Мне за них стыдно, но я поделюсь. Ошибки, которые я допускала при разработке маркетинговой стратегии
Я ошибалась и буду ошибаться еще много раз. Я это знаю, поэтому мне спокойнее живется. Любая ошибка - это опыт, который позволяет нам в будущем быть чуть лучше, чем мы были в прошлом и чем мы есть в настоящем.
Мои ошибки были не классическими. Они скорее про наивность молодого специалиста и безусловное доверие миру. Минутка профессионального эксгибиционизма, господа 😄
😱Первая ошибка - это ты... не учитывать общий фон и риски
Стратегия может быть хорошей - все по правилам - вот только обстановка вокруг не позволит воплотить ее в жизнь или получить ожидаемые результаты. Ты хватаешься за голову: "Как же это? Я ведь все делала правильно...Что со мной/моей стратегией не так?!"
А мир просто живет своей жизнью, ему плевать на стратегии и прогнозы. Привет, кризис! Привет, инфляция! Привет, высокая ставка и снижение кредитования! Привет, просадка в нише! Курс валют скачет, стоимость заявки растет, конкуренты демпингуют, чтобы выжить - вот она, реальность.
👍Но ничего, этот горький опыт меня многому научил. Собственно, поэтому я добавила в стратегию пункт о рисках и более детально изучаю ситуацию на рынке. Ну, и лучше все-таки иметь какой-то план Б или уметь быстро адаптироваться в критической ситуации.
🤵♂Вторая ошибка - не учитывать в стратегии человеческий фактор
Просто эпикфейл, правда.
Когда работаешь исключительно со своей командой, таких косяков меньше, но когда приходишь как маркетолог работать частично с командой клиента - это тот самый цирк, те самые представления.
Я весело и задорно пишу клиенту стратегию, тэзэшечки, планирую сроки, а потом происходит оно...то, что я не учла изначально. Оказывается, что smm-специалист никогда на самом деле не занимался развитием соцсетей, разработчики заняты на других проектах, часть команды не готова работать (потому что не привыкла), а позиции, которые стратегически важны, просто не закрыты.
Бывало нечто подобное и с личными брендами. Я по первости не ожидала, что клиенты могут отказаться от реализации какой-то важной части стратегии, принять решение вообще не определять целевую аудиторию, выпасть из работы на две недели.
От стратегии нет никакого толку, если ее некому/некогда/никто не хочет реализовывать. А сроки горят. А маркетолог — пидорас💩.
Удастся ли справиться с этой проблемой на 100%? Нет. Все методы работают в теории, но на практике приходится понять, принять и смириться. Люди не идеальны, команды несовершенны, руководители косячат, дедлайны срываются, работы выполняются не по ТЗ, а по зову души. Я сама периодически косячу, куда без этого.
👍 Но людей, которые готовы учиться, можно обучать; часть работ — планировать заранее; заменять тех, кто не хочет работать теми, кто хочет; местами подключать метод кнута и пряника.
В общем и целом, стратегия - это только 20% успеха. Остальные 80% - это люди и процессы.
👄Третий мой стратегический косяк - думать, что клиент всегда говорит правду
Спойлер: нет
Вот это мое любимое. Я в начале поста говорила про наивность...
Люди врут. Все. Клиенты тоже люди. Кто-то преувеличивает обороты, кто-то боится сказать, как обстоят дела на самом деле, кто-то говорит одно, а подразумевает другое. А бывает о так, что клиент не до конца понимает, что происходит, а говорит словами специалистов, которые рисуют для него картинку.
👍 Решение нашла только такое:
- Сказанное делить надвое
- Идти и проверять все (первым делом я провожу аудит)
- Иногда говорить с клиентом по душам (я работаю над этим, потому что мне сложно переключаться из режима "я маркетолог" в режим "я еще и человек")
Возможно, вам кажется, что это незначительные ошибки, но в реальности по сравнению с ними косячные рекламные кампании и коряво составленные ТЗ - это просто детские слезы. Именно эти три ошибки влияли потом на реализацию стратегии самым неожиданным образом.
↘Если не боитесь легкого эксгибиционизма в комментах, поделитесь вашими ошибками на поле профессиональной деятельности, давайте обсудим!