Чтобы успешно запускать чужие стартапы, мы запускаем свои: уникальный пример X Studio
Привет! Обычно в этом блоге мы делимся полезными знаниями из области разработки и маркетинга, но в этот раз будет более личная и масштабная история. Ксения Положенцева, СЕО X Studio, расскажет о том, как вообще наша студия образовалась и какой секретный подход принес нам лучшие бизнес-результаты. Передаем ей слово!
Почему я решила рассказать историю появления X Studio, которая тесно связана с моей личной историей? Потому что обычно компании хвастаются чередой побед, но мало кто признается в своих ошибках.
Я же хочу показать, что ошибки тоже случаются, у всех предпринимателей бывают сложные периоды. Но при этом не существует нерешаемых ситуаций. Из провалов и неудач мы приобретаем ценный опыт — и возможно, мой случай поможет кому-то или просто поддержит в трудный период.
С чего все началось
К началу 2021 года я уже более двух лет была руководителем проектов по разработке сайтов в маркетинговом агентстве. Я работала в найме, и как у специалиста, у меня не было собственного сайта, команды и личных кейсов. Но зато был накопленный опыт и экспертиза, а также твердая уверенность, что я готова уйти в свободное плавание.
Тут как раз подвернулся случай — я узнала, что один мой знакомый хочет разработать мобильное приложение. Я предложила сделать приложение на Bubble, так как это хороший вариант для теста бизнес-гипотезы, позволяющий сэкономить бюджет и быстро воплотить идею в жизнь. Знакомый согласился, и я начала готовиться к своему первому собственному проекту.
Еще примерно месяц заняла передача дел в агентстве, чтобы не подставлять коллег. Когда же все дела были завершены, я с чистой совестью уволилась, открыла ИП и с головой погрузилась в работу. У меня не было опыта работы с no-code, и я еще не занималась разработкой мобильных приложений, но я знала, где мне найти нужных исполнителей и как организовать работу, чтобы выполнить проект. Во всякому случае, я думала, что знаю.
Как сделать проект себе в убыток: эпичный факап, который многому меня научил
Если на этом моменте вам стало казаться, что это будет история успешного успеха, поспешу вас разуверить. Первый проект оказался для меня неудачным. Я плохо оценила ресурсы и сроки и из-за этого сильно вышла за рамки бюджета.
Но это была только моя проблема, а не проблема клиента, который мне доверился. Поэтому проект был все равно завершен, и заказчик остался полностью доволен результатом, так и не узнав, что для меня он вышел убыточным, с маржой минус 100%.
Но зато это был ценный опыт, из которого я вынесла два вывода, легших в основу концепции X Studio:
- оценка ресурсов невероятно важна и для клиента, и для исполнителя;
- главное — чтобы клиент был доволен, его интересами жертвовать нельзя.
Чтобы больше не допускать недооценку ресурсов, я наняла в команду профессионалов, имеющих ту техническую экспертизу, которой не было у меня. И больше я на эти грабли не наступала.
В итоге, несмотря на убыточность, в репутационном смысле кейс с разработкой мобильного приложения получился успешным. Ко мне стали обращаться новые клиенты, и работа в X Studio закипела.
Но через год подкрался февраль 2022.
Кризис февраля 2022: страх и крах компании
Всего лишь через год после старта моей предпринимательской деятельности началась СВО. Как и у многих других студий, все наши проекты были заморожены — клиентов пугала возникшая неопределенность, и никто не хотел в таких условиях тратить деньги на разработку. Для студии начался тяжелый период.
Конечно, февраль 2022 стал стрессом не только для бизнеса, но и для меня лично. Первые 3 месяца с начала СВО были самые сложные — я чувствовала себя абсолютно бессильной в этой ситуации. Было очень страшно и больно. Мне пришлось уехать из Москвы в свой родной город в Челябинской области с населением 12000 человек, потому что у меня просто закончились деньги.
Шло время, и я стала постепенно восстанавливаться. Поначалу были мысли вернуться в найм, стать обычным сотрудником. И я даже попробовала найти работу, но в компании, которые мне были интересны, меня не взяли 🙂
Тогда я поняла, что единственный выход — возрождать студию. Поэтому вернувшись на малую родину, я стала кирпичик за кирпичиком строить свой бизнес с самого начала.
Возрождение X Studio: новый подход, который принес успех
На рынке много digital-студий, и чтобы успешно конкурировать в этой нише, нужно давать клиентам то, чего они не найдут у других. Свою уникальность мы нашли в том, что не просто выполняем задачи, а стараемся делиться своей экспертизой.
