Этикет в социальных сетях: 7 правил, которые спасут репутацию

Этикет в социальных сетях: 7 правил, которые спасут репутацию

За последние 15 лет интернет стал не просто источником информации и весёлых картинок, а мощной площадкой для развития бизнеса. В социальных сетях создаются аккаунты компаний, многие развивают личный бренд, чтобы зарабатывать, и тоже активно «раскачивают» свои страницы… Порой забывая о самых элементарных правилах сетевого этикета. Но одно неверное слово — и вот уже годами выстроенная репутация летит в тартарары. А ведь именно в интернет за отзывами о вас и вашем бизнесе пойдут другие пользователи…

Разбираемся, как соблюдение этикета в социальных сетях влияет на репутацию, и учимся общаться в социальных сетях так, чтобы не испортить себе карму.

Сетевой этикет или сетикет: зачем его соблюдать

В России про правила поведения в сети активно заговорили примерно с 2010 года. Тогда в одной из газет определили понятие «сетикет» как правила общения в сети. Однако само понятие «сетикет» появилось в 80-х годах XX века.

Сейчас знание сетевого этикета просто необходимо каждому, кому небезразлична своя собственная репутация. Оно поможет определить, уместны ли ваши действия и ответы в тех или иных ситуациях: при общении с потенциальными или действующими клиентами, при ответе на отзывы об услугах или даже при неформальном общении с подписчиками. От того, насколько вы соблюдаете правила сетевого этикета, будет зависеть то, найдёте ли вы общий язык со своей аудиторией и не настроите ли её против себя.

Фактически правила поведения в социальных сетях не являются обязательными для соблюдения. Но они серьёзно влияют на прибыль от вашей деятельности. Поэтому пренебрегать ими не стоит.

В реальной жизни вы стараетесь вести себя вежливо, корректно с другими людьми. Это позволяет выстроить хорошие отношения. И именно так нужно вести себя в виртуальном мире. Сложности, конечно, есть — при общении в сети создаётся впечатление, что чужие границы легко нарушить, возникает ощущение большой дистанции, хотя пользователь, с которым идёт диалог, гораздо «ближе», чем кажется.

В такой ситуации ответственность за свои слова видится меньше, чем при общении в реальной жизни. Отсюда и возникает проблема некорректного общения, которое в результате способно негативно повлиять на вашу репутацию.

Пренебрежение правилами сетевого этикета может повлечь за собой необратимые последствия для небольшого бизнеса или не очень раскрученного личного бренда. Но и крупным игрокам оно способно серьёзно испортить рейтинг и репутацию.

Итак, зачем соблюдать сетикет?

  • Чтобы расположить к себе человека и установить с ним диалог, доверительные отношения.
  • Чтобы обезопасить себя от нарушения закона.
  • Чтобы избежать ущерба репутации.
  • Чтобы привлечь как можно больше подписчиков, расширить аудиторию потенциальных клиентов.

В диалоге с пользователями соблюдать определённые правила сетикета не сложно — они полностью соответствуют правилам этикета, которые нужно соблюдать в реальной жизни.

Основное правило — уважение к пользователю. Помните, что за дисплеем с той стороны — такой же человек, как вы, со своими чувствами, переживаниями и эмоциями. Поэтому очень важно и в сети общаться уважительно, терпеливо, вежливо, с пониманием.

Грамотно подбирайте слова: одно неосторожное слово способно подмочить вашу репутацию.

Сетевой этикет сейчас очень тесно связан с законом, а его правила можно регулировать юридическими нормами. Так, например, разместив некорректную, порочащую честь и достоинство информацию, можно получить совершенно реальный иск за это (не стоит забывать про федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», но можно вспомнить и закон «Об авторском праве»). И в зависимости от ситуации дело может дойти до серьёзных судебных баталий. При соблюдении этикета в сети этого легко избежать.

Помните: интернет — это не область безнаказанности, и «по шапке» тут схлопотать очень даже возможно. А наличие таких историй явно негативно скажется на репутации. Чёрный пиар — тоже пиар, но это не лучший вариант с точки зрения именно репутационных рисков.

Итак, чтобы не нарушать закон в интернете, стоит обязательно задумываться о том, где и что вы пишите, как и кому отвечаете, под какими постами ставите лайки. Однозначно не стоит никого оскорблять, ни на кого клеветать, копировать и воровать чьей-то контент, нарушая авторское право, пропагандировать вещи, запрещённые законом.

Сейчас поведение в сети напрямую влияет и на репутацию не только в интернете, но и в реальной жизни — социальными сетями пользуются даже бабушки, а не только ваши одноклассники. Соответственно, потенциальные клиенты и партнёры точно так же могут читать ваш блог и быть подписанными на ваши страницы.

А страницы в социальных сетях — это ваше «лицо» или «лицо» вашего бизнеса. И придерживаться правил поведения в сети нужно точно так же, как и в реальной жизни. Иначе можно стать в глазах других, в том числе людей, просто читающих паблик, человеком недалёким, глупым и некультурным.

