PR и маркетинг: одна игра, разные правила.
Верно ли утверждение: пианино это часть скрипки, потому что оба - музыкальные инструменты? Правильный ответ - неверно.
Однажды зимой, в час небывалого в январском Петербурге благостного настроения, мне встретилось определение Public Relations, от которого глаза налились кровью, на шее вспухла вена, вследствие чего была рождена данная заметка.
Организацию, которая выдала этот перл, именуют, ни много ни мало - крупнейшей образовательной платформой в России (осподи, помилуй).
Предлагаю раз и навсегда разобраться в вопросе. И если где-то вас начнут обучать иному, бегите оттуда, чтобы ваши знания не превратились в липкую кашу невежества.
Почему возникает путаница
PR-специалисты начала XX века, такие как Эдвард Бернейс, часто занимались и продвижением товаров, и формированием общественного мнения. С тех пор PR несправедливо застрял в тени маркетинга.
С развитием коммуникаций (особенно в послевоенные годы) PR выделился в отдельную область, но исторический шлейф смешивания функций остался.
В эпоху интернета и социальных сетей разница стала еще менее очевидной из-за использования общих каналов коммуникации и digital-инструментов. В контент-маркетинге PR и маркетинг тесно взаимодействуют при создании контента.
В малом и среднем бизнесе часто отсутствует четкое разграничение функций. Один человек может отвечать за всё: рекламу, PR, ведение соцсетей и стратегию продвижения. Это приводит к смешиванию понятий и прогрессирующему неврозу у исполнителя задач.
Ключевые различия между PR и маркетингом
В отличие от маркетинга, который фокусируется на отношениях с Клиентами с целью продаж, PR фокусируется на отношениях с различными заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) с целью формирования репутации и доверия.
Пример измеримых результатов в маркетинге: посещаемость, конверсии, продажи, прибыль, доля рынка, ROI и тд.
Измеримые результаты в пиар: узнаваемость бренда, тональность публикаций в СМИ, охваты, уровень доверия, вовлеченность в социальных сетях и др.
Маркетинг продает здесь и сейчас, а PR закладывает кирпичики доверия для того, чтобы ваш бизнес не треснул при "первом же шухере". PR создает репутацию, которая используется маркетингом.
Что в итоге
Успех маркетинга измеряется прибылью, поскольку его цель - продажи.
Успех PR измеряется восприятием общественности, поскольку его цель - формирование положительного имиджа компании или клиента.
Например, Apple запускает рекламную кампанию нового iPhone - это маркетинг. Когда они публично заявляют об обязательствах в области экологии или управляют информацией о кризисных ситуациях - это PR. И подходы разные, и цели.
Важно помнить: PR - это про репутацию и доверие. Маркетинг - это про продукт, продажи и, чаще всего, про краткосрочные результаты.
И PR, и маркетинг влияют на формирование имиджа компании, но разными способами: они имеют разные цели, аудитории и инструменты.
Маркетинг формирует имидж через продукт, его характеристики, рекламу и брендинг, а PR — через коммуникации, взаимодействие со СМИ и общественностью, управление репутацией.
Без чёткого разграничения PR и маркетинга ваш бизнес рискует потерять фокус, а их путаница может привести к недооценке силы каждого из направлений.
Вместо этого они должны работать синхронно, дополняя и усиливая друг друга!
Как в вашей компании взаимодействуют PR и маркетинг?
Поделитесь в комментариях.