Почему бумеры, миллениалы и зумеры будут смотреть «Игру в кальмара 2». Разбор маркетолога.
Вы не ждали, но я всё-таки разберу. Меня зовут Анастасия, без пяти минут безработный руководитель отдела маркетинга. Времени появилось много, почему бы и не разобрать.
«Игра в кальмара» (Squid Game) — корейский сериал от Netflix, который в 2021 году внезапно разорвал нашу спокойную жизнь: жестокие детские игры, яркие костюмы, долги по кредитам — прям сказка на ночь для взрослого зрителя. Теперь выходит второй сезон — и кто-то уже открывает кошелёк для новых мерчей, а кто-то, как я, закатывает глаза, потому профдеформация и все приемчики видны, как на ладони.
Давайте посмотрим, как же всё это продают разным возрастным группам: чтобы все дружно купили себе футболки с красными человечками и зелёными спортивными костюмами.
В чём секрет успеха: вирусный взрыв с привкусом безысходности
Прежде чем затевать разговор про теорию поколений, вспомним, откуда вообще такая слава у сериала. Почему он заставляет нас смотреть "еще одну серию и уже точно спать".
- Вирусный эффект. Все сидели в TikTok, а там кто-то вырезал фигурки из сахарной лепёшки (помните советский «петушок на палочке»? Вот это оттуда же). Кто-то пошутил, кто-то сделал пародию — и понеслось.
- Пугающе симпатичная эстетика. Красные костюмы охранников, зелёные треники у несчастных должников, кукла, от которой хочется сменить брюки. Всё это запоминается, вызывает лёгкий нервный тик и непередаваемое ощущение «хочу это сфоткать, пока не слишком страшно».
- Социальная боль. Долги, безработица, кто-то от кого-то сбежал, кто-то кому-то недоплатил — ну разве это не наша общая реальность? Включаешь сериал — и душа радуется: не у меня одного через неделю очередной платеж по ипотеке.
Официально Netflix в один момент заявил, что сериал посмотрели 100 с лишним миллионов зрителей. Всколыхнулся мировой рынок: теперь и леденцы можно штамповать, и костюмчики продавать, и рекламу крутить. Чего не сделать, лишь бы заработать — точнее, «порадовать уважаемых зрителей».
Baby Boomers: хотят чувствовать важность и минимум шума
Baby Boomers (1946–1964). Эти люди видели такое, о чём молодёжь и не мечтала. Кое-кто прошёл через исторические бури, ростки капитализма и очереди «за всем». Смотрят на «Игру в кальмара» и думают: «Ладно, хоть уже не у нас на заводах такое происходит».
Почему бумеры вообще заинтересованы?
Ну, во-первых, тема социального расслоения им понятна: жили же при разных системах. А тут сериал вопит: «Посмотрите, какой ужасный мир!». Бумеры и так знают, что он неидеален. Во-вторых, классическая драма. Неторопливо, понятно, с закрученным сюжетом. Могут и по телевизору показать.
Как их заманивают?
ТВ-реклама, рассказы в вечерних выпусках новостей про «шок-контент», на который подсаживают их внуков. Заодно объясняют, где и как оплатить подписку, чтобы что-то посмотреть. Глубокие статьи с интервью от режиссёра: «Я хотел сказать человечеству, что оно слегка перегнуло палку с кредитами». Бумеры любят, когда всё аккуратно разложено по полочкам, а не эти ваши тиктоки.
Поколение X (1965–1979): хитрый «переходник» между аналоговой и цифровой эпохами
Поколение X росло, когда вся эта глобальная цифровая сеть ещё только зарождалась. Они вам и электронную почту отправят, и кассету в видеомагнитофон вставить помогут. Если вдруг, 26 декабря 2024 года, вам очень надо.
Почему «Игра в кальмара» цепляет их?
Ностальгия по «старым добрым временным». Ведь сериал про детские игры, а взрослые X в душе ещё 12-летние — поиграли бы в «Зарницу», да вроде как уже не по статусу... А тут серийный убийственный квест! Экономические кризисы видели? Видели. Долги неприятны, но знакомы. С сочувствием наблюдают за героями: «Ох, и у меня было похожее в 90-х».
Маркетинг для X — реклама и в интернете, и по радио-телевидению. Поколение X ещё любит «пощупать» информацию из нескольких источников — так надёжнее. Документалку «Как мы снимали детские ужасы» они оценят. Им ближе формат «за кулисами», чем бессмысленные челленджи.
