Как бороться с фродом в Яндекс Директ в 2025 году?
Всем привет! Мы — digital-агентство Internet Active. Сегодня обсудим весьма горячий вопрос - борьбу с ботами в Яндекс Директ. Тема эта порядком наболела у всех, кто занимается Директом, поскольку процент фрода с каждым годом только растёт.
Хотим поделиться с вами своим опытом борьбы с таким трафиком. Но скажем сразу, что полностью от него избавиться практически невозможно.
В последнее время проблема ботов вышла на новый уровень, поскольку бороться приходится не столько с фродовыми кликами, сколько с фродовыми заявками. А это дополнительная нагрузка на отдел продаж. При прозвоне таких лидов обнаруживается, что номер либо чужой, либо абонент находится не в сети. В результате картина размывается, и, что самое обидное, качественные лиды постепенно вытесняются из общей массы.
По одному нашему проекту количество спамных лидов достигало осенью до 90%! С помощью использования подходов, о которых расскажем ниже, нам удалось переломить ситуацию кардинально.
Однако существует ряд основных подходов, которые позволяют значительно снизить процент ботов.
1.Алгоритмы Яндекса.
Первый помощник в борьбе с ботами – как ни странно, сам Яндекс. Автоматическое фильтрование кликов уже встроено в его интерфейс и исправно работает. Алгоритмы Яндекса постоянно анализируют поведение пользователя, чтобы отсеивать «подозрительные клики».
Результат этой работы можно увидеть в «Мастере отчетов». Бюджет за такие клики Яндекс возвращает на ваш аккаунт в начале следующего месяца. Дополнительно делать вам для этого ничего не нужно, фильтрация происходит автоматически. Однако не будет лишним проанализировать ситуацию по трафику в разрезе ваших рекламных кампаний.
Автоматическая фильтрация от Яндекса штука, конечно, хорошая. Но к сожалению, чаще всего её работы оказывается недостаточно.
2.Использование сторонних платных сервисов по фильтрации ботов.
Даже эти сервисы не избавят от ботов полностью, но часть из них всё-таки помогут их отфильтровать.
Сейчас на рынке доступны десятки сервисов для защиты от ботов, такие как:
- Fraud Detector: Анализирует трафик на наличие подозрительных паттернов.
- ClickCease: Автоматически блокирует вредоносные IP-адреса.
- и многие другие
Мы используем сервис «Botfaqtor». Для начала работы необходимо зарегистрироваться, поставить скрипт на посадочную страницу, подключить ваш аккаунт Яндекс Метрики и Директа. Botfaqtor в разных проектах показывает себя неодинаково – в каких-то фильтрует ботов чуть больше, в каких-то - чуть меньше, но результат есть всегда. Однако и этот сервис помогает отфильтровать лишь часть такого трафика.
А вот пример его работы.
Эта статистика до применения botfaqtor. Было 4387 недействительных клика.
А вот статистика после применения. Стало 79 недействительных кликов. То есть в 55 раз удалось снизить такой трафик!
3.Обучение рекламных кампаний на основе данных из CRM.
Это, пожалуй, один из самых действенных способов борьбы с ботами. Но здесь есть нюанс. Рекламные кампании обычно обучаются в лучшем случае на данных о конверсиях: звонках, заявках с лид-форм и виджетов.
Так вот основная проблема тут в том, что если бот оставляет лид на сайте, то для Яндекса это хороший сигнал - он получил конверсию. Яндексу без разницы, кто оставил этот самый лид - бот или живой клиент. А ведь своё обучение он будет строить именно на данных о конверсиях. Естественно, чем больше таких «фродовых» лидов, тем больше Яндекс нам выдает точно таких же. Ведь именно на таких он и обучился.
Как же нам этого избежать? Ответ напрашивается сам собой - обучать Яндекс надо только на данных о качественных лидах. Для этого нужно передать данные в виде цели в Яндекс Метрику о том, что лид качественный. А «качественный» лид - это тот, с которым уже поработал отдел продаж и убедился в том, что контакт «живой».
Передавать данные в Яндекс Метрику можно разными способами.
Коннектор для CRM
Сделать это можно с помощью коннектора, если у вас Б24 или AmoCRM. Коннектор можно настроить на разные этапы воронки вашей CRM: в работе, спам и т.д.
Цель «Спам» в наших кампаниях, мы, конечно же, исключаем. А «лид в работе» добавляем в ключевые цели и обучаем Яндекс. Вот тут писали подробнее об этом.
Как выглядят такие цели в Яндекс Метрике
Roistat
Если у вас roistat, то всё немного проще, но уже не бесплатно. Придётся подключить «оптимизатор рекламы». Смысл всё тот же - передать данные в Яндекс Метрику о качественном лиде из вашей CRM. Только передавать тут будет сам roistat так как сами данные из CRM уже попадают в roistat.
1. После оплаты нужно будет подключить ваш счетчик Яндекс Метрики. Ранее он уже должен был быть подключен к roistat в разделе интеграции.
2. Далее нужно «добавить дополнительное условие» - «статус сделки» - «любой из». И тут вы уже выбираете нужные вам статусы из CRM.
3. Далее выбираем «пользовательскую цель» и создаем цель в Метрике JavaScript-событие, даем ей наименование, возвращаемся в roistat и указываем там.
Поздравляем - все цели готовы! Кстати, создать их можно сколько душе угодно - на разные статусы.
4. Далее идем в Директ, указываем там нашу цель и благополучно обучаем кампании.
Calltouch
С этим сервисом всё ещё проще, да к тому же и бесплатно. У calltouch фильтрация ботов уже входит в базовый тариф. Для этого нужно зайти в интеграции с Яндекс Метрикой и добавить «оффлайн-конверсию» - «все сделки». Дальнейшие действия будут зависеть уже от того, как calltouch принимает статусы из CRM. Понятное дело, что у вас должна быть настроена интеграция CRM - Calltouch.
Это могут быть теги или фильтр по статусам.
Затем так же создаем цель в Метрике и прописываем этот идентификатор в calltouch. На этом все цели готовы.
4.Капча в формах на сайте.
Боты при посещении сайта автоматом заполняют лид-формы, где есть поля «имя» и «телефон». Как нам этого избежать? Просто ставим капчу, и тогда даже при первой отправке лид-формы будет всплывать уведомление. У некоторых CMS капча уже встроена, её остаётся только подключить. Капчи могу быть от Яндекс, Google и от других сервисов. Таким образом, с помощью капчи мы отсекаем ещё часть ботов.
5. Постоянный мониторинг и оптимизация
Однако все приложенные усилия могут оказаться почти бесполезными, если вовремя не проводить оптимизацию рекламных кампаний. Регулярный анализ данных — ключ к успешной борьбе с ботами. Анализировать отчёты по рекламным кампаниям необходимо не реже одного раза в неделю: чистить площадки в РСЯ и перезапускать кампании, в которых наблюдаются всплески ботов.
Заключение
Думаем, что все описанные манипуляции уже убедили вас в том, что борьба с ботами в Яндекс Директ — это задача комплексная. И эта задача требует постоянного внимания и регулярного анализа. Что касается нас, то мы используем всё выше перечисленное в комплексе. И в результате в большинстве проектов нам удаётся значительно снизить процент ботов.
Если вы хотите получать качественные лиды из Директа, напишите нам! Мы связываемся с вами, договариваемся о личной встрече и cделаем обязательный расчет бюджета и показателей! Всем удачи и высоких конверсий!