Запитчить Андрея Дороничева на покупку кошки: 5 причин, почему обучение презентациям надо вводить в школьную программу
У нас есть котэ. Русская голубая. Зовут София. Вся семья её обожает, но хозяйкой считается дочь. Это она три года назад убедила нас крутой презентацией. Тут детей с младшей школы учат питчить.⠀
Дело было так. Приходит 9-ти летний ребенок с ноутбуком и говорит: «Пап, у меня презентация. Можешь подключить комп к экрану?» Я немного оторопел. Откуда она вообще знает, что такое слайды? И тут дочь достает бумажку и зачитывает целую речь.⠀
Речь строилась по принципам пирамиды Минто. Информация доносится по иерархии, сверху вниз. Начинаете с главной идеи. Потом поддерживающие аргументы. Дальше — детали и примеры.
Тренды образования меняются на мировом уровне. Появляются новые подходы к обучению и внедряются новые предметы. Доклады и презентации всегда были частью школьной программы, но с появлением проектной деятельности от школьников требуется грамотное знание навыков презентации, которое не всегда могут дать учителя и родители.
Сегодня навыки презентации важны не только для продажи стартапа или представления проекта инвесторам, но и для бытовых ситуаций. Навык грамотного питчинга идей, структурирования контента и подачи материала помогает не просто хорошо выступать перед аудиторией, но и развивать креативное и логическое мышление.
В агентстве Art of Viz мы занимаемся развитием культуры презентации в России. И у нас возник вопрос: будет ли школьнику интересен и полезен курс по подготовке презентаций?
Важно: не стоит забывать, что презентации являются частью школьной программы. Другое дело, что никто не объясняет, в чем истинная ценность данного навыка и как грамотно подойти к его изучению. Поэтому презентации становятся головной болью родителей и школьников.
5 крутых навыков, которые можно развить, работая над презентацией
В зарубежной практике предмет Presentation Skills часто вводят в школьную программу. И на наш взгляд это верное решение, добавляющее в копилку каждого ученика полезный и практический опыт, который можно получить в школе.
Не стоит думать о презентации как только о дизайне слайдов. Это комплекс из нескольких взаимосвязанных умений:
Эти навыки понадобятся школьнику не только для защиты проектов и докладов, но и разовьют те качества, которые будут помогать ему быть успешным в любой дисциплине. Он научится структурировано отстаивать свое мнение, презентовать себя, делиться идеями и не бояться отвечать на вопросы.
При этом учащийся станет увереннее в себе и сможет раскрыться, не прячась за спины одноклассников.
Формулирование идеи и постановка задачи
Все начинается с идеи. Любая презентация — это мысль, правильно сформулированная и положенная на слайды.
Это первый шаг, который необходимо сделать в процессе работы над презентацией. Идея — то, чем живет любое выступление, благодаря ней ты можешь грамотно поставить цель и задачи.
Сформулировать цель помогает принцип S.M.A.R.T., подробнее о нем можно прочитать тут.
В школе все чаще говорят о том, как важно не бояться отвечать на вопросы и участвовать в дискуссии. Но редко останавливаются на самом важном:
- Каждая идея несет ценность. В процессе обсуждения идей происходит полное погружение в тему и усвоение материала
- Очень важно правильно формулировать мысли, делиться идеями и превращать их в решения, параллельно узнавая новое
Если школьник будет уверен, что его мысль будет услышана и понята, он не станет бояться участвовать в дискуссии. Учащийся будет знать, что с его мнением и позицией считаются, что станет мотивацией к лучшему изучению предмета и поможет легче усваивать материал.
Навык грамотного pitch-инга
Надо помнить, что даже самая классная идея и четко сформулированная цель — ничто без правильно выстроенного обоснования. Здесь приходит на помощь структурный подход, о котором также редко говорят в стенах школы.
Дочь Андрея Дороничева использовала в своем питче идеально подходящий инструмент — принцип пирамиды Минто. Он основан на построении «пирамиды» контента. Сначала следует кратко, но емко изложить всю суть — контекст, проблему и решение, которое ты предлагаешь. Затем рассказать про эти элементы с большей детализацией.
