«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

Как наши клиенты экономят на персонале до 1 000 000 в год благодаря доступной технологии, увеличивают продажи, повышают лояльность аудитории, привлекают внимание СМИ бесплатно, избегают штрафов до 500 000 руб. Кейсы в статье.

Умный стикер и социальная ответственность бизнеса

Для бизнеса инклюзия бывает двух видов: внешняя и внутренняя.

Внешняя – это когда компании учитывают потребности людей с инвалидностью как своих клиентов. Они делают товары, услуги и сервисы удобными и доступными для всех.

Внутренняя – это когда в организациях создают команды, где могут работать люди с разными возможностями, обеспечивая для них комфортные условия.

В статье речь пойдет о внешней.

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

Часто, когда мы говорим с крупными компаниями о внедрении умных стикеров для слепых и слабовидящих, чтобы их услуги или товары стали доступнее, бизнесмены отвечают: «А много ли таких клиентов? 0,5%? 0,1%?».

В 2025 году число слабовидящих и тотально незрячих в России может достигнуть 6,2 млн человек, предположили аналитики. Прогноз они составили в том числе с учетом демографических данных Росстата

А если оценивать еще и количество связанных с ними людей (членов семьи, сопровождающих, друзей), то получим еще как минимум столько же. То есть 12,4 млн человек в России связаны с этим рынком. А это в свою очередь почти 9% населения.

Исследование аналитического центра НАФИ показывает: 61% предпринимателей, внедряющих инклюзивные технологии, отмечают рост клиентской лояльности.

Но и штрафы никто не отменял:

1. В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН, которая запрещает все формы дискриминации.

2. Федеральный закон №181-ФЗ также не допускает дискриминацию по признаку инвалидности.

3. КоАП РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении товаров и услуг в том числе людям с инвалидностью в виде штрафа для должностных лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

Доступность – это не только про этику и законодательство, но и про конкурентные преимущества. Современные клиенты ожидают удобства, комфортной навигации и качественного сервиса. «Умный стикер» – это технология, которая помогает бизнесу соответствовать этим ожиданиям. Он делает пространство удобным для всех посетителей.

«Умный стикер»: промежуточные результаты проекта и наших клиентов

Проект «Умный стикер» начинался как студенческий стартап, но быстро превратился в масштабный социальный проект, направленный на улучшение доступности среды для людей с нарушением зрения. Сегодня наша разработка уже внедрена в образовательных и культурных учреждениях, а также начинает привлекать внимание бизнеса.

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

Умный стикер в образовательных учреждениях

Университетская среда — это пространство, где доступность критически важна. Многие студенты с нарушением зрения сталкиваются с трудностями при ориентации на территории кампуса, поиске нужных кабинетов и чтении расписания.

  • Иркутский государственный университет (ИГУ) стал первой образовательной площадкой, где в декабре 2023 года мы разместили «умные стикеры». Они помогают студентам быстро находить аудитории, кафедры и другие важные объекты без посторонней помощи.
  • В мае 2024 года Орловский государственный университет (ОГУ) присоединился к проекту, разместив 35 NFC-стикеров в учебных корпусах. Теперь информация о номерах аудиторий и факультетах доступна через смартфон, что делает кампус удобным для всех студентов.

Учреждения отметили значительные плюсы после внедрения технологии.

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

1. Приток студентов. Количество учащихся с нарушением зрения выросло на 15%. А это - залог того, что в будущем люди смогут найти работу и зарабатывать на жизнь. Они выбирают программы, соответствующие профессиям психологов, музыкантов, вокалистов, преподавателей, переводчиков, журналистов.

2. Экономия на персонале. Вузу не требуется нанимать дополнительных сотрудников для сопровождения слепых и слабовидящих студентов. А поскольку их особо и не было, теперь не приходится дергать ни охранников, ни методистов, ни преподавателей.

3. Гибкость обновления контента. Если аудиторию переносят, меняется расписание или заведующий кафедрой, не нужно заказывать новые таблички Брайля. Достаточно обновить тифлокомментарий в системе, и информация изменится мгновенно.

