Как сделать единую айдентику сразу для нескольких сервисов и не потерять узнаваемость

Рассказываем на примере Яндекс 360.

Как сделать единую айдентику сразу для нескольких сервисов и не потерять узнаваемость

В июле 2023 года Яндекс 360 обновил логотипы продуктов и айдентику, которая существовала с 2020 года. Мы начали менять внешний вид наших сервисов — Почты, Диска, Календаря, Телемоста, Трекера и других. Процесс ребрендинга продолжается до сих пор, и в нём принимают участие не только дизайнеры, но и копирайтеры и креаторы, которые отвечают за то, как мы «говорим» во внешнем мире. В этой статье расскажем о том, как трансформировались 2D- и 3D-иллюстрации, посмотрим на разные итерации и поделимся, как мы построили процесс обновления.

Борис Шемяков
Старший коммуникационный дизайнер в Яндекс 360
Алена Горбачева
Старший коммуникационный дизайнер в Яндекс 360

После представления нового логотипа и айдентики команда дизайна начала обновление всех иллюстраций, чтобы поддержать новый стиль. Здесь стоит оговориться, что и до ребрендинга у нас было много иллюстраций, но они не были консистентными — стиль изображений часто отличался от макета к макету и не удовлетворял наш запрос на эмоциональность.

Мы решили, что нам нужен новый стиль иллюстраций для использования в продукте и коммуникациях Яндекс 360 — уникальный и соответствующий характеру бренда. Поскольку у нас есть сервисы и для B2B, и для B2C, новый визуал должен быть понятен и приятен разной целевой аудитории.

Мы сформулировали, каким должен быть новый стиль иллюстраций:

  1. Масштабируемый, то есть может расширяться, исходя из запросов;
  2. Понятный, то есть мы используем простой и универсальный язык;
  3. Быстро воспроизводимый, то есть стиль легко перенять и начать в нём работать;
  4. Узнаваемый, то есть у стиля должен быть уникальный характер с собственной фишкой.
Трансформация 2D-иллюстраций 
Трансформация 2D-иллюстраций 
Трансформация 3D-иллюстраций 
Трансформация 3D-иллюстраций 

Основные цвета обновленной айдентики Яндекс 360 – оранжевый и лавандовый – стали также и основой для палитры 2D и 3D-иллюстраций, при этом для каждого сервиса мы подобрали свою палитру с основным цветом. У Диска это синий, у Календаря — красный, у Телемоста — зелёный.

Правильно построить процесс обновления

Мы взяли за основу идею, что Яндекс 360 — это пространство удобных сервисов, с которыми легко планировать, реализовывать и сохранять все важные события, а значит, иллюстрации должны работать на эту идею.

Прорабатывать детали 2D-стиля мы решили вместе с аутсорс-иллюстраторами, они заложили «фундамент», а после этого наши дизайнеры доработали и систематизировали наработки. За обновление иллюстраций отвечала Алёна Горбачёва, старший дизайнер в Яндекс 360.

Нам хотелось добавить динамики и большей эмоциональности в иллюстрации. В первой итерации динамика появилась за счёт наклона элементов, но эмоциональности всё ещё не хватало, поэтому мы сделали ещё одну попытку.

Сделали несколько итераций, чтобы найти свой стиль 
Сделали несколько итераций, чтобы найти свой стиль 

Попробовали добавить эмоций и сделали иллюстрации с людьми, но сколько бы мы их не рисовали, у нас всё равно получались картинки с фотостоков — такие изображения использует каждая вторая компания, а нам хотелось уникальности. К тому же, изображения по-прежнему выглядели плоско, а мы хотели добиться того, чтобы их хотелось рассматривать, и в них появился сюжет.

Такие изображения уже хочется рассматривать — в них есть сюжет 
Такие изображения уже хочется рассматривать — в них есть сюжет 

Тогда мы решили заменить людей на животных (котиков все любят!) и природу, добавить градиент, дающий глубину и объём, и это сработало! Хоть мы убрали людей из иллюстраций в явном виде, решили оставить человечность как таковую и показали взаимодействие с сервисами Яндекс 360 с помощью телефона в руках.