Еще одним классным подходом является презнтация по схеме Elevator Pitch - упаковка всех своих мыслей о проекте в структурированную, лаконичную и убеждающую минуту выступления. Здесь главное - установить контакт со слушателями и использовать эмоциональные образы и метафоры, чтобы выступление запомнилось.
Структурный подход помогает не только во время выступления, но и при решении любой задачи в рамках школьных предметов или дома. Школьник учится отставивать свои идеи не сумбурно, а с помощью заранее проработанного плана.
Работа с дизайном
В настоящий момент в общеобразовательных школах редко делают акцент на развитии навыков дизайна и визуализации. Предметы по типу ИЗО и информатики далеки от реальности в контексте публичных выступлений.
Подготовка презентаций помогает развить креативное и абстрактное мышление - понимание, как просто рассказать о сложных вещах, подкрепляя их яркими и запоминающимися образами.
Тренд на визуальную культуру как никогда актуален, и умение формулировать свои идеи в виде увлекательной истории и визуализировать её с помощью метафор и образов поможет выгодно выделяться в любой деятельности.
Работа в команде
Подготовка презентации состоит из комплекса задач, которые гораздо проще успешно выполнить при слаженной командной работе.
Для успешной работы в команде без ссор и противоречий нужно помнить о нескольких вещах:
- Ставь четкую цель и объясняй ее всем участникам команды
- Ставь объективные дедлайны и следи за их выполнением
- Четко распределяй задачи и помогай их достигать, если возникают трудности
- Слушай мнение каждого - это поможет взглянуть на проблему с разных сторон и найти креативное решение
- Ошибки - способ развития команды
Про некоторые инструменты для эффективной работы в команде рассказали в прошлой статье.
Любой ученик в будущем столкнется с необходимостью работы в команде. Такой опыт позволит чувствовать себя комфортно в коллективе и не пытаться сделать всю работу самостоятельно, а добиваться успеха сообща.
Навык выступления перед публикой
Финальной стадией подготовки презентации является проработка и репетиция своего выступления.
После разработки контента и дизайна очень важно не остановиться на достигнутом. Как бы хорошо ты ни понимал материал, необходимо создать сценарий своего выступления, подготовить речь и настроить себя на взаимодействие с аудиторией.
Развитию навыков публичного выступления можно было бы посвятить отдельную статью, так как это это умение является действительно необходимым. Для того, чтобы понять, как развивать этот навык и выявить свои слабые и сильные стороны, мы предлагаем тебе присоединиться к бесплатному тренингу от контента до выступления.
Самое главное для ученика - преодолеть барьер боязни публичных выступлений. Умение чувствовать себя комфортно перед любой аудиторией поможет делиться крутыми идеями, мотивируя и вдохновляя слушателей.
В настоящий момент некоторые школы переходят на наиболее прогрессивные подходы к образованию - внедряют проектную деятельность, в рамках которой ученики имеют возможность развивать навыки презентации.
Вот как на данный вопрос смотрит заместитель директора по организации образовательной среды Новой школы:
В этом вопросе мы работаем средой. Стараемся создать условия, при которых у ребят естественным образом возникает обязанность что-то защищать и обосновывать. Например, собственный учебный план на 10-11 класс, план недельной стажировки (по месту предполагаемой работы) с последующей защитой результатов, тему проектной годовой работы, сценарий и идея спектакля на театральном фестивале (с последующим питчингом), идею для деловой бизнес-игры (тоже с питчингом) и прочее.
Школьная программа все стремительнее адаптируется под нужды сегодняшних реалий. Больше не стоит вопрос исключительно общего образования, ученикам дают новые знания, которые пригодятся, в первую очередь, в жизни.
Мы верим, что навык презентации поможет развить необходимые качества ученика, которые будут помогать ему справляться с повседневными и рабочими задачами.
Поделись в комментариях, обучают ли в твоей школе (в школе твоих детей) навыкам презентации и работе в проектах?