
Многие клиенты сейчас боятся вкладываться в рекламу. Непонятно, чего ожидать: будет ли прибыль, окупятся ли затраты. Но это большой шаг назад, особенно, для компаний с длинным циклом сделки. Возвращаемся в пункт 2 –скорректируйте стратегию, чтобы получить лучший результат или хотя бы сохранить продажи.
6. Не терять предпринимательский дух!
Это очень важно в период кризиса. Не теряйте позитивный настрой, только с трезвым взглядом на ситуацию можно решить вопрос. В это время многие читали книги про осознанность, сейчас самое время ее проявить.
Послабления в регионах влияют на рекламу
Наметилась положительная динамика в некоторых российских регионах, где сняли частично ограничения. Например, в Самарской области открылись парки, могут работать магазины с отдельным входом. И конечно же, в таком случае нужно обязательно продемонстрировать, что вы уже начали работать. Сообщите об этом в сообществе и поднимите рекламную запись на своих подписчиков. Ведь в последнее время люди начали избегать новости о короновирусе и могут даже не знать, что жизнь налаживается.
Подытожим, коронавирус – главная тема последних месяцев. Пандемия меняет наше информационное пространство, из-за нее бизнесу приходится менять рекламную стратегию. Но на фоне всеобщей обеспокоенности проглядываются и положительные тенденции. Тренды на объединение, примирение конкурентов в общем деле, а также смена ценностей.
А как вы считаете, есть ли перспектива у этих тенденций?
Все о продвижении бизнеса через социальные сети в нашем блоге Тесла Таргет.