Добавили эмоциональности с помощью природы и животных  
Добавили эмоциональности с помощью природы и животных  

Так, спустя несколько итераций, мы сформулировали базовые принципы 2D-иллюстраций: наличие сюжета в каждой иллюстрации, разные ракурсы (прямой и в наклоне) и их сочетание, градиенты на основе палитры бренда, плоские интерфейсные иконки, эффект стекла, который достигается за счёт частичной прозрачности с блюром.

Процесс обновления 3D-стиля двигался быстрее за счёт того, что в нашей обновлённой айдентике уже были заложены 3D-элементы и базовые принципы изображений. Мы не стали обращаться к агентствам, а сразу решили дорабатывать стиль внутри — за это отвечал наш старший коммуникационный дизайнер Борис Шемяков.

Так выглядит новый стиль 3D-иллюстраций  
Так выглядит новый стиль 3D-иллюстраций  

Как и в 2D, в 3D-стиле нам было важно создать сюжет в каждой иллюстрации. Мы решили использовать метафоры, которые основываются на брендовых ассетах и содержат палитру бренда, применять иконки продуктов, разные текстуры и создавать композиции с повторами и движением по орбите. Всё это уже было частью айдентики бренда Яндекс 360.

Подобрать размеры иллюстраций для разных задач

После формулировки базовых принципов мы начали примерку в продукте — меняли иллюстрации в макетах для соцсетей, пробовали вписать новый стиль в существующие промо-материалы и лендинги, обновляли сервисные сообщения. Для обоих типов мы решили использовать размеры S, M и L — для каждого появились свои правила по отрисовке в 2D и 3D.

Используем изображения разных размеров для разных задач 
Используем изображения разных размеров для разных задач 

В 3D-стиле мы используем иллюстрации размера L на главных страницах сервиса, M для демонстрации части интерфейса (например, виджетов), а S — для сюжетов небольшого размера.

Как сделать единую айдентику сразу для нескольких сервисов и не потерять узнаваемость

2D-иллюстрации размера S имеют небольшое число элементов и цветов, как правило, не больше трёх, и используются для пустых списков и ограничения фич. Изображения размера M работают как поясняющие иллюстрации в продукте, инструкциях или ошибках, а L присутствуют в маркетинговой коммуникации и имеют уже расширенную палитру — до 5 цветов.

Подумать о жизненном цикле иллюстраций

Производство иллюстраций — процесс трудозатратный, поэтому на следующем этапе мы определили жизненный цикл 2D и 3D.

У нас много форматов контента: промо, картинки для соцсетей, лендинги, тарифы, онбординги в сервисах и т.д. 3D-иллюстрации в производстве сильно дороже, поэтому их мы решили использовать там, где обновляемость материалов ниже — это тарифы, онбординги, имиджевые страницы, спецпроекты.

2D-иллюстрации имеют более «бизнесовый» вид, и они нужны для empty states и инструкций или, наоборот, историй с постоянным обновлением — это соцсети и промо.

Собрать библиотеку элементов

После обновления визуального стиля мы делали почти все иллюстрации с нуля. Чтобы сократить трудозатраты, сразу же стали собирать библиотеку с элементами, которые можно переиспользовать.

Отрисовку начали с наиболее часто используемых элементов (изображения файлов, папок, картинок), а сейчас у нас обширная библиотека: в компонентах можно менять цвет, быстро собирать из нескольких элементов новые иллюстрации для определённых задач. Обе библиотеки (2D и 3D) регулярно обновляются, каждую неделю у нас появляется несколько новых элементов. В библиотеке 3D, помимо набора элементов, есть разные текстуры — и простые, и сложные.

Это сильно помогает нам быстрее выпускать новые материалы. Например, раньше при запуске лендинга мы рисовали каждый элемент с нуля, приходилось много рендерить, и на это уходило от шести дней. А сейчас мы делаем ту же работу за три дня, то есть библиотека компонентов сократила срок производства в два раза.

2
Начать дискуссию