4. Снижение затрат на навигацию. Таблички Брайля стоят дорого и требуют физических изменений при обновлении. Изготовление одной на 2-3 строки стоит от 1500 рублей и занимает минимум неделю. Умные стикеры не нуждаются в переизготовлении.

5. Социальная ответственность и рейтинг вуза. Инклюзивность – важный фактор при оценке вузов. Внедрение умных стикеров подчеркивает заботу о студентах с особыми потребностями и помогает вузу участвовать в программах доступной среды.

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

Культурные объекты: музейные пространства без барьеров

Культура должна быть доступна каждому, но в большинстве музеев России слабовидящие посетители не могут полноценно взаимодействовать с экспонатами. Традиционные аудиогиды не дают нужный уровень детализации, а табличек Брайля с развернутыми описаниями просто нет.

  • Музей «Семья сквозь века» (Иркутская область). В июне 2024 года здесь появились «умные стикеры».
  • Музей-квартира И.Д. Сытина (Москва). Внедрение «умных стикеров» в этом музее стало важным шагом в создании инклюзивных культурных пространств.
  • Музей истории Иркутска им. А.М. Сибирякова интегрировал технологию в декабре 2024 года.
«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

Что дал умный стикер музеям?

1. Рост посещаемости.

Доступность информации для слепых и слабовидящих людей расширяет аудиторию музея. Отметили, что слабовидящих посетителей стало на 15% больше.

А с учетом того, что чаще всего они приходят в сопровождении с друзьями или близкими - рост посещаемости составил около 20%, что положительно сказалось на продажах билетов, сувенирной продукции и популярности музея.

Инклюзивность не только расширила аудиторию, но и повысила лояльность посетителей, сделав музей комфортным пространством для всех.

2. Экономия на гидах-тифлокомментаторах.

Размещение умных стикеров снижает потребность в персонале, обеспечивающем сопровождение незрячих посетителей. Ведь стикер мгновенно предоставляет информацию через аудиосообщение. Средняя зарплата гида в регионе 36 000 рублей. Даже содержание одного штатного гида с указанным окладом обходится музею в 645 000 рублей год. А если таких сотрудников хотя бы 2 для посменной работы - это уже больше миллиона рублей. Оснастить музей умными стикерами стоит примерно 30 000 - 40 000 рублей. Наклейки прослужат 3-4 года. Средняя окупаемость стикеров 1 месяц.

3. Рост вовлеченности посетителей.

Умные стикеры содержат не только описания экспонатов, но и другие материалы: рассказы о художниках, исторические факты, интерактивные задания, что делает посещение более интересным. Посетители без нарушений зрения также активно используют нашу разработку.

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

4. Социальная ответственность и имидж.

Внедрение инклюзивных технологий повышает статус музея как социально ответственного учреждения. Привлекает внимание СМИ, благотворительных фондов и государственных программ поддержки.

5. Аналитика посещаемости.

Система сбора данных позволяет анализировать, какие экспонаты вызывают наибольший интерес, какие зоны посещают чаще, что помогает музеям корректировать экспозиции.

6. Расширение доступа к культуре.

Внедрение умных стикеров в музеи способствует выполнению государственных программ по доступной среде и инклюзивности.

7. Экономия на устройствах для аудиогидов.

Цены на устройства-аудиогиды для музеев обычно находятся в диапазоне от 10 000 до 16 500 рублей за единицу, в зависимости от модели и ее характеристик. Поскольку умными стикерами могу пользоваться и люди без нарушения зрения, то музей экономит на новом оборудовании.

Первый городской парк, оборудованный умными стикерами появится в Орле в марте-апреле 2025 года

город Орёл
город Орёл

Суть проекта заключается в том, что на скамейках будут расклеены стикеры с NFC. Дотронувшись телефоном до стикера гости и жители города услышат исторические факты из жизни писателей-орловцев.

