Как придумать название бизнесу, бренду, каналу, сайту?
Специализируюсь на упаковке брендов от нейминга и стратегии до фирменного стиля. Я занимаюсь разработкой названий уже около 4-х лет, за это время мной было разработано более 50 уникальных (!) названий для различных бизнес-проектов - от бренда натуральной косметики до инвестиционного фонда. Также я обучаю неймингу и дизайну онлайн и оффлайн.
Я знаю, как придумать эффективное и патентопригодное название для абсолютно любой сферы и хочу поделиться базовыми механиками нейминга с вами.
Нейминг – (имяобразование, от английского «name», имя) – комплекс работ, связанных с созданием звучных, запоминающихся и точных названий для бизнеса, различных проектов и товаров.
Цель нейминга – разработать название, которое передаёт идею и ценности проекта.
Каким должно быть название:
- ассоциативным (имя должно вызывать позитивные эмоции у потребителей);
- непохожим на конкурентов (если есть задача от них отстроиться);
- запоминающимся;
- легко произносимым (имя должно быть кратким и емким — не более двух слов, не более двенадцати звуков);
- уникальным (разработанное имя не должно быть ранее зарегистрировано и использовано кем-либо);
- понятным для аудитории (примерами являются названия сетей супермаркетов, которые позиционируют себя как магазины с низкими ценами – «Копейка», «Пятерочка», «FixPrice»)
- звучным;
- актуальным (антитренд прошедших лет – родовые имена «У Иваныча», «У Татьяны», «Софья»).
Также очень важно отслеживать значение названия на языке вашей целевой аудитории и какие ассоциации от имени возникают у потребителей.
Для наглядности покажу несколько супер известных примеров неудачного нейминга.
1) Детское питание Bledina, стал одним из первых западных брендов, который в 90-е начал активно продаваться в странах бывшего СССР. По очевидным причинам нейминг пришлось сменить. 2) Chevrolet Nova — автомобиль, которому пришлось сменитьназвания, чтобы выйти на рынок Испании и Латинской Америки. No va по-испански буквально означает «Не едет».3) Совместное предприятие Газпрома и государственной нигерийской компании Nigaz, «Нигерия» + «Газпром», звучит как «niggaz» — оскорбительное прозвище для афороамериканцев.
Как придумать действительно эффективное название, соответствующее всем критериям?
Во-первых, необходимо собрать всю информацию о проекте в одно место. У меня для это есть качественно проработанный бриф с вопросами, которые помогают понять все стороны бизнеса.
Если очень коротко, то нужно ответить на вопросы:
Какие имена конкурентов нравятся, а какие нет?Что мы хотим сказать аудитории нашим названием?Какой язык названия больше всего подойдёт?
Раскрываю механики нейминга:
Ассоциации
Учитываем все варианты, связанные с какими-либо свойствами бренда. Обычно я готовлю облако ассоциаций в блокноте
или программе (можно даже в заметках на телефоне). Выписываю всё, что приходит на ум, связанное со сферой деятельности и самим проектом.
Аббревиатуры
Тут название бренда складывается из сокращений. Примеры — банк ВТБ — Внешний Торговый Банк. Или издательство МИФ: Манн, Иванов и Фербер. Чтобы придумать аббревиатуру, опишите проект 3-5 словами, а потом объедините первые буквы.
Неологизмы
Придуманные слова, которых нет: Google, Яндекс — местоимение «я» и существительное «индекс». Чтобы создать неологизм, необходимо проявить креатив и изобретательность. Поиграйте словами, измените суффикс, окончание, поменяйте части слова местами.
ФИО
Тут все просто — берётся имя, фамилия или отчество. Примеры:Лаборатория Касперского, Тинькофф Банк, Honda, Nestle.
Рифмы
Яркий пример в этой категории — «7-Eleven» (Seven-Eleven). Интернет-магазин «Тао Бао»
Доменный-нейминг
Суть этого способа — использовать домен в качестве наименования. Например, «АВТО.РУ» или «MAIL.RU».
Заимствование иностранных слов
Выражения на другом языке звучат более привлекательно, особенно если они олицетворяют вид деятельности компании. Можно обратиться к русско-английскому словарю, а также попробовать перевести на французский, итальянский, испанский языки.
Это лишь короткий список самых базовых механик, которые помогут любому человеку придумать своё «то самое» название для проекта или бизнеса. В моей профессиональной практике их намного больше.
Важно! Не забудьте проверить ваше название на уникальность (гугл, яндекс, социальные сети, карты местности, специальные сервисы) или обратитесь за помощью к неймеру или в патентное бюро, но часто услуга проверки является платной.
Если у вас остались вопросы по теме нейминга, буду рада на них ответить!