Use Case VS User Story
User Story (пользовательская история) и Use Case (сценарий использования) — два популярных инструмента, которые новички часто путают. Несмотря на созвучность и общую глобальную концепцию — понимание потребностей пользователя и способов их удовлетворения — подходы всё же различаются по структуре, уровню детализации и назначению.
В этой статье мы разберём, как отличить User Story от Use Case и как их правильно использовать.
Чтобы лучше проиллюстрировать различия, будем работать с уже полюбившимся многим примером — приложением знакомств для кошек. Вы могли встретить его в других наших статьях: «Кто такой этот ваш User Story Mapping (USM)?» и «JTBD: почему продукт выполняет работу и для чего это надо».
Начнём же!
Что такое User Story?
User Story (пользовательская история) — это краткое описание использования продукта, составленное с точки зрения пользователя. Оно помогает сосредоточиться на том, что конкретно нужно пользователю. User Story проста и эффективна для определения приоритетов и обсуждения с командой. Именно поэтому она незаменима на этапе идеи и первичного планирования.
Обычно пользовательская история составляется по такому шаблону:
Как [тип пользователя], я хочу [действие], чтобы [цель].
Пример
Как владелец котика, я хочу создать профиль своего питомца, чтобы найти ему друга/партнёра.
Что такое Use Case?
Use Case (сценарий использования) — это подробное описание взаимодействия пользователя с системой для достижения конкретной цели. В отличие от User Story, оно включает описание шагов, альтернативных сценариев и возможных исключений.
Use Case нужен, когда проект входит в стадию проектирования. Он даёт команде разработчиков и аналитиков чёткие инструкции, помогает проработать все детали процесса и избежать недопонимания.
Примерный шаблон Use Case
- Название. Краткое название сценария.
- Цель. Цель, которую хочет достичь пользователь.
- Акторы. Пользователи или системы, взаимодействующие в данном сценарии.
- Триггер. Событие, запускающее сценарий (например, действие пользователя или системное событие).
- Предусловия. Условия, которые должны быть выполнены до начала сценария.
- Основной поток. Последовательность шагов для достижения цели.
- Альтернативные потоки. Что делать, если варианты развития событий, отличны от основного потока.
- Исключения. Возможные ошибки или исключительные ситуации.
- Постусловия. Состояние системы после завершения сценария.
Пример
Почему их путают?
- Ориентация на пользователя. Оба инструмента сосредоточены на потребностях пользователей, что может создавать впечатление, что это одно и то же.
- Использование в разработке. Оба подхода применяются для формирования требований, поэтому многие думают, что это взаимозаменяемые концепции.
- Лексика. Оба инструмента используют схожую терминологию, например, «цель», «акторы» и «действия», что может вводить в заблуждение.
Основные различия
Итог: для чего это всё?
User Story и Use Case — не конкуренты, а союзники. Использование обоих подходов на разных этапах разработки позволяет максимально эффективно организовать процесс. Понимание и грамотное их применение помогает создать не просто работающий продукт, а решение, которое отвечает на реальные потребности пользователей, создаёт ценность и приносит успех команде и бизнесу. А в нашем случае это ещё и делает быт котовладельцев и их питомцев чуточку лучше, ведь довольный котик — это котик, чьи встречи с хвостатыми друзьями спланированы безупречно!