Поколение Y (миллениалы, 1980–1995): уже взрослые дети интернета, но ещё не совсем «взрослые»
Миллениалы, к коим я отношусь, обожают, когда их называют самым непонятным поколением, которое вроде и поработать хочет, и в стартап вписаться, и в мемах посидеть. Для «Игры в кальмара» мы стали главными промоутерами. Почему? Мы любим визуальный контент. Красные костюмы + зелёные спортивки = отличный повод залезть в соцсети, «выставить фоточку» и собрать лайки.
Мы застали кризисы 1991 и 1998, пережили кризисы 2008 и 2020. Видишь человека в беде — сразу понимаешь боль. Эмпатичненько.
Как продать сериал миллениалам? Легко! Запускаем челлендж, выдаём фильтры, показываем бэкстейдж — миллениалы на всё это клюнут. Или делимся историей успеха: «Актёр начинал с нуля — теперь звезда!» Ведь многие миллениалы тоже мечтают о рывке в карьере.
Главное не нагнетать лишней серьезности: миллениалы любят «вроде смешно, но с толикой грусти по будущему».
Поколение Z (зумеры, 1996–2012): быстрый контент и мемы на завтрак
Зумеры — это те, кто выращен на смартфонах и ощущении, что всё в мире можно решить «приложением». Сериал «Игру в кальмара» они восприняли, как очередной челлендж: «А попробую-ка я вырезать эту звезду из сахарной лепёшки и не сломать её».
Почему их зацепило?
Трэш-угар и «жизнь на кону» — это звонко бьёт по нервам, как бы намекая им: «Спорим, ты бы не справился?» Всё превращается в короткие видосы. Зумеры обожают хайп: удалось сделать «соточку»? Снял, выложил, собрал лайки. А мать потом оттирает плиту от сгоревшего сахара.
Рабочие приемы маркетинга
Все те самые вайральные челленджи: «сахарные соты», «двигаться или замереть под музыку». Шуму много, контента — завались. А еще коллаборации со стримерами. Лучше, если стример будет примерять костюм «злого охранника» и разыгрывать призы типа фигурки-зонтика. Но будь готов, что зумерам быстро приедятся эти челленджи: нужна постоянная подпитка новыми заданиями, иначе через неделю забыли — и побежали смотреть что-то другое.
Как еще раздуваем вселенную — мерч, спин-оффы и безудержное веселье
«Игра в кальмара» имеет колоссальные перспективы для расширения — благо люди готовы покупать что угодно, если оно оформлено в розово-зелёной палитре и навевает мысли о борьбе за жизнь.
- Спин-оффы: рассказы про других участников игр. Либо предыстория бомжа, который когда-то почти выиграл.
- Мультфильмы: для смягчения формата — «Игры в кальмара: детский час». Шутка, конечно: детский час там сомнительный. Но кто знает, как пойдёт коммерция.
- Игры, VR-квесты: чтобы зумеры могли оторваться от реальной реальности и покричать, когда гигантская кукла повернёт голову.
Вообще, всё идёт к тому, что раздувать можно бесконечно. Главное — к каждому поколению подойти правильно: бумерам — документалку о тяжёлом детстве героев, зумерам — костюмы для виртуальных аватарок.
Прогноз: будем посмотреть
«Игра в кальмара» получилась настолько громкой, что даже бабушки у подъезда уже сказали: «Да, слышали, что там всех убивают». Уж насколько им это надо, другой вопрос. Но в том-то и прелесть: сериалу удалось сунуться во все щели, завоевать несколько поколений, потому что у каждого поколения — свой интерес.
- Baby Boomers видят социальный подтекст и в новостях слушают, как «вновь родившийся» жанр корейских антиутопий сделал кассу.
- Поколение X идёт по проверенному пути: «Посмотрю в интернете, почитаю статьи, а потом ещё телевизор включу для полного комплекта».
- Миллениалы и зумеры устраивают пляски в соцсетях, делятся мемами, выстраивают очереди за футболками с геометрическими фигурами и надеются, что «ну уж в этот раз они все выживут».
Так что куда ни глянь — франшиза «Игры в кальмара» расцвела ядовито-ярким цветком, и все продолжают рвать его лепестки на сувениры. За несколько месяцев до официального релиза с франшизой коллаборируют сова из Duolingo и, внезапно, Johnnie Walker. И если после выхода второй части будет шум, как после первой, значит, маркетологи отработали на все сто. Снимаю шляпу.