Вирусные заголовки или почему кликбейт это зло
Засиживаясь в интернете, либо на любых новостных порталах часто можно встретить яркие и красочные заголовки в духе «Чтобы похудеть нужно всего лишь…» с фоткой незабвенной Малышевой, или что еще похуже.
Данное явление имеет давно устоявшееся название – «Кликбейт». Суть его проста – заманить пользователя громким заголовком, заставить перейти через пару-тройку ссылок и только в конце концов узнать, что за громким заголовком скрывается совершенно посредственная новость, в духе «Хочешь похудеть – меньше ешь и правильно питайся»
Собственно, яркие и тупые примеры русского и беспощадного кликбейта:
Написать в заголовке можно все что угодно, и чем бредовее заголовок, тем больше шансов, что на него нажмут. Логика и мораль тут не действуют абсолютно. Людям зачастую нравится все безумное и нелогичное, пример тому – наша современная эстрада. Хотите треша – получите Бузову.
Как правило кликбейт используется в целях вирусной рекламы, но достаточно редко и довольно профессионально, либо же юными стажерами smm-щиками, которые стараются переплюнуть друг друга в плане абсурдности и завирусованности. Порой, конечно, им это удается, но зачастую мы видим подобное:
Естественно, нормальные медиа/digital/smm агентства себе такой глупости не позволяют, и подобные вывихи мозга не публикуют, и сотрудникам запрещают, стараясь направить их на путь креативной рекламы, а не дешевого ширпотреба.
Кликбейт как явление начал свое шествие по медиа - пространству еще в очень давние времена, когда не существовало интернета, а главным информационным полем были газеты и журналы. Там редакторы вели свои новостные колонки и материал должен был подогревать читателя, не оставляя его равнодушным, ведь чем интереснее заголовок, тем больше был спрос на издание. Было четкое соотношение красивого заголовка и интересной фотографии к материалу статьи.
Со временем начали появляться журналы, где были цветные фотографии, а к ним можно было смело придумать красивое и интригующее название. Но в то время распространение информации не имело таких обширных возможностей по сравнению с интернетом, поэтому к читателям относились более уважительно и не старались нести оголтелую чушь, а максимально уравнивать заголовок с содержанием.
Как развивался бизнес, так и развивалась и реклама. И она дала большой старт развитию кликбейта. Как на радио, так и в телевизоре, в газетах, журналах необходимо создать материал с интересным заголовком, манящим предисловием, чтобы у читателя был интерес вчитаться и погрузиться в материал. Появилась терминология “продающий заголовок”.
Признаки кликбейта
- Не соответствующие действительности заголовки, несущие двоякий смысл или вовсе не отражающие суть материала.
- Хитрое вранье, ложь, обман посетителя.
- Использование шок - контента (фото, видео, аудио), задачей которого является увеличить переходы на сайт или просмотр конкретного материала.
- Побуждение человека быть первым, самым успешным, лидером за счет минимальных действий.
- Побуждению к азарту, выгоде, жадности - то есть по сути игра на самых низменных человеческих желаниях.
- Пробуждение к различным человеческим чувствам - жалости, соболезнования, злости, агрессии
- Информация, не несущая абсолютно никакой смысловой нагрузки.
- Контент связанный с известными медиа личностями, компаниями, событиями, которые имеют популярность.
- Контент связанные с болезнями и их лечением.
- Контент связанный с авто и воздушными катастрофами, природными явлениями, массовой гибелью людей или убытками государства за счет разрушений.
Примеры заголовков кликбейта.
- Вы такого никогда не видели, 5 самых шокирующих мест на планете
- 5 шокирующих причин, почему Вам нужно это купить
- Шокирующие последствия авиакатастрофы… (шок, секрет, социальные проблемы, сопереживание)
- Актер не удержался и сделал…
- 100% способ получить
- Событие века, ученные создали новый революционный…
- Ты этого никогда не видел…
- Не упусти шанс получить выгоду миллион рублей…
- Посмотри, ужас, что он сделал…
- Самая большая в мире пицца размером со стадион.
- Наводнение унесло половину населения
Проблемы кликбейта.
Главные проблема кликбейта – это:
- Неоправданные для пользоватля ожидания, связанные с переходами по ссылкам на другие ресурсы. Заголовок вызывает интерес, картинка красивая, но при переходе по ссылке, материал зачастую оказывается неоправданным.
- Недостаток информации, где содержание не раскрывает сути заголовка материала.
- Ресурсы размещающие некачественную или шокирующую пользователя рекламу с некачественным материалом.
- На ресурсах или рекламных площадках, где предоставляемая информация не ценится может начаться загрузка файлов, как в телефон, так и на переносимые устройства или показываться реклама, содержащая другой некачественный материал, рекламу, насилие, порнографию, азартные игры.
Ну и как итог – будьте умными и не кликайте на неадекватную и заведомо ложную рекламу.