Контрагент — кто это и какую роль он играет в бизнесе?

Контрагент — это сторона, с которой компания вступает в деловые отношения для выполнения договорных обязательств. Контрагентом может быть как юрлицо, так и физическое, с которым заключаются договоры для выполнения определенных задач. Сам термин используется в различных областях, от коммерческих сделок до государственных закупок и гражданско-правовых отношений.

Роль контрагента в том, чтобы быть партнером по сделке, выполняя свою часть договорных обязательств. Контрагенты — поставщики, подрядчики, заказчики, покупатели и продавцы, — в зависимости от типа сделки и договорённостей.

Какими бывают контрагенты

Виды контрагентов определяются по роли, которую играют в бизнесе:

  • Поставщик — отвечает за поставку товаров или услуг, обязуется выполнять всё в установленные сроки и на оговоренных условиях.
  • Подрядчик — выполняет работы по договору подряда. Чаще всего занимаются выполнением строительных, монтажных и других видов работ.
  • Покупатель или заказчик — получает товар или услугу в обмен на оговоренную сумму. Обязанность покупателя заключается в своевременной оплате и приёме продукции.
  • Агент или представитель — действует в интересах другой стороны, помогая продвигать и заключать сделки. Этот тип часто встречается в сфере продаж и маркетинга.
  • Клиент — это физическое или юридическое лицо, которое покупает товары или услуги для личного или коммерческого использования. Работа с клиентом строится на принципах предоставления качественного сервиса и лояльности.

Обязательства контрагента

Обязанности определяются условиями договора и регулируются гражданским законодательством. В договоре указываются права и обязанности обеих сторон, сроки выполнения, а также условия оплаты. Стандартные обязанности контрагента:

  • Выполнение условий договора. Партнёр обязан следовать условиям, оговоренным в контракте: поставлять товар или услуги в срок, соблюдать качество и стандарты, оказывать сопутствующие описанные услуги.
  • Соблюдение юридических и финансовых обязательств. Контрагент должен правильно оформлять финансовые и юридические документы, в установленные сроки передавать их другой стороне.
  • Нести ответственность. Агент должен соблюдать договорённости, а при нарушении нести предусмотренную в договоре ответственность.
  • Гарантии и исправление недостатков. В зависимости от типа услуги или товара, должен предоставлять гарантию или работы по исправлению брака и недостатков.

Зачем проверять контрагента

Проверка контрагента поможет избежать рисков и проблем в будущем. Причины, по которым стоит внимательно подойти к выбору делового партнёра:

  • Защита от мошенничества и недобросовестных действий. Проверка поможет убедиться, что контрагент работает легально и не использует мошеннические схемы.
  • Устойчивость бизнес-отношений. Надёжный агент способствует долгосрочным деловым связям и минимизирует риск срывов поставок, задержек платежей и других проблем.
  • Снижение финансовых и правовых рисков. Если контрагент не выполнит свои обязательства, для вас это станет финансовыми потерями и, вероятно, судебным разбирательством, на которое уйдут силы и время. Чтобы избежать подобного, тщательно проверяйте партнёра на добросовестность.
  • Соблюдение нормативных требований. Проверка контрагентов особенно важна для тех, кто работает в сфере государственных контрактов и закупок. Здесь требований к агентам больше и они строже, а цена ошибки выше.

Как проверить надежность контрагента?

Перед заключением сделки важно убедиться в надежности контрагента, так как это влияет на успех сделки и выполнение обязательств. Для этого сперва проверьте агента:

  • Юридическая проверка. Включает проверку юридической документации контрагента: свидетельства о регистрации, ИНН, устава, информация о руководителе и учредителях. Также важно проверить, нет ли у контрагента задолженностей, судебных исков или проблем с регистрацией.
  • Финансовая проверка. Проверка финансового состояния помогает оценить, насколько стабильно положение и сможет ли он выполнять обязательства. Запросите данные о финансовых отчетах, уставном капитале, истории платежей и кредитах.
  • Проверка на добросовестность. Изучите отзывы других клиентов и партнёров, кейсы и истории о работе с крупными компаниями. Узнайте у знакомых об опыте работы с агентом.
  • Налоговая и бухгалтерская отчетность. Важно, чтобы контрагент правильно сдавал налоговую и бухгалтерскую отчетность и не затягивал с ней. Это подтверждение надёжности и профессионализма. Проверить можно при помощи открытых источников и специальных сервисов. Например, Ресурс БФО — сервис для изучения предоставляемой бухгалтерской и налоговой отчётности.
  • Проверка через базы данных. В России есть базы данных контрагентов, например, реестры налоговой службы или сайты с информацией о судебных разбирательствах. В них вы найдёте важную информацию о компании, проверите наличие лицензий и уставных документов.

Договорные отношения с контрагентом: что важно учесть

Заключая договор с контрагентом, уделите внимание:

  • Условиям оказания услуг. Укажите точные сроки, требования к качеству и стандарты для продукции или услуг, которые должны быть выполнены контрагентом.
  • Порядку оплаты. Уточните способы и сроки оплаты, а также возможные штрафы или пени за несвоевременные платежи или нарушение условий договора.
  • Зонам ответственности и гарантии. Определите ответственность сторон за невыполнение обязательств. Это поможет защитить компанию от финансовых потерь в случае срыва сделки.
  • Форс-мажорным обстоятельствам. Оговорите условия, при которых обязательства сторон будут приостановлены или изменены в случае возникновения форс-мажоров.
  • Разрешению споров. Пропишите порядок разрешения конфликтов и споров, возникающих в ходе работ по договору. Например, арбитражные суды или третейские разбирательства.

Какие риски связаны с работой с контрагентами

Итак, сотрудничество с контрагентами сопряжено с рисками. Например:

  • Партнёр окажется неплатежеспособным, что приведет к финансовым потерям.
  • Ошибки в оформлении договоров или документов приведут к судебным искам или санкциям.
  • Агент окажется ненадёжным и это привёдет к снижению репутации вашей компании и снижении лояльности клиентов.
  • Будут нарушены сроки или выполнены не в надлежащем качестве, что сорвёт последующую работу или затруднит её выполнение.

Чтобы снизить эти риски, важно не только тщательно проверять контрагента перед началом сотрудничества, но и периодически отслеживать его состояние на протяжении работы. Регулярно контактируйте, узнавайте о состоянии работ и проверяйте их, по необходимости вносите изменения и давайте комментарии. Избавиться от рисков полностью невозможно, но можно обезопасить себя от них.

Заключение

Контрагент — это партнёр, который помогает достигать поставленных целей: производить товары, поставлять их или продавать. Если решили обратиться к агентам, тщательно проверьте их работу, добросовестность и легальность. Изучите отзывы, обратитесь за советом к действующим партнёрам, изучите документацию компании и информацию о ней — это обезопасит вас от лишних потерь.

Нужно продвинуть бизнес, увеличить трафик на сайт и продажи с него? Мы — digital-агентство полного цикла. 10 лет в маркетинге и IT, выполнили более 500 проектов и знаем, как вывести компанию на новый уровень. Свяжитесь с нами, проведём бесплатную консультацию!

11
Начать дискуссию