С какой стороны смотреть на задачу, чтобы найти нестандартное, но эффективное решение
За полный цикл производства спецпроектов в Сравни отвечает отдельная команда: мы делаем всё от идеи до анализа результатов, включая дизайн, верстку и промо. В тексте мы поделимся нашим подходом и принципами, которым следуем при поиске новых идей. Также приведём пример проекта, разработанного с их помощью.
Мы в Сравни стараемся искать самые логичные решения, которые будут восприниматься, как что-то естественное и органичное. Любая проблема всегда имеет простое и эффективное решение, но чтобы его найти, нужно правильно сформулировать условия задачи.
Первый принцип: Идея — это не самоцель, а способ решения проблемы на пути к достижению цели.
Чтобы правильно решить проблему, нужно сначала понять её, а потом сформулировать задачу.
Прежде чем начать придумывать идеи, важно понять, что это такое. Часто кажется, что идея — это озарение или уникальный дар. Но на практике все проще: идея — это способ решения задачи. Чтобы придумать эффективную идею важно четко сформулировать задачу с учетом всех условий, ограничений и конечной цели.
В ходе каждого этапа при решении проблемы можно задать такие вопросы:
Цель — какой результат должен быть?
Проблема — почему сейчас этот результат не такой?
Задача — что сделать, чтобы был нужный результат?
Идея — как это можно сделать?
Второй принцип: Всё новое — это оптимизированное старое.
Если вы не занимаетесь фундаментальными науками и поиском решений для нерешённых задач, то вы действуете на поле, где даже самая передовая идея придумана в другом виде когда-то давно или может не очень давно.
Ваша задача — оптимизировать то, что уже существует, меняя способ или форму подачи, добавляя новые возможности или убирая лишнее. Если в поисках решения задачи делать вид что ничего нет, то в результате получится то, что уже есть.
И так как у большинства задач уже есть решения, важно постоянно задаваться вопросом: что мешает их использовать? Ответ на этот вопрос запускает процесс отхода от уже готовых решений и создание чего-то нового. Это особенно важно на этапе формулирования проблемы, так как причины, по которым существующие решения не подходят, должны лечь в условиях задачи — именно из них и рождаются свежие идеи.
Чтобы проверить, проходит ли идея проверку на эти два принципа, попробуйте озвучить её через такую формулу: "Хотим чтобы было (как?), для этого нужно (что?), но есть ограничения (какие?), поэтому делаем (что?)". Это помогает структурировать процесс поиска новых решений.
А теперь покажем, как мы применяем наш подход на практике.
Как выбрать направление для развития или смены профессии
Проект решает ключевую проблему классических тестов на профориентацию: избавляет пользователей от абстрактных вопросов и даёт возможность ознакомиться с реальными задачами из разных профессиональных направлений.
Сравни Образование активно развивается: так, например, в 2024 году количество представленных школ на финансовом маркетплейсе выросло до 150. Самыми популярными направлениями онлайн-образования стали курсы по программированию и IT, дизайну, маркетингу и продажам, красоте и здоровью, бизнесу и управлению. На сайте Сравни есть подбор образовательных программ и витрина бесплатных курсов — все эти инструменты помогают людям все взвесить и выбрать свою профессию.
Задача нашего проекта — помочь структурировать свои профессиональные предпочтения и соотнести их с реальными задачами специалистов из разных областей преимущественно в IT-компаниях.
Цель
У людей, которые выбирают курс на Сравни, должна быть возможность структурировать свои профессиональные предпочтения, чтобы выбрать подходящий курс.
Проблема
Классические тесты на профориентацию отнимают много времени на абстрактные вопросы и дают усредненные результаты, а их основная цель — продать курсы конкретной школы. Наша задача — помочь человеку выбрать действительно подходящую профессию.
Задача
Создать простой и быстрый способ, который поможет человеку выбрать профессию и понять, с чем каждый день работают разные специалисты.
Идея
Тест в формате “Тиндера”, который будет основан на реальных задачах IT-специалистов из Сравни.
Это позволит увидеть, чем на самом деле занимаются специалисты разных направлений, и выбрать то, что ему ближе. В итоге человеку не придется представлять рабочие ситуации, с которыми он никогда не сталкивался. Нужно будет только оценить, хочет ли он сделать задачу, которая написана на карточке, или нет.
Результат
Для результата мы выбрали 9 направлений, которые чаще востребованы на рынке труда:
- Продуктовый дизайнер
- Продакт-менеджер
- Продуктовый аналитик
- Тестировщик
- Копирайтер
- Маркетолог
- IT-рекрутер
- Бэкенд-разработчик
- Фронтенд-разработчик
Чтобы сделать тест на реальных задачах, мы попросили каждую из этих команд в Сравни прислать свои самые популярные задачи, которые они решают. Однако описания задач оказались слишком непонятными, поэтому мы начали упрощать текст.
Принципы упрощения были такие:
- Задача не должна потерять свою суть.
- В описании не должно быть сленга, который используются только в Сравни.
- Из заголовка, без погружения в тело задачи, должно быть понятно, что нужно сделать.
- Описание должно быть коротким и понятным при беглом прочтении.
В результате у нас получились карточки с описанием задач, которые мы показывали пользователям и предлагали выбрать: хотят они выполнить задачу или нет — все просто. Результат подсчитывался на основе максимального количества выбранных карточек по той или иной профессии, а в случае одинакового результата — появлялся дополнительный вопрос. Также мы учли ситуацию при которой все карточки будут свайпнуты в одну сторону и предусмотрели ответы для такого случая.
Фичи
Когда мы попробовали прочитать все задачи, которые выбрали, то подумали, что это может наскучить и нужно их чем-то разбавить.
- Горящие задачи
Некоторые задачи в тесте буквально горят и появляются неожиданно, чтобы не дать заскучать.
- Еще одна фича — мемы
Они появляются, если результат теста 50/50 — тогда будущая профессия человека определяется отчасти волей юмора.
В результате:
- Было отобрано 9 востребованных направлений в IT.
- Проведена работа по упрощению описаний задач, чтобы сделать их понятными и удобными для пользователей.
- Тест дополнен интерактивными элементами, такими как “горящие задачи” и мемы, что делает процесс прохождения увлекательным.
Мы получили хорошую конверсию по прохождению теста: каждый третий пользователь, попавший на лендинг, проходит тест до конца. Сейчас основная задача - дать пользователю больше ценности по результатам прохождения теста в виде индивидуальной подборки обучения, которая поможет ознакомиться с выбранной профессией глубже и перейти на следующий длительный этап - освоение новой профессии.
Механика помогла не только создать уникальный инструмент для профориентации, но и открыть дополнительные возможности для привлечения пользователей на платформу. Сейчас мы продолжаем масштабировать и дорабатывать проект, добавляя новые направления и задачи.