Стратегическое мышление для жизни. 7 шагов
Привет, меня зовут Марина, я директор по маркетингу и автор telegram-канала про маркетинг брендинг и креативное вдохновение.
Мы так часто говорим о важности стратегии для компании, о том, как нужно тщательно подойти к тому, чтобы ее сформировать, а затем идти по намеченному плану шаг за шагом, со всеми вытекающими KPI. А что если создавать стратегию и для своей жизни?
Harvard Business Review недавно выпустили TOP 10 Must Reads 2025г, — подборку эссе для тех, кто хочет применять самые передовые идеи и практики в жизни и в бизнесе. Мне понравилось эссе "Strategize Your Life" — о том, как использоваться стратегическое мышление чтобы создавать жизнь, которую ты хочешь.
«Если вы не знаете, в какой порт плывете, никакой ветер не будет попутным»
«Удача — это то, что случается, когда подготовка встречается с возможностью»
Как раз, разработка жизненной стратегии это подготовка к тому, чтобы встретиться со своими возможностями.
7 шагов для создания стратегии жизни
1. Что для меня прекрасная жизнь?
Определение фундаментальных показателей успеха, как в корпоративной стратегии, так и в жизни.
Эмоции, отношения и семья, духовность, карьера, достижения, здоровье и жизненная сила.
Выпишите все критерии и определите их текущий уровень по 10-балльной шкале для первоначальной оценки. По другому это можно сделать с помощью всем известного колеса баланса.
2. Какова моя жизненная цель?
Если говорить про цель компании, то она находится на пересечении "В чем мы хороши?" и "В чем нуждается мир?" и принимая во внимание "Каковы наши ценности?" и "Что нас волнует?". Точно также и с нами.
Если жизненного предназначения еще нет, то задайте себе следующие вопросы:
- что я умею делать хорошо?
- каковы мои основные ценности?
- какие виды деятельности меня зажигают?
- и, наконец, какую потребность я могу помочь удовлетворить в мире?
Цель направляет жизненную стратегию.
3. Какое у меня видение своего будущего?
Спросите себя:
- какую историю я хотел бы, чтобы люди рассказывали обо мне через 5-10 лет?
- чтобы я делал, если бы деньги были не проблемой?
- что я, 80-летний, не хотел бы упустить в жизни?
Сюда прекрасно подойдет инструмент — доска желаний, как мудборд для построения бренда.
4. Оценка жизненного портфеля
Компании обычно на этом этапе оценивают портфель по ключевым параметрам, таким как рост и доля рынка, делают матрицу BCG.
Мы же здесь фокусируемся на 6 стратегических областях жизни: отношения, тело, разум и духовность, социализация, работа, обучение и финансы, интересы и развлечения, личная гигиена, уход и забота о себе.
Каждую сферу жизни можно разделить на 16 стратегических жизненных единиц. Затем определяем сколько времени мы тратим на каждую единицу, оцениваем ее важность и удовлетворение, которая она нам дает по шкале от 0 до 10.
Наши эквиваленты: время, энергия и деньги.
В неделе 168 часов: как вы их проводите? Ведет ли текущая картина к цели и достижению своего видения? Приближает ли к тому, как вы определяете прекрасную жизнь?
Можно также начертить ось, где на оси X - степень важности, а на оси Y - степень удовлетворенности и затем разводить каждую жизненную единицу на карте, определив ее размер, соответствующий вложенному времени.
5. Бенчмаркинг
Практически в каждом стратегическом проекте проводится анализ практик, чтобы понять, чему мы можем научиться у ведущих компаний.
Спросите себя, кто ведет свою личную и профессиональную жизнь так, что я восхищаюсь? Спросите себя, что делает их достойными восхищения, и какой выбор они бы сделали будучи на вашем месте?
Важно учиться на том, что сработало у других, но также помнить, что нельзя просто копировать и вставлять чужой подход. Ваша жизненная стратегия должна быть уникальна для вас.
6. Ключевой выбор
Еще раз вернитесь к своим целям, видению, распределению времени и ролей, приоритетам и подумайте, где и что нужно изменить, чтобы продвинутся к прекрасной жизни.
Укажите, что хотите изменить и как это сделать. А самое главное, важно помнить про прекрасный эффект маленьких шагов.
7. Инструменты и действия для изменений
Что нужно для того, чтобы успешно внедрить все изменения?
Может быть вы найдете для этого единомышленников, а также придумаете себе вознаграждения за достижения или штраф за неудачу.
Ну и наконец, автор рекомендует поразмышлять, а затем вместить все ответы на один лист, указать 3 ключевых результата с указанием срока.
Вот и все, ваша первая минимально жизнеспособная стратегия жизни готова! Как и в случае с корпоративной стратегией, ее необходимо регулярно пересматривать, корректировать и обновлять.
Ваша жизнь - ваш главный стратегический приоритет!
Спасибо за интерес к статье!
Подписывайтесь на Telegram-канал Lovemark — авторский блог про маркетинг, брендинг и креативное вдохновение. О том, какие инструменты использовать, чтобы привлекать клиентов и создать эмоциональную связь с потребителем.