Инстаграм*- точка или запятая? Как блогерам не залететь на штраф за отсутствие маркировки рекламы в интернете

Инстаграм*- точка или запятая? Как блогерам не залететь на штраф за отсутствие маркировки рекламы в интернете

Привет, друзья!

Я - Павел Патрикеев, сооснователь юридического сервиса для предпринимателей в сфере IT и электронной коммерции «Патрикеев и партнеры» расскажу о новом законопроекте, внесенном на рассмотрение в Госдуму, и о том, чего от него ждать блогерам.

Немного перемотаем назад

Итак, что же происходит с рекламой в течение последних 2 лет? Здесь все более или менее прозрачно и понятно – с 01.09.2022 для всех, размещающих рекламу в своих социальных сетях и на просторах интернета, введена обязательная маркировка. Спустя год были определены штрафные санкции для нарушителей – в зависимости от их юридического статуса штраф может доходить до 500 000 рублей.

Отвечать за порядок в этом сегменте назначены ФАС (Федеральная антимонопольная служба) и Роскомнадзор. Первая определяет, что именно считать рекламой, и отслеживает наличие специальной отметки, а также собирает сведения о рекламодателе. Вторая ответственна за присваиваемый рекламному объявлению токен и осуществляет контроль за ведением отчетности.

В целом блогеры перестроились на новый порядок на рынке интернет-рекламы за исключением тех, кто продолжает вести свою деятельность в Инстаграм*. С марта 2022 года на территории России он заблокирован, так как компания, коей принадлежит площадка, признан экстремистской организации. В воздухе повис вопрос «Как быть?».

Маркировать или нет – метания на просторах соцсети

С принятием закона об обязательной маркировке рекламы блогеры встали перед дилеммой - проставлять маркер или нет. Одни утверждали, что площадка заблокирована и не имеет смысла работать на ней с учетом закона «О рекламе». Другие строго придерживались новых норм.

Сумятицу вносили и официальные структуры. К примеру, от ФАС поступала информация примерно такого характера «доступ к Инстаграму на территории страны ограничен и распространение на него закона не представляется возможным». Роскомнадзор же высказывал прямо противоположное мнение – маркировать нужно, так как в противном случае заблокированная площадка и все, кто на ней работают, получают конкурентное преимущество перед другими интернет-ресурсами.

И лишь в конце 2023 года оформилась четкая позиция всех государственных органов. Ее озвучил в официальном письме Максим Шаскольский (руководитель ФАС). Он указал, что в вопросах исполнения закона «О рекламе» необходимо опираться на мнение Роскомнадзора, в компетенцию которого входит контроль за соблюдением норм.

Есть ли уже за прошедшие месяцы кейсы применения штрафных санкций? Да, но публичное обнародование информации о них полностью лежит на плечах блогеров. Они могут не делиться со своей аудиторией сведениями о штрафе и, видимо, предпочитают воспользоваться этим правом – только один блогер Варя Веденеева открыто рассказала, что ей прилетел штраф за отсутствие маркировки рекламы в выложенном в Инстаграме посте.

Самое интересное, что девушка получила штраф за пост, написанный в сентябре 2023 года, то есть за несколько месяцев до того, как появилась четкая позиция относительно маркировки на заблокированной площадке. А значит проверки могут коснуться рекламы, выложенной как минимум год назад. Насколько глубоко будут копать в дальнейшем, пока неизвестно.

Опять двадцать пять!

Казалось бы, ситуация нормализовалась и бизнес в интернете четко понял, в какую сторону двигаться. И тут первая новость – в прошлом месяце на рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, в котором содержатся поправки к 2 уже действующим законам:

  • «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • «О рекламе».

Если не вдаваться в подробности, то его содержание сводится к полному запрету на размещение рекламы у организаций, имеющих статус экстремистских. Напомню – к таким как раз относится Инстаграм*. И тут блогеры и рекламные агентства впали в панику. Если законопроект будет принят, то пока суд да дело, вопросов окажется больше, чем ответов.

И в первую очередь – предусматриваются ли исключения по видам рекламы на площадке Если нет, то любой блогер, размещающий ее, будет напрямую нарушать закон, а это уже полностью лишит возможности вести свой бизнес и подтолкнет к поиску новых площадок.

Сами депутаты, проявившие инициативу с внесением законопроекта, объясняют, что он направлен на ограничение заработка лиц, признанных иноагентами, и никак не отразится на субъектах предпринимательской и иных видах деятельности. Так ли это? Пока делать выводы рано.

И буквально следом обухом по голове нагнала очередная новость – блогеров планируется внести в реестр. Пока не всех, а только тех, чья аудитория за сутки превышает 10 000 человек. Новостью «обрадовал» Роскомнадзор, дав некоторые пояснения:

  • владельцы аккаунтов обязаны самостоятельно направлять контактные данные в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • рекламодатели не смогут размещать рекламу и информацию о приеме донатов у блогеров, не внесенных в реестр.

Инициатива, в том числе призвана искоренить регистрацию аккаунтов на анонимных пользователей, использующих «серые» сим-карты, но механизм ее действия пока никому не ясен. Роскомнадзор не объяснил, каким образом будет собирать данные об аккаунтах, так как их число по некоторым подсчетам подбирается к миллиону. Под вопросом остается и сам маркер, указывающий блогеру о необходимости внесения данных в реестр. Что это будет – количество подписчиков, просмотров публикаций или нечто иное? Пока никаких разъяснений не поступило.

Делаем правильные выводы

Номер раз - очевидно, что государство серьезно взялось за рынок интернет-рекламы и на описанных выше законодательных инициативах не остановится.

Номер два — значит блогерам и всем заинтересованным лицам стоит более внимательно следить за обновлениями в законодательстве и неукоснительно выполнять все нормы.

Номер три - не стоит надеяться, что вас не заметят и пронесет! Такой подход уже давно полностью дискредитировал себя и стал причиной громких кейсов, о которых не знает сегодня только ленивый.

Поэтому пока продолжаем маркировать рекламу вне зависимости от площадки, на которой она выходит. А я со своей стороны всегда помогу вам в грамотном решении ситуации, в которой вы уже оказались, и дам рекомендации, как не попасть в нее, если есть сомнения в правильности выбранной стратегии. Первая консультация бесплатна.

Продолжаю отслеживать темы изменения в законопроекте о запрете рекламы в Инстаграм* и инициативы Роскомнадзора и обязательно поделюсь с вами новостями.

* Инстаграм - запрещенная в РФ социальная сеть, принадлежащая компании, признанной на территории нашей страны экстремистской.

1717
22
11 комментариев

Мы тупо все маркируем

1
Ответить

Мы тоже))

1
Ответить

Речь о рекламных интеграциях? Странно, что вообще есть какие-то разночтения, вроде любая реклама должна маркироваться.

1
Ответить

некоторых вводит в заблуждение, что если сама площадка запрещена, а значит и на нее не распространяется требование

1
Ответить

Одно неловкое движение - и опять штраф(

1
Ответить

А по итогу лучше маркировать, или можно не маркировать?)

1
Ответить

маркировать)

Ответить