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

Мы с командой собрали истории о Лескове, Пришвине, Тургеневе, Бунине, Андрееве, Фете и других. Затем согласовали контент с экспертами из орловских музеев, записали тифлокомментарии и подготовили рельефные стикеры. Скоро приступим к монтажу. Ценно, что проект организуется за счет грантовых средств субсидии правительства Орловской области, это говорит о том, что наши чиновники заботятся о родном городе и стараются сделать его интересным.

Умный стикер: первые шаги в банковском сегменте

2 филиала Сбербанка в Иркутске уже оснащены «умными стикерами». Офисы находятся на ул. Ербанова д. 6 и б-ре Рябикова д. 20Б.

Теперь незрячие и слабовидящие люди могут самостоятельно находить банкоматы, зону обслуживания клиентов и даже кофейный автомат. На каждом банкомате размещена рельефная наклейка, а стикеры на дверях помогут быстро определить расположение важных зон.

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

Сбер стал дружелюбнее не только для людей, но и для собак-проводников. Теперь клиенты могут приходить с питомцами до 35 см в холке. Это такие породы, как Кавалер-кинг-чарльз-спаниель, цвергшнауцер, пудель или джек-рассел-терьер. Для них предусмотрена миска с водой, а хозяева собак-проводников могут спокойно решать свои финансовые вопросы.

На сегодняшний день мы ведем ряд переговоров с бизнесом о тестовых внедрениях умных стикеров:

  • Кафе пробует использовать NFC-стикеры для озвучивания меню и предоставления информации о блюдах. Это удобно не только для слабовидящих, но и для всех гостей.
  • Магазин внедряет технологию для аудиоописания товаров, помогая покупателям быстрее ориентироваться в ассортименте.
  • Санаторий рассматривают возможность размещения «умных стикеров» для голосового сопровождения навигации по территории.

Мы видим, что «умный стикер» универсален. Он уже помогает в сфере образования и культуры, но его потенциал гораздо шире.

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

Как бизнес может подключиться к проекту?

Шаг 1. Расскажите нам о себе, а мы расскажем, как «Умный стикер» поможет вашему бизнесу

NFC-стикеры могут использоваться в разных сферах:

  • В кафе и ресторанах — для озвучивания меню и акционных предложений.
  • В магазинах — для предоставления информации о товарах и навигации по отделам.
  • В гостиницах — для удобной системы голосовой навигации по номерам и сервисам отеля.
  • В офисах и бизнес-центрах — для упрощенной навигации и быстрых инструкций по безопасности.

Мы предложим три готовых варианта для вашего бизнеса: минимальный пакет (5 стикеров), стандартный (15 стикеров) и расширенный (30 стикеров).

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов

Шаг 2. Протестируйте технологию в рамках пилотного проекта

Мы предлагаем предпринимателям протестировать «умные стикеры» по льготной цене в рамках пилотного проекта. Увидеть, как технология работает и оценить ее пользу без значительных вложений.

Что включает пилотный проект?

✔ Размещение первой партии стикеров в вашем бизнесе

✔ Настройка контента: от голосового описания товаров до навигации

✔ Техническую поддержку и консультации на этапе внедрения

Шаг 3. Масштабируйте и обновляйте информацию в одно касание

После тестирования вы сможете расширить использование технологии в своем бизнесе. Главное преимущество «умных стикеров» — возможность мгновенно обновлять контент без перепечатывания материалов. Это удобно для тех, кто часто меняет меню, акции, расписание или описание товаров.

Как подключиться?

Мы готовы рассказать подробнее о возможностях «умного стикера» для вашего бизнеса.

Оставьте заявку на консультацию до 1 апреля и мы сделаем фирменный дизайн стикеров с учетом вашего брендбука или логотипа - бесплатно.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и Telegram. Если не готовы сейчас внедрять стикеры - будет проще нас найти в будущем.

«Умный стикер» – как компании зарабатывают на инклюзии и избегают штрафов
3
Начать дискуссию