Я сама — предприниматель. Помимо X Studio у меня есть и другие проекты, в которых я участвую в качестве сооснователя или на уровне партнера. Поэтому я отлично понимаю, с какими сложностями, сомнениями и ограничениями сталкиваются другие предприниматели — клиенты нашей студии.
Опираясь на свой опыт, я всегда стараюсь смотреть на задачи не глазами исполнителя, который просто хочет получить деньги за работу, а глазами другого предпринимателя, который стремится решить задачи бизнеса. И такой подход к проектам я внедрила на уровне всей команды.
Проявляется он в следующем.
Мы всегда глубоко погружаемся в клиентский проект и стараемся превзойти ожидания. Не смотрим узко на задачи, а воспринимаем их в контексте всего бизнеса. Иногда даже отговариваем клиентов от некоторых идей, если видим, что их реализация сомнительна с точки зрения эффективности. Хотя на реализации этих идей мы могли бы хорошо заработать.
Приведу несколько примеров, как это выглядит на практике.
Корректная оценка проекта поможет избежать рисков
В начале статьи я рассказывала о своем первом клиенте, когда не смогла верно оценить ресурсы на разработку, в результате чего вышла в убыток. Неверная оценка — это самая частая «грабля», на которую наступают предприниматели.
Недавно к нам обратился клиент за разработкой онлайн-платформы на грантовые деньги. Во время обсуждения мы подсветили вопрос о том, что при выбранном стеке технологий у заказчика впоследствии не получится подготовить необходимую отчетность по гранту. Чтобы разобраться в вопросе, мы привлекли команду юристов, которые проконсультировали нас и помогли клиенту избежать серьезных рисков, о которых он даже не подозревал.
Откровенно говоря, эти риски не лежали в зоне нашей ответственности, но я, исходя из своего предпринимательского опыта, увидела их и донесла до заказчика, за что он был благодарен.
Еще один пример на собственном опыте — почему на MVP не нужно тратить много ресурсов
Чтобы собрать обратную связь с рынка, не стоит сразу доводить продукт до идеала. Начинать надо с чего-то простого, что сразу решает главную задачу бизнеса и клиента/пользователя.
Например, для X Studio мы не стали сразу делать многостраничный сайт. Для старта хватило обычного лендинга, который приносил нам клиентов целых 2 года. И только в прошлом году мы сделали редизайн и многостаночник, когда в этом появилась потребность.
Когда к нам пришел очередной клиент с идеей запустить полноценный автоматизированный маркетплейс экотоваров, у него были для этого деньги и все необходимые ресурсы. Но мы, опираясь на свой опыт, предложили для старта более бюджетный вариант. Вместо сложного сервиса мы разработали интернет-магазин на конструкторе и отдельную посадочную страницу для селлеров.
С селлерами работали в ручном режиме — сами добавляли карточки товаров в наш каталог, сами передавали информацию о заказах. Такой подход помог в короткие сроки протестировать бизнес-модель и спрос. Клиент получил практически мгновенную обратную связь от рынка и уже мог принимать решение о запуске полноценного маркетплейса, опираясь на конкретные цифры.
Кстати, у этого подхода даже есть название: «Do things that don't scale». Это концепция, предложенная Полом Грэмом — сооснователем и бывшим главой стартап-инкубатора Y Combinator. Подход используем не только мы — сервис Яндекс Аренда в свое время делал примерно так же
Какие результаты приносит наш подход к работе?
X Studio — исполнители, которые хотят, чтобы проекты клиентов приносили им много денег. Для этого мы готовы вкладывать свои собственные ресурсы в совместные проекты, делиться экспертизой и помогать на всех этапах.
Мы за стратегию win-win, и клиенты ценят это. Поэтому обычно у нас выстраиваются долгосрочные отношения — заказчики сотрудничают с нами годами, поручают нам свои новые проекты и идеи, советуют знакомым.
Все эти достижения отражаются в цифрах:
- 3,5 года подряд мы ежегодно растем в 2 раза, несмотря на сложности;
- мы начинали с простых задач с бюджетом 300 тыс., а теперь клиенты доверяют нам большие проекты стоимостью от 2 млн. и выше;
- мы научились работать в долгосрок — у нас есть клиент, который появился одним из первых и уже больше 3 лет регулярно приходит к нам за услугами;
- мы выстраиваем крепкие отношения — для некоторых клиентов мы являемся держателями пакетов их акций, которые получили за достижение KPI.
Для нас этот подход — единственно верный в нашей отрасли. Я уверена, что благодаря ему X Studio продолжит расти и со временем превратится во что-то большее, чем просто digital-студия.
Надеюсь, мой опыт будет полезен и другим предпринимателям, сталкивающимися с теми же трудностями и испытаниями, что прошли мы, и ищущих единомышленников, с которыми им по пути.