Нужно ли вам такое пятно на репутации? Думаем, нет. Поэтому не стесняйтесь извиняться, если это необходимо, благодарить своих подписчиков, пишите грамотно и вежливо.

Главные правила сетевого этикета

И напоследок собрали для вас самые основные правила сетевого этикета, которые помогут вам сохранить или улучшить вашу репутацию.

Отвечайте вежливо

Первое правило, которое нужно соблюдать в рамках сетевого общения — вежливость. Это касается и публичных, и непубличных людей, и представителей бизнеса. Общайтесь так же, как если бы вы общались в реальной жизни. Язвительный тон или пренебрежительный, грубый может оттолкнуть от вас аудиторию, вы рискуете прослыть «неприятным» человеком.

Даже если вас провоцируют на скандал (а такое может быть), следует отказаться от хамства и тем более оскорблений. Ни в коем случае не стоит нападать на оппонента и использовать нецензурную брань. Если диалог происходит в комментариях, то своё неумение общаться вежливо и не реагировать на провокации вы продемонстрируете всем, кто читает эти комментарии.

Да и вообще, никогда не стоит участвовать в перепалках в сети. Ваши гневные или провокационные ответы могут впоследствии использовать против вас же. А вежливый внимательный ответ позволит вам получить дополнительный плюсик в карму.

Не обращайте внимание на мелкие опечатки и ошибки в текстах пользователей. Иначе рискуете прослыть занудой. Если вы хотите указать человеку на очень серьёзную ошибку (например, неверное цитирование новости), лучше сделать это в личном сообщении либо составить максимально корректный ответ со ссылками-опровержениями.

Предоставляйте полноценный ответ и не заставляйте долго ждать

Время — деньги, и не только у вас, ��о и у других людей. Поэтому уважайте чужое время и отвечайте на запросы клиентов, отзывы, вопросы пользователей быстро. Кроме того, не забывайте про полноценный развёрнутый ответ, который даст человеку максимум информации. Кстати, это касается как личной переписки, так и общения в сети на открытых площадках.

Спаму — нет

Забудьте про спам во всех его проявлениях. Вообще и совсем. Даже если человек подписался на ваш паблик, не нужно сразу же начинать писать ему в личку — это одно из главных правил этикета в социальных сетях.. Возможно, пользователь подписался просто ради интереса, а ему уже начинают досаждать «официальные аккаунты»… Это может спровоцировать отписку.

Люди не любят навязчивость и излишнюю рекламность. Вполне возможно, что им достаточно читать ваши посты, чтобы сделать нужные им выводы.

Можно создать чат-бот с рассылками, где вы будете отправлять людям интересные посты, предложить своей аудитории подписаться на них, но самостоятельно «ломиться в личку» точно не стоит.

Не воруйте чужой контент

И не только потому, что это карается законом об авторском праве. Вы же не хотите прослыть воришкой? То ещё пятно на репутации. Создавайте свой собственный авторский контент, а нейросети помогут сделать вам классную картинку или инфорграфику для поста.

Если уж очень хочется поделиться чьим-то постом, то, во-первых, сделайте это в формате репоста с указанием автора, а во-вторых, спросите у самого автора разрешение. Кстати, обмен постами по договорённости помогает наращивать аудиторию обоим участникам этой сделки и может вылиться в выгодный союз.

Спокойно воспринимайте критику

Если вас критикуют, не стоит сразу вставать в штыки. Лучше поблагодарить пользователя за внимание и объяснить свою точку зрения или свои действия. А иногда конструктивная критика помогает расти.

Да, мы понимаем, люди могут быть бестактны и лезть со своими советами и мнениями туда, куда их не просят. Но спокойствие, только спокойствие!

Помните о конкуренции

Относитесь к другим с уважением и помните о здоровой конкуренции. Не нужно на своей странице высмеивать своего оппонента или бренда-конкурента. Лучше развивайте свою компанию, делайте лучше её сервис, и скоро ваши конкуренты будут завидовать вам. Этот вариант позволит сохранить репутацию уверенного в себе и сильного человека, которому действительно важно предлагать людям хороший продукт, а не «выезжать» на чьём-то унижении.

Пишите грамотно

Следите за тем, как вы пишите. Ваши тексты — ваше лицо в сети. Если не хотите прослыть неграмотным человеком, соблюдайте правила родного языка, не ленитесь вычитать текст и проверить его на ошибки. Грамотный автор вызывает куда больше доверия, чем можно было бы ожидать — на эту тему уже есть научные статьи. На пару небольших ошибок или опечаток все закроют глаза, но если постоянно писать неправильно, то есть все риски потерять доверие аудитории.

Совет. Сервисы типа «Орфограммка» и даже банальный Word помогут вам убрать самые грубые опечатки и ошибки без особого труда.

Этикет в социальных сетях — не самая сложная наука, однако именно соблюдение его простых правил поможет вам не подмочить свою репутацию хотя бы на уровне взаимодействия с аудиторией в сети.

3
1 комментарий